ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А17-4535/2022 от 24.08.2022 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

                                                   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Иваново

Дело № А17-4535/2022

25 августа 2022 года

Резолютивная часть определения  объявлена 24 августа  2022 года.

Полный текст определения изготовлен 25 августа  2022 года.

        Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аристовой А.А.,    рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по  заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» (ИНН <***>) к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о признании недействительным заключения Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445

при участии в заседании:

от ООО «Фаворит» –ФИО1представителя на основании доверенности от 01.06.2022, паспорта, диплома;

от Департамента –ФИО2 представителя на основании доверенности от 12.10.2021, паспорта, диплома.

                                                                    установил:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее- Департамент) о признании недействительным заключения Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445,  обратилось общество с ограниченной ответственностью «Фаворит» (далее –  ООО «Фаворит», Заявитель, Общество).

           В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) ООО «Фаворит» изменяло предмет заявленных требований.  Требование в окончательной редакции  сформулировано как признать недействительным заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445

В обоснование необходимости заявленных требований приведены следующие доводы.

       ООО «Фаворит» обратилось  в  Федеральное  бюджетное  учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее - ФБУ «Росавтотранс»)  с заявлениями  вх .№ 03-06/2021/4561 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4564 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4570 от 17.08.2021, вх № 03-06/2021/4571 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4573 от 17.08.2021 об установлении  межрегиональных маршрутов  регулярных перевозок «Иваново- Владимир».

Уведомлением от 12.10.20221 № 03-09-/5728 ФБУ «Росавтотранс» известило ООО «Фаворит» о принятом решении об отказе в установлении заявленных маршрутов регулярных перевозок. В качестве основания для отказа в установлении маршрутов  значится заключение органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, по территории которого проходят маршруты. (заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445).

ООО «Фаворит» считает  заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445 незаконным,  в связи с чем оно должно быть признано недействительным в силу следующих обстоятельств.

Указание в заключении о невозможности предоставить перрон/площадку для посадки пассажиров по указанным маршрутам по причинам их перегруженности не соответствует фактическим обстоятельствам дела, что по мнению  ООО «Фаворит» подтверждается приведенными в заявлении доводами.

        Также ООО «Фаворит» считает не законным применение к устанавливаемым маршрутам соглашения между Ивановской и Владимирской областью № 65 от 05.09.2018 ввиду того, что Общество  устанавливало для своих маршрутов только один остановочный пункт на территории Ивановской области, а соглашение предусматривает два и более.

По мнению Департамента заявленные требований не подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

          Департамент,  является ненадлежащим ответчиком по указанному делу, поскольку каких-либо решений об отказе в установлении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок не принимал и принимать не уполномочен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ООО «Фаворит» пропущен, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трех месячный срок оспаривания ненормативного акта, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из содержания письма ООО «Фаворит» от 01.11.2021 , направленного в адрес Департамента, следует, что о наличие заключения от 21.09.2021 № 12-01/5445 Заявителю было известно не позднее 01.11.2021, с заявление в арбитражный суд он обратился 20.05.2022.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц,  изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

       Из материалов дела следует, что ООО «Фаворит» обратилось  в  ФБУ «Росавтотранс»  с заявлениями  вх. № 03-06/2021/4561 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4564 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4570 от 17.08.2021, вх № 03-06/2021/4571 от 17.08.2021, вх. № 03-06/2021/4573 от 17.08.2021 об установлении  межрегиональных маршрутов  регулярных перевозок «Иваново- Владимир» на основании  статей 4 и 5 Федерального  закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее  - Закон № 220 –ФЗ).

    В соответствии  с частью  2 статьи  6 Закона  № 220 –ФЗ   ФБУ «Росавтотранс»  20.08.2021 направило в адрес Департамента извещение № 10-031/902-13730  о поступлении заявление

   Являясь  в  соответствии с Положением о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 19.12.2014 № 562-п,   уполномоченным  исполнительным органом государственной власти Ивановской области, на осуществление функций по организации регулярных перевозок, Департамент в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 220-ФЗ  подготовил заключение от 21.09.2021 № 12-01/5445 о наличии или об отсутствии предусмотренных пунктами  2.1 -7 части  1 указанной  статьи оснований для отказа в установлении или изменении данного маршрута.

