АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022 тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕоб освобождении от уплаты исполнительского сбора
г. Иваново Дело № А17-7413/2017 18 августа 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 11 августа 2021 года. Текст определения в полном объеме изготовлен 18 августа 2021 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Владимировой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Машкариной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Совета Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 155150, <...> ВЛКСМ, д. 2) к Комсомольскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области (адрес: 155150, <...>) об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 15025/21/37011-ИП, взыскатель – Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области (адрес: 153000, <...>), при участии в судебном заседании: от заявителя - представителя ФИО1 по доверенности от 10.08.2021, установил: В Арбитражный суд Ивановской области поступило заявление Совета Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области к Комсомольскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 15025/21/37011-ИП В обоснование заявленных требований заявитель поясняет, что невозможность исполнения постановления судебного пристава -исполнителя в установленный в нем срок обусловлена спецификой процесса перечисления бюджетных денежных средств. Определением от 13.07.2021 рассмотрение заявления назначено на 11.08.2021. В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении. Иные лица. Участвующие в деле, считающиеся надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения заявления в суд не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц. Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, суд установил следующее. Определением Арбитражного суда Ивановской области от 19.10.2020 по результатам рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по делу № А17-7413/2017 в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» ФИО2, муниципальное образование Комсомольский муниципальный район Ивановской области в лице Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области и муниципальное образование Комсомольское городское поселение в лице Совета Комсомольского городского поселения, привлечены к субсидиарной ответственности по долгам ООО «Тепловик» перед АО «Интер РАО - Электрогенерация» в отношении суммы 424772479 руб. 35 коп., в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в отношении суммы 4425525 руб. 40 коп., в конкурсную массу ООО «Тепловик» с них также было взыскано 5037468 руб. 59 коп. Исполнительный лист ФС №034087583 от 11.02.2021 в пользу взыскателя Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области выдан Арбитражным судом Ивановской области. 12 апреля 2021 г. заместителем начальника отделения-заместителем старшего судебного пристава Комсомольского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области ФИО3 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства (получено Советом 23.04.2021). Данным постановлением в отношении Совета Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района возбуждено исполнительное производство №15025/21/37011-ИП. Совету Комсомольского городского поселения был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии указанного постановления. Возможности исполнить указанное постановление в установленный срок заявитель не имел в связи со сложность перечисления бюджетных денежных средств. Задолженность погашена в полном объеме 06.07.2021. 21 мая 2021 года (получено Советом 25.05.2021 г.) заместителем начальника отделения-заместителем старшего судебного пристава Комсомольского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 309 786 рублей 78 копеек который Совету городского поселения необходимо перечислить на депозитные расчетный счет и предоставить копию платежного документа судебному приставу-исполнителю.
В порядке статьи 112 Закона № 229-ФЗ заявитель обратилось в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.05.2021. Рассмотрев представленные в материалы дела документы, суд находит подлежащими удовлетворению требования заявителя об уменьшении размера взыскиваемого с должника исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.07.2018 исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ) судебный пристав - исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Согласно пунктам 11, 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона; срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Согласно пунктам 1, 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В соответствии с пунктом 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Пунктом 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно пункту 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно статьям 26-28 Устава Комсомольского городского поселения Совет Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области входит в структуру органов местного самоуправления городского поселения как представительный орган муниципального образования. Совет Комсомольского городского поселения состоит из 12 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по мажоритарной избирательной системе при тайном голосовании и осуществляют свою деятельность на непостоянной основе. Совет Комсомольского городского поселения решает вопросы, отнесенные к его компетенции, коллегиально на заседаниях Совета. Очередные заседания созываются Главой Комсомольского городского поселения не реже одного раза в три месяца. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований разграничены статьями 153 и 154 Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с действующим законодательством. Законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти, местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными фондами вся необходимая информация. Согласно части 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ, органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями. (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. Совет Комсомольского городского поселения как представительный орган местного самоуправления не является главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета Комсомольского городского поселения, что является объективным непредотвратимым обстоятельством. Кроме этого, Совет Комсомольского городского поселения не имеет каких-либо счетов, открытых в том числе в УФК по Ивановской области. О чём своевременно письмом от 27.04.2021 г. было проинформировано Комсомольское РОСП. Данный факт подтвержден также письмом Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 31.05.2021 №154 и письмом Управления Федерального казначейства по Ивановской области от 01.06.2021 №33-32-39/2064. По правилам п.1 ст.49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К которым не относится Совет Комсомольского городского поселения как представительный орган муниципального образования. Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также регулируется Методическими рекомендациями по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденными Письмо ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника -индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. Из содержания вышеуказанных норм, а также из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения. Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Согласно положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, индивидуализации и дифференцированности. Следует отметить, что ещё до получения постановления о возбуждении исполнительного производства, зная о наличии Определения Арбитражного суда Ивановской области от 19.10.2020 г. о привлечении к субсидиарной ответственности по делу № А17-7413/2017, 21.04.2021, после процедуры обжалования указанного определения, Советом Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области на очередном заседании было принято решение №41 «О внесении изменений в решение Совета Комсомольского городского поселения №26 от 09.12.2020 «О бюджете Комсомольского городского поселения на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». В результате чего, произведено распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых на исполнение судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью «Тепловик». Решением Совета Комсомольского городского поселения от 20.05.2021 №46 предусмотренные межбюджетные трансферты выделены из бюджета Комсомольского городского поселения Комсомольскому муниципальному району. 25.05.2021 г. между Главой Комсомольского городского поселения и Главой Комсомольского муниципального района заключено соответствующее Соглашение. 17 мая 2021 г. Администрацией Комсомольского муниципального района , в пользу Межрайонной инспекции ИФНС России №2 по Ивановской области произведено перечисление в размере 1 475 175 рублей 15 копеек, что подтверждается платёжным поручением №413349. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено 21.05.2021 без учета произведенной оплаты. На основании изложенного, можно сделать вывод, что Советом Комсомольского городского поселения принимались все возможные и реальные меры для исполнения требований постановления о возбуждении исполнительного производства, должник не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа. С целью соблюдения действующего бюджетного законодательства и порядка распоряжения бюджетными средствами, представительный коллегиальный орган не имеет возможности осуществлять перечисление денежных средств напрямую из бюджета Комсомольского городского поселения кредитору. Более того, средства в бюджете Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района на оплату исполнительских сборов не предусмотрены. 21.04.2021 г. -на очередном заседании Совета были внесены изменения в бюджет Комсомольского городского поселения, подготовлена актуальная версия бюджета Комсомольского городского поселения на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, 22.04.2021 г.- проведено заседание Совета Комсомольского муниципального района, подготовлена актуальная редакция бюджета Комсомольского муниципального района, 20.05.2021 г.- на очередном заседании Совета городского поселения выделены межбюджетные трансферты бюджету Комсомольского муниципального района, на основании данного решения между главами Комсомольского городского поселения и Комсомольского муниципального района заключено соответствующее Соглашение. Таким образом, Советом Комсомольского городского поселения действовал в силу закона, в рамках предоставленных ему действующим законом полномочий принимались все возможные меры, вина Совета городского поселения в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует. В соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По аналогичным правилам, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом. В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что должник при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, т.е. если придет к выводу о том, что вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует. Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд О П Р Е Д Е Л И Л: Заявление удовлетворить. Освободить Совет Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 15025/21/37011-ИП. Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Владимирова Н.В.
|