ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А17-28/15 от 10.06.2015 АС Ивановской области

15/2015-25467(1)

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail:

info@ivanovo.arbitr.ru

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу

 г. Иваново Дело № А17- 28/2015  10 июня 2015 г.

 Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.  рассмотрев в судебном заседании дело возбужденное по заявлению 

индивидуального предпринимателя ФИО1 к  Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области о  признании незаконным решения Администрации, формализованного в письме  исх. № 3823 от 20.11.2014г. а также об обязании Администрации в  десятидневный срок с момента вынесения решения Арбитражным судом  Ивановской области направить в адрес ФИО1 проекты договоров  купли-продажи на земельные участки: 

- земельный участок с кадастровым № 37:08:011304:25, находящийся в  государственной (муниципальной) собственности, площадью 12 892 кв.м.,  категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания,  телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,  земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,  разрешенное использование: под размещение культурно-бытовых зданий,  местоположение: местоположение установлено относительно ориентира,  расположенного в границах участка, почтовый адрес: Ивановская область,  Комсомольский район, участок Маркуша, дом 2, 

- земельный участок с кадастровым № 37:08:011304:26, находящийся в  государственной (муниципальной) собственности, площадью 15 957 кв.м.,  категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания,  телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,  земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,  разрешенное использование: под размещение культурно-бытовых зданий,  местоположение: местоположение установлено относительно ориентира,  расположенного в границах участка, почтовый адрес: Ивановская область,  Комсомольский район, участок Маркуша, дом 1, 

при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 (доверенность от 09.12.2014г.);


от Администрации Комсомольского муниципального района – Матвеичевой  Ю.Е. (доверенность от 26.09.2014г.); 

 У С Т А Н О В И Л: 

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Администрации  Комсомольского муниципального района Ивановской области о признании  незаконным решения Администрации, формализованного в письме исх. № 3823  от 20.11.2014г. а также об обязании Администрации в десятидневный срок с  момента вынесения решения Арбитражным судом Ивановской области  направить в адрес ФИО1 проекты договоров купли-продажи на  земельные участки: 

- земельный участок с кадастровым № 37:08:011304:25, находящийся в  государственной (муниципальной) собственности, площадью 12 892 кв.м.,  категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания,  телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,  земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,  разрешенное использование: под размещение культурно-бытовых зданий,  местоположение: местоположение установлено относительно ориентира,  расположенного в границах участка, почтовый адрес: Ивановская область,  Комсомольский район, участок Маркуша, дом 2, 

- земельный участок с кадастровым № 37:08:011304:26, находящийся в  государственной (муниципальной) собственности, площадью 15 957 кв.м.,  категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания,  телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,  земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,  разрешенное использование: под размещение культурно-бытовых зданий,  местоположение: местоположение установлено относительно ориентира,  расположенного в границах участка, почтовый адрес: Ивановская область,  Комсомольский район, участок Маркуша, дом 1, обратился индивидуальный  предприниматель ФИО1 (далее ИП ФИО1). 

 Необходимость удовлетворения заявленных требований обусловлена  следующими доводами. 

 ФИО1 является собственником объектов недвижимости  гостиницы, общей площадью 81,4 кв.м. расположенной по адресу : Ивановская  область, Комсомольский район, пос.Октябрьский, участок Маркуша, дом 2 и  жилого дома, общей площадью 41,7 кв.м., расположенного по адресу :  Ивановская область. Комсомольский район, пос.Октябрьский, участок Маркуша,  дом 1. 

 Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участка  находящихся в государственной (муниципальной) собственности с кадастровым  номером 37:08:011304:25, площадью 12 892 кв.м. и с кадастровым номером  37:08:011304:26площадью 15 957 кв.м. арендуемых предпринимателем на  основании договоров аренды от 05.06.2013 года № 63-13 и № 63-14. 


29.12.2014 г. ИП Подчуфаровым В.В. от Администрации  Комсомольского муниципального района было получено письмо исх. № 3823 от  20.10. 2014 г. в котором содержался отказ в приватизации земельных участков. В  качестве основания отказа в приватизации земельных участков Администрация  указала, что не имеет возможности переоформить в собственность  испрашиваемые земельные участки так как на основании решения  Комсомольского районного Совета народных депутатов от 17.03.1993 года  водохранилище Маркуша является особо охраняемой природной территорией  Комсомольского муниципального района (пункты 2 и 3 статьи 27 Земельного  кодекса РФ). 

 По мнению ИП ФИО1 отказ в праве выкупа 2-х земельных  участков не основан на нормах действующего законодательства. 

 Являясь собственником зданий, расположенных на земельных участках,  ИП ФИО1 в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса  РФ имеет исключительное право на выкуп данных участков. 

 Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым  природным территориям осуществляется согласно пунктов 1 и 2 статьи 26  Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных  территориях» ( далее Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ) принятием  нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или  региональных) или органов местного самоуправления. Законом не  предусмотрено такой категории памятников природы как «памятники природы  местного значения». По состоянию как на день подачи заявления о выкупе  земельных участков, так и по состоянию на день выдачи отказа в приватизации  земельных участков, органами государственной власти Ивановской области не  издавалось никаких актов, в соответствии с которыми Водохранилище Маркуша  либо Урочище Маркуша были бы признаны памятником природы регионального  значения, также как Правительством Российской Федерации не издавалось  никаких актов о признании Водохранилища Маркуша либо Урочища Маркуша 

памятником природы федерального значения

 В настоящий момент отсутствует надлежащим образом утвержденный  документ, по которому бы в перечень памятников природы вошли бы:  «Водохранилище Маркуша» неизвестной площади либо «Урочище Маркуша»  площадью 400 га либо «Водохранилище в урочище Маркуша» площадью 225,7  га., их границы не установлены. В связи с отсутствием границ особо  охраняемой территории и охранной зоны «Водохранилища Маркуша»  неизвестной площади, «Урочища Маркуша» площадью 400 га, «Водохранилища  в урочище Маркуша» площадью 225,7 га., довод администрации о том, что  земельные участки с кадастровыми номерами 37:08:011304:25, 37:08:011304:26  расположены в пределах особо охраняемых природных территорий является не  соответствующим действительности. 

 Администрация Комсомольского муниципального района и  привлеченный для участия в дело в качестве заинтересованного лица Волжский  межрегиональный природоохранный прокурор считают заявленные требования  не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств. 

Испрашиваемые заявителем земельные участки расположены в

границахтерритории, признанной решением Комсомольского районного Совета  народных депутатов от 17.03.1993 г. № 155 «О признании экологически ценных  земель и других объектов памятниками природы и заказниками» памятником 


природы. Кроме того в соответствии с указом Губернатора Ивановской области  «О внесении изменений и дополнений в указ Губернатора Ивановской области от  05.06.2003 № 88-УГ» от 20.07.2004 г. № 69-УГ к объектам, подлежащим  включению в перечень природных комплексов и объектов, которым  предполагается присвоить статус «Памятник природы областного значения»,  относится водохранилище в урочище «Маркуша» площадью 225,70 га. 

 В соответствии с генеральным планом Октябрьского сельского  поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области  урочище «Маркуша» является особо охраняемой природной территорией. 

 Особо охраняемая природная территория урочище «Маркуша» учтена в  Генеральном плане Октябрьского сельского поселения Комсомольского  муниципального района Ивановской области, утвержденном решением Совета  Октябрьского сельского поселения Комсомольского муниципального района от  16.12.2013 № 147. Генеральным планом Октябрьского сельского поселения, а  также Схемой территориального планирования Комсомольского  муниципального района установлены границы данной ООПТ. 

 Пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ  генеральные планы поселений отнесены к документам территориального  планирования муниципальных образований. 

 В силу части 1 и части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ  территориальное планирование направлено на определение в документах  территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности  социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях  обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной,  транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов  граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований. 

 Документы территориального планирования являются обязательными  для органов государственной власти, органов местного самоуправления при  принятии ими решений и реализации таких решений. 

 В соответствии с пунктом 2.13. Положения «О порядке отнесения земель  Комсомольского муниципального района к землям особо охраняемых  территорий местного значения», утвержденного решением Совета  Комсомольского муниципального района от 13.12.2012 г. № 248, предоставление  земельных участков в зонах особо охраняемых территорий гражданам и  юридическим лицам в собственность не допускается. 

 В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ  ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной  собственности земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемых  природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи. 

 Согласно части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки,  отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную  собственность, за исключением случаев, установленных федеральными  законами. 

 Указанный природный объект остался в статусе памятника природы  местного значения. 

 В ходе судебного заседания представителем ИП ФИО1 было  заявлено ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы поручив ее  проведение кадастровому инженеру ООО «ГИПРОЗЕМ» ФИО4 


Семеновичу. В материалы дела представлена копия платежного поручения № 18  от 04.06.2015 г. о перечислении денежных средств для оплаты экспертизы в  размере 10 000 руб. на депозитный счет суда. 

 Представители Администрации Комсомольского муниципального  района и Волжского межрегионального природоохранного прокурора  возражали против проведения землеустроительной экспертизы. Возражений  против кандидатуры эксперта а так же формулировки предлагаемых для  постановки перед экспертом вопросов заявлено не было. 

 На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в  судебном заседании объявлялся перерыв для рассмотрения ходатайства о  назначении судебной экспертизы. 

 Заслушав представителей сторон ответчика, изучив материалы дела,  принимая во внимание, что для ответа на поставленные вопросы и принятия по  делу судебного акта требуются специальные знания, арбитражный суд  усматривает необходимость проведения судебной экспертизы. 

 Статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что  для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих  специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству  лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. 

 В соответствии с правами, предусмотренными статьей 82 Арбитражного  процессуального кодекса РФ суд полагает возможным назначить  землеустроительную экспертизу и поручить ее проведение, с учетом  специальных познаний кадастровому инженеру ООО «ГИПРОЗЕМ» <...> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года  рождения, стаж работы по специальности с 1978 года. 

 В силу пункта 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае  назначения арбитражным судом экспертизы. Производство по настоящему делу  подлежит приостановлению на период проведения экспертизы. 

 Руководствуясь статьями 82, 144, 145, 184, 185 Арбитражного  процессуального кодекса РФ суд 

О П Р Е Д Е Л И Л


кадастровым номером 37:08:011304:26 площадью 15 957 кв.м., почтовый адрес:  Ивановская область, Комсомольский район, участок Маркуша, дом 1 

Судья В.Д. Герасимов