  Подготовке заключения предшествовало направление в соответствии с частью 4 статьи 6 в Закона № 220-ФЗ  направление запросов владельцам в расположенных по данному маршруту остановочных пунктов, владельцев автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут, территориальных органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения, органа государственного транспортного контроля.

   На основании  ответов от УГИБДД УМВ России по Ивановской области , Управления по транспорту, связи и информационным технологиям  Администрации г.о.  Иваново, АО «Ивановское ПОА и ПА», территориального отдела по Ивановской области Восточного МУГАДН ЦФО,  в заключении от 21.09.2021 № 12-01/5445 была отображена информация  о том, что у трех членов комиссии отсутствуют замечания о установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок ООО «Фаворит», и как следствие отсутствуют основания для установления межрегионального маршрута, при этом АО «Ивановское ПОА и ПА» заявил о превышении пропускной способности АВ Иваново (37001) и невозможности предоставить перрон/площадку для посадки пассажиров по указанным маршрутам.

   Уведомлением от 12.10.20221 № 03-09-/5728 ФБУ «Росавтотранс» известило ООО «Фаворит» о принятом решении об отказе в установлении заявленных маршрутов регулярных перевозок. В качестве основания для отказа в установлении маршрутов  указано на заключение органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, по территории которого проходят маршруты о наличие оснований  для отказа в установлении маршрутов (пункт 6 части 1 статьи 6 Закона № 220-ФЗ).

             В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона № 220-ФЗ  уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отказывает в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если  в состав данного маршрута предлагается включить остановочные пункты, пропускная способность которых при условии определения ее в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, превышена.

   Полагая, что заключение  Департамента является незаконным и нарушает его экономические интересы, ООО «Фаворит» обратилось в арбитражный суд с  заявленными требованиями.

            В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            В силу пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"  к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

   Таким образом, возможность оспаривания по правилам главы 24 АПК РФ обусловлена следующей совокупностью необходимых критериев:

1) оспаривается ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

 2) ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (возлагает какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления экономической деятельности).

           Применительно к рассматриваемой ситуации решение об отказе в  согласовании маршрутов регулярных перевозок принят ФБУ «Росавтотранс»  в соответствии  с полномочиями, предоставленными уполномоченному  федеральный орган исполнительной власти статьей  6 Закона № 220-ФЗ.

          Заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445  носит информационный характер и не является документом, порождающим правовые последствия в виде обязательности учета его содержания при принятии решения по результатам рассмотрения заявления о  согласовании маршрута перевозки.

           В соответствии с частью  6 статьи 6 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить проверку сведений, содержащихся в заключениях уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

            Пунктом  37 Административного регламента Министерства транспорта Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом", утв. Приказом Минтранса РФ от 29.12.017 № 536 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров багажа

           Отрицательное заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта федерации в качестве оснований для отказа в предоставлении услуги не значится.

          С учетом вышеизложенного заключение Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445 не может рассматриваться в качестве ненормативного акта  либо действия  органа, осуществляющего  публичные полномочия, который может быть оспорен в арбитражном суде в порядке  главы 24 АПК РФ.

     Согласно статьям 150 (пункт 1 части 1) и 151 АПРК РФ  арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 кодекса, в том числе, что            заявление не подлежит рассмотрению в судах.

          О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение. В определении арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а также разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального бюджета, и распределении между сторонами судебных расходов.

           В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи  333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная ООО «Фаворит» по  платежному поручению от 19.05.2022 № 61 государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату Заявителю из федерального бюджета.

       Руководствуясь  пунктом 1 части 1 статьи 127.1, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями  151, 153-170, 184-186  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                О П Р Е Д Е Л И Л::

           1. Производство по делу, возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» (ИНН <***>) к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о признании недействительным заключения Департамента от 21.09.2021 № 12-01/5445 прекратить..

2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению от 19.05.2022 № 61.

3. Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня его принятия в соответствии со статьями 181, 201, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу в соответствии со статьями 181, 201, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

                             Судья                                                               Герасимов В.Д.