14Б/2018-55754(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть определения оглашена 09 октября 2018 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Беловой В. В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саландиной А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 (должник, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: город Гаврилов-Посад Ивановской области; зарегистрирован по адресу: Ивановская область, город Гаврилов- Посад, улица Ипподромная, дом 16; СНИЛС <***>, ИНН <***>) об исключении из конкурсной массы имущества должника
В судебное заседание не явились: финансовый управляющий, должник
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области поступило заявление о признании гражданки ФИО1 несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 31 мая 2018 года заявление принято к производству, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) гражданки ФИО1
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 09 октября 2018 года (резолютивная часть оглашена 16.07.2018) гражданка ФИО1 признана банкротом, в отношении нее введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим гражданина утверждена ФИО2
В Арбитражный суд Ивановской области поступило ходатайство должника об исключении из конкурсной массы ежемесячных денежных средств в общей сумме 22 578 рублей на оплату личных нужд (прожиточный минимум на должника, ½ прожиточного минимума на несовершеннолетнего ребенка, на проезд к месту работы и обратно).
В материалы дела от финансового управляющего поступил отзыв, согласно которого имеет возражения по исключению из конкурсной массы денежных средств на проезд к месту работы и обратно.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения судебных актов на официальном сайте в сети Интернет. Конкурсные кредиторы должника знают о начавшемся арбитражном процессе по делу о банкротстве, поскольку предъявили требования к должнику.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление рассмотрено судом в отсутствие иных лиц, участвующих в деле о банкроте извещенных надлежащим образом.
Рассмотрев заявленное ходатайство об исключении из конкурсной массы ежемесячных денежных средств, судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Российская Федерация является социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В настоящее время государственным ориентиром в области социального обеспечения является прожиточный минимум, закрепленный Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее - Закон № 134-ФЗ).
Прожиточный минимум необходим при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов.
В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В статье 6 Закона N 134-ФЗ года установлено, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Из системного толкования положений пункта 2 и 3 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) следует, что имущество гражданина исключается из конкурсной массы на основании определения арбитражного суда, вынесенного в результате рассмотрения заявления в порядке, установленном статьей 60 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которoe не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, перечень такого имущества определен в абзацах 2-11 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса осей Рекой Федерации и пунктах 1-17 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 446 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности - продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина- должника и лиц, находящихся на его иждивении.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134- ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума в Ивановской области установлена Указом Губернатора Ивановской области от Указ Губернатора Ивановской области от 13.10.2017
N 191-уг и от 24.07.2018 N 77-уг.
Согласно указанного документа величина прожиточного минимума в Ивановской области за 1 квартал 2018 года в расчете на месяц на душу населения установлен в размере 9687 руб., для трудоспособного населения – 10496 руб., пенсионеров - 8092 руб., детей - 9733 руб., за 2 квартал 2018 года в расчете на месяц на душу населения установлен в размере 10149 руб., для трудоспособного населения – 11003 руб., пенсионеров - 8458 руб., детей - 10214 руб.,
При этом величина прожиточного минимума не является постоянной и устанавливается ежеквартально, ввиду чего размер ежемесячных выплат подлежит перерасчету в зависимости от размера прожиточного минимума, установленного Правительства Ивановской области на соответствующий календарный период.
Суд полагает возможным удовлетворить ходатайство об исключении из конкурсной массы денежных средств частично, исходя из следующего.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" введен новый порядок определения потребительской корзины и прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона приняты Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", а также постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации" (далее Правила № 54) и от 29 января 2013 г. N 56 "Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации" (далее Правила № 56).
Правила № 56 предназначены для исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации. Стоимость потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения исчисляется как сумма стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (пункт 1).
В соответствии с Правилами № 54 непродовольственные товары и услуги для основных социально-демографических групп населения определяются в соотношении со стоимостью продуктов питания. Размеры соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в одежде, обуви, товарах культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметах первой необходимости, санитарии и лекарствах с учетом фактических расходов на непродовольственные товары в малоимущих семьях. При определении размеров соотношения услуг со стоимостью продуктов питания для основных социально-демографических групп населения учитываются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте, предоставляемые отдельным категориям населения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (пункты 17, 18).
Таким образом, установленная государством величина прожиточного минимума определяется, в том числе, с учетом потребностей определенной социально- демографической группы населения, и исчисляется как сумма стоимости продуктов
питания, а также непродовольственных товаров и услуг, включая стоимость услуг ЖКХ и лекарственных препаратов.
При определении размера денежных сумм, подлежащих исключению из конкурсной массы должника, суд исходит из того, что размер подлежащей исключению суммы определяется двумя факторами: размером величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленным Постановлением Губернатора Ивановской области и размером фактических доходов должника в случае, если последний ниже установленного размера величины прожиточного минимума.
В силу закона сумма заработная плата должника ежемесячно необходима для сохранения здоровья гражданина, обеспечения жизнедеятельности. Изменения в размере заработной плате, либо поступление иных доходов в денежном выражении в сумме, не превышающей установленный размер величины прожиточного минимума, повлекут возможность изменения финансовым управляющим подлежащей исключению из формируемой конкурсной массы должника суммы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Из материалов дела следует, что единственным доходом должника в настоящее время является заработная плата. Какое-либо имущество у должника отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что решением суда введена процедура реализации имущества гражданина, учитывая периодичность изменения размера прожиточного минимума на душу населения в целях процессуальной экономии и защиты прав должника, являющегося гражданином, суд приходит к выводу, что денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание составляют сумму прожиточного минимума на Должника и подлежащих исключению из конкурсной массы должника денежных средств, необходимых для проживания должника в настоящее время в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. В случае его изменения финансовый управляющий самостоятельно изменяет размер содержания гражданина в соответствии с установленной величиной нормативным правовым актом.
