ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А17-2580/14 от 03.09.2014 АС Ивановской области

42/2014-35217(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного заседания

г. Иваново

Дело № А17-2580/2014

03 сентября 2014 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>) к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 79 815 рублей, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета Ивановской области по транспорту (ОГРН <***>),

при участии:

от истца: ФИО2 по доверенности от 01.10.2012 г., ФИО3 по доверенности от 01.09.2014 г. (паспорт).

от ответчика Департамент финансов: ФИО4 (удостоверение №202 от 13.01.2014) по доверенности от 25.04.2014,

от третьего лица: ФИО5 по доверенности от 04.08.2014 г. № 725- 026/01-09.

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд Ивановской области к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в размере 47 655 рублей. В исковом заявлении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указан Комитет Ивановской области по транспорту. Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.

Определением арбитражного суда от 29.04.2014 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет Ивановской области по транспорту.


Лицам, участвующим в деле предложено представить дополнительные документы в срок до 23.06.2014.

В установленный судом срок от ответчиков и третьего лица поступили письменный отзывы на иск.

Определением арбитражного суда от 27.06.2014 суд перешел к рассмотрению дела в общеисковом порядке, судебное заседание назначено на 16-00 часов 22.07.2014 года, о чем стороны извещены надлежащим образом.

Определением арбитражного суда от 22.07.2014 года судебное заседание по делу отложено на 15-00 часов 03.09.2014 года по ходатайству истца.

В судебное заседание ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Истцом в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, просили взыскать с ответчиков 79815 рублей. (Ходатайство в письменном виде представлено в материалы дела)

Согласно ч.1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

На основании ст. ст. 49, 159, 184, 185 АПК РФ, суд удовлетворил ходатайство об увеличении исковых требований.

Ответчиком заявлено ходатайство о замене органа государственной власти Департамента финансов на Комитет Ивановской области по транспорту как главного распорядителя средств, обосновав свое ходатайство тем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту. В данном случае главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности является Комитет Ивановской области по транспорту, что подтверждается: пунктом 3.4 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, с использованием социальной карты жителя Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг, согласно которому Комитет Ивановской области по транспорту возмещает перевозчикам стоимость льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте» и Приложением 8 к Закону Ивановской области от 24.12.2012 № 120-03 «Об


областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приложением 8 к Закону Ивановской области от 20.12.2011 № 134-03 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (код главного распорядителя 026, раздел, подраздел 1003, целевые статьи 5058826, 5059121, 5059123, 5059221, 5059321).

Истец возражал по ходатайству ответчика о замене публично-правового образования на Комитет Ивановской области по транспорту, считая, что в качестве ответчика должна выступать Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области. Третье лицо оставило на усмотрение суда заявленное ходатайство

Заслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Из Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» следует, что рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Указом Губернатора Ивановской области от 18.06.2010 № 74-уг, в редакции от 23.04.2012 утверждено Положения о комитете Ивановской области по транспорту. Согласно п. 1.5., 1.6. Положения финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств областного бюджета, Комитет является главным


распорядителем средств, предусмотренных в областном бюджете на выполнение возложенных на Комитет функций.

В тоже время Постановлением Правительства Ивановской области от 22.11.2012 № 473-п утверждено Положения о Департаменте финансов Ивановской области. Согласно п.3.11, 3.4 Положения Департамент финансов является главным распорядителем средств областного бюджета, исполняет судебные акты по искам к казне Ивановской области в порядке, предусмотренном законодательством; ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, определяет лимиты бюджетных обязательств главным распорядителям бюджетных средств.

С учетом изложенного, учитывая позицию истца по заявленному ходатайству, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного ходатайства, принимая во внимание, что убытки причинены самим фактом предоставления льгот гражданам и отказ комитета в возмещении расходов перевозчика вызван отсутствием договора на возмещение расходов по перевозке льготных категорий граждан. Кроме того, представитель финансового органа не представил доказательств выделения Комитету средств на возмещения убытков причиненных в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов). Данная статья расходов Комитета в Законе Ивановской области от 24.12.2012 № 120-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 5 статьи 158 АПК РФ, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого- либо из лиц, участвующих в деле, а также в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств.

Принимая во внимание неявку ответчика, а также с учетом необходимости извещения ответчика Министерство финансов об увеличении исковых требований, суд полагает необходимым отложить судебное заседание.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, арбитражный суд руководствуясь статьями 158, 185, 188 АПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Судебное заседание по делу отложить на 15-00 часов 02 октября 2014 года.

2. Истцу представить доказательства вручения копии уточнения исковых требований отсутствующему ответчику, представить письменные пояснения по расчету с учетом тарифа, отраженных в отчетах по терминалам.

4. Явка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание является обязательной. При невозможности явки лица, участвующие в деле обязаны представить запрошенные судом документы и заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Судья

Т.В. Романова



2 А17-2580/2014

3 А17-2580/2014

4 А17-2580/2014