ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
о прекращении производства по делу
г. Иваново | Дело № А17-4535/2022 |
25 августа 2022 года |
Резолютивная часть определения объявлена 24 августа 2022 года.
Полный текст определения изготовлен 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аристовой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» (ИНН <***>) к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о признании недействительным заключения Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445
при участии в заседании:
от ООО «Фаворит» –ФИО1представителя на основании доверенности от 01.06.2022, паспорта, диплома;
от Департамента –ФИО2 представителя на основании доверенности от 12.10.2021, паспорта, диплома.
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее- Департамент) о признании недействительным заключения Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445, обратилось общество с ограниченной ответственностью «Фаворит» (далее – ООО «Фаворит», Заявитель, Общество).
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) ООО «Фаворит» изменяло предмет заявленных требований. Требование в окончательной редакции сформулировано как признать недействительным заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445
В обоснование необходимости заявленных требований приведены следующие доводы.
ООО «Фаворит» обратилось в Федеральное бюджетное учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее - ФБУ «Росавтотранс») с заявлениями вх .№ 03-06/2021/4561 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4564 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4570 от 17.08.2021, вх № 03-06/2021/4571 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4573 от 17.08.2021 об установлении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок «Иваново- Владимир».
Уведомлением от 12.10.20221 № 03-09-/5728 ФБУ «Росавтотранс» известило ООО «Фаворит» о принятом решении об отказе в установлении заявленных маршрутов регулярных перевозок. В качестве основания для отказа в установлении маршрутов значится заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по территории которого проходят маршруты. (заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445).
ООО «Фаворит» считает заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445 незаконным, в связи с чем оно должно быть признано недействительным в силу следующих обстоятельств.
Указание в заключении о невозможности предоставить перрон/площадку для посадки пассажиров по указанным маршрутам по причинам их перегруженности не соответствует фактическим обстоятельствам дела, что по мнению ООО «Фаворит» подтверждается приведенными в заявлении доводами.
Также ООО «Фаворит» считает не законным применение к устанавливаемым маршрутам соглашения между Ивановской и Владимирской областью № 65 от 05.09.2018 ввиду того, что Общество устанавливало для своих маршрутов только один остановочный пункт на территории Ивановской области, а соглашение предусматривает два и более.
По мнению Департамента заявленные требований не подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Департамент, является ненадлежащим ответчиком по указанному делу, поскольку каких-либо решений об отказе в установлении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок не принимал и принимать не уполномочен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ООО «Фаворит» пропущен, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трех месячный срок оспаривания ненормативного акта, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из содержания письма ООО «Фаворит» от 01.11.2021 , направленного в адрес Департамента, следует, что о наличие заключения от 21.09.2021 № 12-01/5445 Заявителю было известно не позднее 01.11.2021, с заявление в арбитражный суд он обратился 20.05.2022.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО «Фаворит» обратилось в ФБУ «Росавтотранс» с заявлениями вх. № 03-06/2021/4561 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4564 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4570 от 17.08.2021, вх № 03-06/2021/4571 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4573 от 17.08.2021 об установлении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок «Иваново- Владимир» на основании статей 4 и 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 220 –ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона № 220 –ФЗ ФБУ «Росавтотранс» 20.08.2021 направило в адрес Департамента извещение № 10-031/902-13730 о поступлении заявление
Являясь в соответствии с Положением о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 19.12.2014 № 562-п, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, на осуществление функций по организации регулярных перевозок, Департамент в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 220-ФЗ подготовил заключение от 21.09.2021 № 12-01/5445 о наличии или об отсутствии предусмотренных пунктами 2.1 -7 части 1 указанной статьи оснований для отказа в установлении или изменении данного маршрута.
Подготовке заключения предшествовало направление в соответствии с частью 4 статьи 6 в Закона № 220-ФЗ направление запросов владельцам в расположенных по данному маршруту остановочных пунктов, владельцев автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут, территориальных органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения, органа государственного транспортного контроля.
На основании ответов от УГИБДД УМВ России по Ивановской области , Управления по транспорту, связи и информационным технологиям Администрации г.о. Иваново, АО «Ивановское ПОА и ПА», территориального отдела по Ивановской области Восточного МУГАДН ЦФО, в заключении от 21.09.2021 № 12-01/5445 была отображена информация о том, что у трех членов комиссии отсутствуют замечания о установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок ООО «Фаворит», и как следствие отсутствуют основания для установления межрегионального маршрута, при этом АО «Ивановское ПОА и ПА» заявил о превышении пропускной способности АВ Иваново (37001) и невозможности предоставить перрон/площадку для посадки пассажиров по указанным маршрутам.
Уведомлением от 12.10.20221 № 03-09-/5728 ФБУ «Росавтотранс» известило ООО «Фаворит» о принятом решении об отказе в установлении заявленных маршрутов регулярных перевозок. В качестве основания для отказа в установлении маршрутов указано на заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по территории которого проходят маршруты о наличие оснований для отказа в установлении маршрутов (пункт 6 части 1 статьи 6 Закона № 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отказывает в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если в состав данного маршрута предлагается включить остановочные пункты, пропускная способность которых при условии определения ее в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, превышена.
Полагая, что заключение Департамента является незаконным и нарушает его экономические интересы, ООО «Фаворит» обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, возможность оспаривания по правилам главы 24 АПК РФ обусловлена следующей совокупностью необходимых критериев:
1) оспаривается ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
2) ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (возлагает какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления экономической деятельности).
Применительно к рассматриваемой ситуации решение об отказе в согласовании маршрутов регулярных перевозок принят ФБУ «Росавтотранс» в соответствии с полномочиями, предоставленными уполномоченному федеральный орган исполнительной власти статьей 6 Закона № 220-ФЗ.
Заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445 носит информационный характер и не является документом, порождающим правовые последствия в виде обязательности учета его содержания при принятии решения по результатам рассмотрения заявления о согласовании маршрута перевозки.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить проверку сведений, содержащихся в заключениях уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 37 Административного регламента Министерства транспорта Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом", утв. Приказом Минтранса РФ от 29.12.017 № 536 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров багажа
Отрицательное заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта федерации в качестве оснований для отказа в предоставлении услуги не значится.
С учетом вышеизложенного заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445 не может рассматриваться в качестве ненормативного акта либо действия органа, осуществляющего публичные полномочия, который может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно статьям 150 (пункт 1 части 1) и 151 АПРК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 кодекса, в том числе, что заявление не подлежит рассмотрению в судах.
О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение. В определении арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а также разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального бюджета, и распределении между сторонами судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная ООО «Фаворит» по платежному поручению от 19.05.2022 № 61 государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату Заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 127.1, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 153-170, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л::
1. Производство по делу, возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» (ИНН <***>) к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о признании недействительным заключения Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445 прекратить..
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению от 19.05.2022 № 61.
3. Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня его принятия в соответствии со статьями 181, 201, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу в соответствии со статьями 181, 201, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Герасимов В.Д.