ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А17-8157/20 от 19.11.2020 АС Ивановской области

22/2020-75278(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153022, г. Иваново, ул. Б.Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции

Дело № А17-8157/2020

г. Иваново 23 ноября 2020 года 

Дата оглашения резолютивной части определения 19 ноября 2020 года 

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайковой В.П., 

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной  ответственностью «Тандемтрансгрупп» (ИНН 3702694010, ОГРН 1133702006130) о  признании незаконными действий оперуполномоченного ГЭБ и ПК ОМВД России  по Фурмановскому району Ивановской области Киселева В.А., выразившихся в  изъятии в ходе проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия  «Обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности и  транспортных средств» 20.08.2020 документов и компьютерной техники,  принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Тандемтрансгрупп»,  в отказе в копировании информации из компьютерной техники на представленные  носители; об обязании оперуполномоченного ГЭБ и ПК ОМВД России по  Фурмановскому району Ивановской области Киселева В.А. вернуть в адрес  общества с ограниченной ответственностью «Тандемтрансгрупп» системный блок  в корпусе черного цвета с маркировкой ALL-IN-ONE CARD READER с номером  на корпусе И6 699, ноутбук «Acer» sin NXMRWER04752507 38 96 600, ноутбук  «Lenovo» sin PF07K7NB, 

орган (должностное лицо), чьи решения, действия (бездействие) оспариваются:  оперуполномоченный ГЭБ и ПК ОМВД России по Фурмановскому району  Ивановской области Киселев В.А., 

заинтересованное лицо: ОМВД России по Фурмановскому району Ивановской  области, 

при участии в судебном заседании

- от заявителя – Пикин А.Е. на основании доверенности от 17.11.2020,  удостоверения адвоката; 

- от ОМВД России по Фурмановскому району Ивановской области - Худокормов  Ю.Л. по доверенности от 09.01.2020, диплома, служебного удостоверения; 

 - оперуполномоченный ГЭБ и ПК ОМВД России по Фурмановскому району  Ивановской области Киселев В.А. на основании служебного удостоверения, 

установил:


общество с ограниченной ответственностью «Тандемтрансгрупп» (далее –  Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с  заявлением о признании незаконными действий оперуполномоченного ГЭБ и ПК  ОМВД России по Фурмановскому району Ивановской области Киселева В.А.,  выразившихся в изъятии в ходе проведения гласного оперативно-розыскного  мероприятия «обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности  и транспортных средств» 20.08.2020 документов и компьютерной техники,  принадлежащих Обществу, в отказе в копировании информации из компьютерной  техники на представленные носители. В целях восстановления нарушенных прав  Общество просит обязать оперуполномоченного ГЭБ и ПК ОМВД России по  Фурмановскому району Ивановской области Киселева В.А. вернуть в адрес  Общества системный блок в корпусе черного цвета с маркировкой ALL-IN-ONE  CARD READER с номером на корпусе И6 699, ноутбук «Acer» sin  NXMRWER04752507 38 96 600, ноутбук «Lenovo» sin PF07K7NB. 

В обоснование заявленных требований Общество указало, что в рамках  проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в отношении ООО  «Ямалтранс» и ООО «Баскаково» были изъяты помимо документов и  компьютерной техники этих организаций документы и компьютерная техника,  принадлежащие ООО «Тандемтрансгрупп». В Протоколе обследования от  20.08.2020 не указаны цели изъятия электронных носителей информации, не  принадлежащих ООО «Ямалтранс» и ООО «Баскаково». При проведении ОРМ был  нарушен порядок получения (изъятия) электронных носителей информации в ходе  ОРМ, установленный ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об  оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон № 144-ФЗ), по смыслу  которого копии документов и (или) электронные носители информации,  содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были  изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных  носителей информации или обладателю содержащейся на них информации  непосредственно при изъятии оригиналов документов и (или) электронных  носителей информации либо не позднее пяти дней после их изъятия, о чем делается  запись в протоколе. После обращения с жалобами в прокуратуру документация  ООО «Тандемтрансгрупп» сотрудником полиции Киселевым В.Л. была возвращена  лишь 27 августа 2020 года. Системный блок и ноутбуки до настоящего времени  Обществу не переданы. Обществу было отказано в копировании информации из  изъятых компьютеров на представленные Обществом носители. 

Оперуполномоченный ГЭБ и ПК ОМВД России по Фурмановскому району  Ивановской области Киселев В.А. и представитель ОМВД России по  Фурмановскому району Ивановской области указали, что оспариваемые действия  совершены в отношении заявителя сотрудниками ОМВД России по  Фурмановскому району на основании Закона № 144-ФЗ и Федерального закона от  07.02.2011 № 3-Ф3 "О полиции" (далее Закон о полиции), статья 12 которого  предоставляет полиции право осуществлять оперативно-розыскную деятельность.  С учетом установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской  Федерации (далее - АПК РФ) критериев подсудности, действия сотрудников  полиции, производимые в рамках оперативно-розыскной деятельности, не могут  быть обжалованы в арбитражном судопроизводстве, поскольку вытекают не из  экономических, а из уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений, 


так как направлены на проверку возможности привлечения физических и  юридических, лиц к уголовной ответственности. 

 Ознакомившись с материалами дела суд, установил следующее.

Врио начальника ОМВД России по Фурмановскому району, рассмотрев  сведения о признаках противоправных деяний, связанных с нарушением  действующего законодательства ООО «Ямалтранс», в соответствии со статьями  2,6,7,15 Закона № 144-ФЗ издал распоряжение от 20.08.2020 № 7 о проведении  гласного оперативно-розыскного мероприятия - обследование помещений, зданий,  сооружений, участков местности и транспортных средств. 

Целью проверки явилось установление дополнительных сведений и получение  достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 

В ходе выполнения вышеуказанного распоряжения планировалось провести  оперативно-розыскные мероприятия - «обследование зданий, помещений,  сооружений, участков местности и транспортных средств» в офисе ООО  «Ямалтранс» в пом.1 дома 1 по ул. Н.Двор г. Фурманова, а так же провести осмотр,  изучение и изъятие предметов (включающих в себя и электронные носители),  документов (или их копий), имеющих отношение к устанавливаемой  противоправной деятельности, 

В ходе проверки оперуполномоченным ГЭБ и ПК ОМВД России по  Фурмановскому району Киселевым В.А. был составлен протокол обследования от  20 августа 2020 года, в котором отражено, что на дверях пом.1 дома 1 по ул.  Н.Двор г. Фурманова какие либо вывески организаций отсутствуют. Протоколом  обследования от 20 августа 2020 зафиксирован перечень предметов и  документов, изымаемых по указанному адресу в ходе ОРМ, в числе которых  названы: системный блок в корпусе черного цвета с маркировкой: ALL-IN-ONE  CARD READER, с номером на корпусе: И6 699; ноутбук «Acer» sin:  NXMRWER04752507 38 96 600; ноутбук «Lenovo», sin: PF07K7NB. 

Заявитель, указывая что вышеназванная компьютерная техника принадлежит  ООО «Тандемтрансгрупп», и считая действия оперуполномоченного, изъявшего  компьютерную технику заявителя, не являющегося объектом ОРД, незаконными,  оспорил соответствующие действия в Арбитражный суд Ивановской области,  ссылаясь на нарушение оперуполномоченным положений Закона № 144-ФЗ. 

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по  экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды  рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из  административных и иных публичных правоотношений экономические споры и  иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами  предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании  затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных  федеральным законом отдельными государственными или иными публичными  полномочиями, должностных лиц. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании 


недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают  на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Анализ перечисленных процессуальных норм свидетельствует о том, что  обязательным условием рассмотрения арбитражным судом в порядке  административного судопроизводства заявленного требования является  предполагаемое нарушение оспариваемыми актами (действиями) прав и законных  интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Заявителем оспариваются действия оперуполномоченного ГЭБ и ПК ОМВД  России по Фурмановскому району Ивановской области Киселева В.А.,  совершенные в ходе проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия  «обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности и  транспортных средств» 20.08.2020. Из материалов дела, а именно распоряжения от  20.08.2020 № 7 о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия -  обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и  транспортных средств, протокола обследования от 20.08.2020, следует, что данные  действия непосредственно не связаны с осуществлением предпринимательской  или иной экономической деятельности заявителя. Основанием для проведения  таких действий, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 7 Закона № 144–ФЗ,  являются, в том числе ставшие известными органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого  или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его  подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных  данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии со  статьей 5 этого же Закона, лицо, полагающее, что действия органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его  прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган,  осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. 

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 4 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 1 "О практике  рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации", по смыслу части 3 статьи 5 Федерального закона  от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" решения и  действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также  проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или  готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя,  руководителя следственного органа и органа дознания могут быть обжалованы в  порядке статьи 125 УПК РФ. Согласно пункту 5 вышеназванного Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации правом на обжалование  решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное  преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые 


процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их  права и законные интересы. 

В силу пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  18.08.1992 № 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и  арбитражным судам" подведомственность заявленного требования суду или  арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией,  установленной законодательными актами Российской Федерации. В случаях, когда  в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или  арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в  судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом  из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не  предусмотрено законом. 

Исходя из компетенции арбитражный судов, определенной Арбитражным  процессуальным кодексом Российской Федерации, арбитражным судом подлежат  рассмотрению дела по заявлениям юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей об обжаловании ненормативных правовых актов, действий  (бездействия) работников полиции, совершенных в сфере административных  правоотношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и  иной экономической деятельности. Если ненормативные правовые акты, действия  сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел Российской  Федерации осуществлены в рамках оперативно-розыскной деятельности, в связи со  ставшими известными этим органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, сведениями о признаках подготавливаемого, совершаемого или  совершенного противоправного деяния, то спор, связанный с обжалованием таких  актов, действий (бездействий), к компетенции арбитражного суда не относится. 

Соответствующий вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в  Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2005 № 327- О, согласно которой установление оснований для проведения в отношении  заявителя оперативно-розыскных мероприятий, как и рассмотрение вопросов,  связанных с проверкой фактов возможных нарушений его прав в результате  конкретных правоприменительных действий органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, относится к ведению названных в  Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" вышестоящих  органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокуроров и  судов общей юрисдикции. 

 Поскольку настоящий спор не связан с осуществлением Обществом  деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием в имущественно- стоимостных отношениях, регулируемых нормами гражданского права, не  затрагивает вопросов возмещения убытков в результате незаконных действий  (бездействия) должностного лица, а направлен исключительно на оценку  соответствия Закону № 144-ФЗ действий оперуполномоченного ГЭБ и ПК ОМВД  России по Фурмановскому району Ивановской области Киселева В.А. в ходе  проведения оперативно-розыскного мероприятия, требования заявителя не  подлежат рассмотрению в арбитражном суде. 

Согласно части 4 статьи 39 АПК РФ, если при рассмотрении дела в  арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей  юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, 


краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной  области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для  направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено  законом. 

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии у арбитражного  суда оснований для направления дела по подсудности в суд общей юрисдикции. 

Руководствуясь статьями 27, 28, частью 4 статьи 39, статьями 184-188  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

 О П Р Е Д Е Л И Л:

Жалоба на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции,  принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение  арбитражного суда первой инстанции, может быть подана в арбитражный суд  кассационной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вступления в  законную силу такого постановления, если в соответствии с Арбитражным  процессуальным кодексом Российской Федерации такое постановление может  быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции. 

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. 

Судья Калиничева М.С.

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 12.05.2020 8:23:36
Кому выдана ФИО1