ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А17-817/08 от 06.06.2008 АС Ивановской области

51/2008-4408(2)

Арбитражный суд Ивановской области
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без рассмотрения

г. Иваново

Дело № А17-817/2008

06 июня 2008 года

Резолютивная часть определения оглашена 02 июня 2008года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Ельфиной Г.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мокрецовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) «Центральный»

об установлении факта, имеющего юридическое значение,

заинтересованные лица: 1.ФИО2, 2.Служба государственной инспекции Ивановской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники,

при участии: от заявителя ФИО1, по дов. от 17.03.2008, заинтересованное лицо: ФИО2, паспорт <...>, выдан ОВД Родниковского района Ивановской области 28.08.2003г.,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Центральный» обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта владения на праве собственности с 6 апреля 2006 года прицепом ОЗТП «Сармат – 9557», заводской номер 787310, год выпуска 1997, цвет желтый.

Определением суда от 02.04.2006 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2 и Служба государственной инспекции Ивановской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал изложенное в заявлении обращение, пояснив, что прицеп был приобретен у гр-на ФИО2 по договору купли- продажи № 69 от 06.04.2006 года. Техническая документация на прицеп отсутствовала. Прицеп находился в разукомплектованном состоянии и был непригоден к эксплуатации. После восстановления прицепа собственными силами СПК обралось в Гостехнадзор за регистрацией техники и выдачей государственных номеров. Однако, в постановке на регистрационный учет было отказано. Целью обращения с заявлением является последующая государственная регистрация прицепа за СПК на основании судебного решения.


Заинтересованное лицо Морыганов Е.В. в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя не возражал, пояснил, что прицеп был им куплен в 1999 году у фермера (фамилию не помнит) без документов, использовал прицеп по назначению, так как ранее прицепы не регистрировались.

Заинтересованное лицо Служба государственной инспекции Ивановской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со ст.ст. 123, 156, АПК РФ, дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица. В отзыве Гостехнадзора сообщается, что отказ в постановке прицепа на регистрационный учет и присвоение государственного регистрационного номера был вызван отсутствием у заявителя документов, предусмотренных пунктами 2.8.1 и 2.8.6 Правил государственной регистрации техники, поднадзорной органам Гостехнадзора, утв. Минсельхозпродом РФ 16.01.1995.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об оставлении заявления без рассмотрения, исходя из следующего.

Заявитель просит установить юридический факт владения на праве собственности с 6 апреля 2006 года прицепом ОЗТП «Сармат – 9557», заводской номер 787310, год выпуска 1997, цвет желтый, ссылаясь на приобретение данного технического средства у гражданина ФИО2 по договору купли-продажи № 69 от 06.04.2006 и объясняя необходимость обращения в арбитражный суд намерением на основании судебного решения поставить прицеп на учет в органах Гостехнадзора, ввиду отсутствия паспорта на прицеп, справки-счета завода- изготовителя, государственной регистрации прицепа в Гостехнадзоре за предшествующими владельцами.

Согласно статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает в порядке особого производства дела об установлении юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности.

В силу части 1 статьи 219 АПК РФ юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной, внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Исходя из смысла названных норм права факт владения недвижимым имуществом как своим собственным устанавливается, если у заявителя были правоустанавливающие документы о принадлежности имущества, но они утрачены, и указанный факт не может быть подтвержден во


внесудебном порядке. То есть, рассмотрение и удовлетворение арбитражным судом заявлений об установлении юридических фактов имеет исключительно правоподтверждающее, но не правоустанавливающее значение.

Между тем, сам заявитель сообщил об отсутствии у него правоустанавливающих документов, достоверно подтверждающих приобретение прицепа в соответствии с действующим законодательством.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок - счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденными 16.01.1995 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, установлен единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков. Указанные Правила распространяются на всех юридических лиц и граждан, являющихся собственниками машин.

Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин. Собственники машин обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. (п.п. 1.4, 1.5 Правил).


Паспорт самоходной машины и других видов техники был введен на всей территории Российской Федерации с 1 сентября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно - строительных и иных машин.

Положением о паспорте самоходной машины и других видом техники, принятом 6 июля 1995 г., N 898, предусмотрена выдача паспорта на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах гостехнадзора.

Паспорт выдается собственникам машин:

-организациями, предприятиями, изготавливающими машины, с 1 сентября 1995 г.;

-таможенными органами Российской Федерации на машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г.;

-государственными инспекциями гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, а также ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г. или полученные из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении к регистрации, а на машины, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных.

Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются предприятиями - изготовителями на незарегистрированные машины, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а органами гостехнадзора - во всех остальных случаях. Выдача органами гостехнадзора дубликатов паспортов взамен утраченных или непригодных для пользования производится по месту регистрации машин.

Торговые организации вместе с паспортом выдают покупателю справку - счет установленной формы на каждую машину. При продаже (передаче) машины без посредничества торговых организаций сделка оформляется другими документами, подтверждающими право собственности на машину, предусмотренными Правилами регистрации. В справках - счетах и других документах, подтверждающих право собственности на машину, указываются серия и номер выдаваемого или передаваемого паспорта.

Наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.


В связи с изложенным, совокупность условий для установления заявленного юридического факта отсутствует.

Более того, из содержания заявления и пояснений представителя заявителя в судебном заседании видно, что фактически заявитель обратился за признанием права собственности на прицеп. Рассмотрение поданного заявления об установлении юридического факта связано с установлением оснований возникновения права собственности и наличия этого права у заявителя, то есть разрешению подлежат вопросы права, а не факта.

Однако, установление права собственности на недвижимое имущество в порядке особого производства в соответствии с пунктом 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 76 от 17.02.2004 не допускается.

В соответствии с частью 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в ходе судебного разбирательства по делу выяснится, что возник спор о праве, подведомственный арбитражному суду, или сам арбитражный суд придет к выводу, что в рассматриваемом деле установление факта связано с необходимостью разрешения судом спора о праве, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения в порядке статьи 148 (пункт 3) данного Кодекса.

Таким образом, заявление СПК об установлении юридического факта владения на праве собственности с 6 апреля 2006 года прицепом ОЗТП «Сармат – 9557», следует оставить без рассмотрения.

В соответствии со ст. 333.40 (п.3 ч.1) Налогового кодекса Российской Федерации при оставлении заявления без рассмотрения уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 104, 148 (пункт 3), 149, 184, 221 (пункт 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 (ч.1, п.3) Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

заявление оставить без рассмотрения.

Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Центральный» из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 91 от 05.03.2008.

Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в апелляционную инстанцию – Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) путем подачи жалобы через

Арбитражный суд Ивановской области.

Судья

Г.Ю. Ельфина



2 А17-817/2008

3 А17-817/2008

4 А17-817/2008

5 А17-817/2008