Исключение из конкурсной массы должника денежных средств в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения обеспечивает баланс интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, не нарушают принципы, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.01.2012 № 14-0-0.
Заявитель просит исключить из конкурсной массы должника денежные средства в размере ½ установленного прожиточного минимума на детей по Ивановской области.
Из материалов дела следует, что на иждивении у Должника находятся один несовершеннолетний ребенок.
Согласно пункту 1 статьи 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нетрудоспособными гражданами признаются, в частности, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных
учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Родители являются законными представителями ребенка (п. 1 ст. 64 СК РФ).
Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка на получение содержания от своих родителей (пункт 1 статьи 60) и корреспондирующую этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80).
Заявителем не представлено в материалы дела документов, подтверждающих определение порядка содержания детей, в связи с чем, обязанность родителей содержать своих нетрудоспособных детей предполагается равной.
Таким образом, требование об исключении из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве Должника, денежных средств в размере равном ½ величине прожиточного минимума на детей Ивановской области ежемесячно подлежит удовлетворению при поступлении на расчетный счет должника денежных средств в размере, достаточном для их исключения.
Кроме того Должником заявлено требование об исключении из конкурсной массы должника денежных средств, необходимых для проезда на работу и обратно в размере 6 468 рублей ежемесячно.
Суд признает в данной части заявление необоснованным, поскольку с учетом статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Потребительская корзина представляет собой совокупность минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимость минимального набора продуктов питания, а также определяемая в соотношении с ним стоимость непродовольственных товаров и услуг, образующих потребительскую корзину, позволяют определить прожиточный минимум, в который включаются также обязательные для граждан Российской Федерации платежи и сборы.
Согласно пункту 18 «Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 № 54, размеры соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в одежде, обуви, товарах культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметах первой необходимости, санитарии и лекарствах с учетом фактических расходов на непродовольственные товары в малоимущих семьях.
Размеры соотношения услуг со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении, культурном развитии с учетом фактических расходов на услуги в малоимущих семьях.
При определении размеров соотношения услуг со стоимостью продуктов питания для основных социально-демографических групп населения учитываются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте, предоставляемые отдельным категориям населения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, стоимостная оценка потребительской корзины (прожиточный минимум) включает в себя стоимость ряда основных услуг, в том числе оплату коммунальных услуг, а также услуги транспорта и связи.
Из содержания Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2013 № 56) следует, что стоимость непродовольственных товаров и услуг устанавливается в размере 50% от стоимости продуктов питания.
Таким образом, коммунальные платежи, услуги транспорта и связи являются составляющей прожиточного минимума. Обеспечив несостоятельному гражданину получение денежных средств и продуктов в размере прожиточного минимума, законодатель гарантировал возможность сохранения необходимого уровня жизни.
При этом по смыслу статьи 5 Закона о банкротстве указанные платежи являются текущими.
Законодательство о банкротстве определяет порядок погашения текущих платежей (статья 213.27 Закона о банкротстве) и не предусматривает выдачу должнику денежных сумм для самостоятельного исполнения текущих обязательств.
Арбитражный суд учитывает разъяснения, которые содержатся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»: с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Таким образом, в оставшейся части заявление необоснованно, поскольку указанная должником сумма, превышает установленный прожиточный минимум, при этом какое- либо мотивированное обоснование необходимости исключения из конкурсной массы денежной суммы, превышающей признанную судом обоснованной, в заявлении должника не приведено.
При рассмотрении настоящего заявления об исключении имущества из конкурсной массы должника суд учитывает, что механизм банкротства граждан является правовой основой для чрезвычайного (экстраординарного) способа освобождения должника от требований (части требований кредиторов), как заявленных в процедурах банкротства, так
и не заявленных.
При этом должник, действующий добросовестно, должен претерпеть неблагоприятные для себя последствия признания банкротом, выражающиеся, прежде всего, в передаче в конкурсную массу максимально возможного по объему имущества и имущественных прав в целях погашения (частичного погашения) требований кредиторов, обязательства перед которыми должником надлежащим образом исполнены не были.
Механизм банкротства граждан не может быть использован в ущерб интересов кредиторов, необходимо соблюдение разумного баланса.
Статус банкрота подразумевает весьма существенные ограничения гражданина в правах, как личных, так и имущественных.
Признание гражданина банкротом и введение процедуры реализации имущества означает, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса об исключении имущества гражданина из конкурсной массы обязан соблюсти лишь минимально возможный стандарт обеспечения достаточной жизнедеятельности должника.
Учитывая изложенное, ходатайство Должника следует удовлетворить частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.32, 60, 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ, статьями17, 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Определил:
Настоящее определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в течение десяти дней со дня вынесения определения.
На вступившее в законную силу определение суда, если такое определение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта (ч. 1 статьи 276 АПК РФ).
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья В. В. Белова
код для идентификации: