АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по результатам рассмотрения заявления о разрешении разногласий
г. Иваново
Дело № А17-9254/2016
21 декабря 2020 года
Резолютивная часть определения от 14 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Гажур О.В.
при ведении протокола судебного заседания судебного заседания помощником судьи Федоровой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление Федеральной налоговой службы в лице УФНС России по Ивановской области (далее заявитель, адрес: 153000, г. Иваново, ул. Почтовая, д. 24)
о разрешении разногласий по утвержденному собранием кредиторов 13.05.2020 Положению о порядке, сроках и об условиях продажи имущества Муниципального унитарного предприятия Заволжского городского поселения «Заволжский коммунальщик» (далее МУП «Заволжский коммунальщик», должник, ОГРН 1123703000046, ИНН 3703045794, адрес: 155412, Ивановская обл., Заволжский район, г. Заволжск, ул. Пушкина, д.1),
при участии в судебном заседании:
- представителя заявителя – Надежина А.Г. по доверенности от 15.01.2020;
- конкурсного управляющего – Рычагова А.В. (по решению суда),
- представителя Администрации Заволжского городского поселения – Киселева Д.А. (по доверенности от 19.08.2020)
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) МУП «Заволжский коммунальщик» обратилось МУП ЗМР «Заволжское коммунальное хозяйство». Определением суда от 05 декабря 2016 года заявление МУП ЗМР «Заволжское коммунальное хозяйство» принято к производству, возбуждено дело №А17-9254/2016 о несостоятельности (банкротстве).
Определением суда от 19.01.2018 (резолютивная часть определения от 16.01.2018) в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Соколов Александр Геннадьевич.
Решением суда от 03.08.2018 (резолютивная часть объявлена 02.08.2018) МУП «Заволжский коммунальщик» признано несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим утвержден Рычагов Алексей Валерьевич.
В Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о разрешении разногласий обратилось УФНС России по Ивановской области просит:
1. Разрешить разногласия по утвержденному собранием кредиторов 13.05.2020г. Положению о порядке, сроках и об условиях продажи имущества МУП "Заволжский коммунальщик".
2. Утвердить Положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества МУП "Заволжский коммунальщик" с учетом замечаний уполномоченного органа, а именно:
- исключить из утвержденного Положения условие безвозмездной передачи органу местного самоуправления имущества должника, включенного в Лот №3, после проведения торгов путем публичного предложения при достижении минимальной цены уровня 50% от первоначальной (п.3.13 Положения);
- для лота №4 установить цену отсечения (минимальную цену продажи) на уровне 45% от первоначальной цены при продаже путем публичного предложения (пп.3 п.4.15 Положения).
В обоснование заявленных требований указал следующее.
На собрании кредиторов, состоявшемся 13.05.2020 по инициативе конкурсного управляющего, было принято, в том числе, следующее решение:
По первому вопросу повестки дня: Утвердить Положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества МУП "Заволжский коммунальщик" (далее - Положение).
По мнению уполномоченного органа, принятое собранием кредиторов решение об утверждении Положения в редакции конкурсного управляющего не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы кредиторов, уполномоченного органа и должно быть признано недействительным в силу следующего.
В соответствии с утвержденным Положением продажу всего имущества должника предлагается проводить четырьмя лотами.
ФНС России возражает против утвержденных положений по Лоту №3.
1. Лот №3 (котельная, тепловые сети, оборудование котельной, специализированный автотранспорт). Имущество, включенное в данный лот, является социально-значимым и относится к элементам коммунальной инфраструктуры. В соответствии с ранее утвержденным порядком продажи, данное имущество выставлялось единым лотом на торги в форме конкурса. Первые и вторые торги были признаны несостоявшимися. В соответствии с утвержденным 13.05.2020г. Положением дальнейшую продажу предлагается проводить путем публичного предложения. Существенными условиями продажи данного имущества является следующее:
- начальная цена при продаже данного лота №3 составляет 15 199 200руб., величина снижения начальной цены для торгов в форме публичного предложения составляет 10% от начальной цены лота, установленной для торгов в форме публичного предложения. Период снижения начальной цены для торгов в форме публичного предложения составляет каждые 7 календарных дней. Цена отсечения составляет 50% от начальной цены продажи, установленной для торгов в форме публичного предложения, т.е. составляет 7 599 600руб.
Однако, при этом, в случае принятия организатором решения о признании торгов по продаже имущества должника путем публичного предложения несостоявшимися, конкурсный управляющий предлагает передать данное в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования («Заволжское городское поселение Заволжского муниципального района Ивановской области»).
В результате утверждения Положения с такими условиями складывается ситуация, когда фактически предлагается остановить продажу имущества, мероприятия по реализации которого, проведены всего лишь наполовину, и по сути предлагается безвозмездно передать имущество рыночной стоимостью более 7,5 млн. руб. При этом, уполномоченный орган отмечет, что данное имущество представляет собой комплекс зданий и сооружений, оборудования и автотранспортных средств. Данное имущество находится в исправном и работоспособном состоянии, и будет является достаточно ликвидным у определенного круга покупателей при его реализации.
Кроме того, уполномоченный орган отмечает, что передача имущества после достижения вышеуказанного предела делает невозможным определения реальной цены исходя из спроса на данное имущество и свидетельствует о том, что возможные потенциальные покупатели, готовые приобрести данное имущество по иной цене, которая будет ниже 7,5млн.руб., будут лишены такой возможности, что исключает возможность поступления в конкурсную массу денежных средств, следовательно, лишает кредиторов права на удовлетворение своих требований.
Таким образом, уполномоченный орган считает, что передача данного имущества органу местного самоуправления возможна только после установления факта отсутствия полного покупательского спроса на данное имущество, что в свою очередь возможно только после проведения всех мероприятий по продаже имущества в полном объеме, в т.ч. и продажи путем публичного предложения при установлении минимально возможной цены отсечения.
Иное является незаконным, нарушает права и законные интересы кредиторов, влечет причинение им убытков, следовательно, подлежит исключению из утвержденного на собрании кредиторов 13.05.2020 Положения.
2. Лот №4 (комплекс административных и производственных помещенной по адресу: Ивановская область, г.Заволжск, ул.Пушкина, д. 1, в т.ч. 6 объектов недвижимости и земельный участок). Данное имущество не является социально - значимым, обязательные обременения и ограничения к условиям использования и эксплуатации отсутствуют. Рыночная стоимость в соответствии с отчетом независимого оценщиках составляет 13 625 000 руб. Продажу предлагается проводить путем проведения первого и повторного аукционов. В случае признания первых и повторных торгов в форме аукциона недействительными, дальнейшая продажа проводится путем публичного предложения. В соответствии с утвержденным 13.05.2020г. Положением существенными условиями продажи данного имущества путем публичного предложения является следующее:
- начальная цена при продаже лотов №4 составляет 12 262 500руб., величина снижения начальной цены для торгов в форме публичного предложения составляет 5% от начальной цены лота, установленной для торгов в форме публичного предложения. Период снижения начальной цены для торгов в форме публичного предложения составляет каждые 5 календарных дней. Цена отсечения составляет 20% от начальной цены продажи, установленной для торгов в форме публичного предложения, и составляет 2 452 500руб.
Закон о банкротстве при реализации имущества должника путем публичного предложения не предусматривает такого понятия, как цена отсечения, не содержит ограничений относительно установления минимальной цены (цены отсечения), равно как и ее минимального предела.
При этом, в Законе о банкротстве не установлено и запрета на установление минимальной цены продажи (цены отсечения) имущества должника.
По мнению уполномоченного органа, установление цены отсечения имеет целью предотвращение ситуации, когда потенциальный покупатель намеренно дожидается последовательного снижения цены до минимального размера.
Установление цены отсечения является стимулирующим фактором для других возможных покупателей и в конечном итоге направлено на получение максимальной выручки от продажи имущества должника.
Несмотря на отсутствие закрепленного Законом о банкротстве такого понятия, как цена отсечения, при определении порядка реализации имущества должника необходимо исходить из принципов целесообразности и разумности.
Кроме того, уполномоченный орган отмечает, что продаваемое имущество состоит объектов недвижимого имущества, а также земельного участка. На данное имущество в установленном законом порядке оформлены правоустанавливающие документы, имеются все коммуникации, необходимые для функционирования, имущество не является ветхим или полуразрушенным. В состав имущественного комплекса входят такие объекты как здание лесопильного цеха, два гаража общей площадью более 1400 кв.м., трансформаторная подстанция, административное здание. Имущество полностью готово к эксплуатации. Таким образом, данное имущество является высоколиквидным, пользующимся спросом на рынке недвижимости.
Кроме того, уполномоченный орган обращает внимание, что ранее данное имущество было приобретено должником за 6 000 000 руб.
Следовательно, минимальная цена продажи в размере 20% однозначно не отвечает основной цели конкурсного производства, заключающейся в максимальном удовлетворении требований кредиторов.
По мнению уполномоченного органа, установление цены отсечения в размере 45% по данному лоту, предотвратит ситуацию, когда потенциальный покупатели, намеренно дождется последовательного снижения цены до минимального размера. Установление цены отсечения в предложенном УФНС России по Ивановской области размере будет являться стимулирующим фактором для возможных покупателей, натравлено на получение максимальной выручки от продажи, что в интересах всех кредиторов должника и соответственно отвечает целям конкурсного производства.
Конкурсный управляющий в отзыве на заявление указал следующее.
1) По части порядка и условий продажи лота №3 - при принятии решения следует принять к сведению (кроме указанных Заявителем), следующие обстоятельства:
- имущество, составляющее лот является социально значимым, поэтому лот выставляется на продажу в форме конкурса. Приобретение потенциальным покупателем имущества лота ведёт не только к возникновению прав на ликвидное имущество в составе лота, но и предполагает возникновение у покупателя обязательств по содержанию и использованию объектов в соответствии с их целевым назначением, что в совокупности не дает однозначно согласиться с утверждением Заявителя о том, что имущество будет достаточно ликвидным и на него найдётся покупатель;
- позиция органа местного самоуправления, ответственного за организацию водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, на протяжении процедуры продажи данного лота сводилась к тому, чтобы включить в Положение условие безвозмездной передачи имущества органу местного самоуправления;
- на торгах посредством публичного предложения можно рассмотреть также вариант установления более низкой минимальной цены, при этом не исключать условие безвозмездной передачи имущества органу местного самоуправления. Данный вариант также имеет преимущества в той части, что не требует в последующем материальных расходов и временных затрат на проведение дополнительных торгов.
Для формирования окончательного мнения в целях разрешения спорных положений порядка и условий продажи лота №3, в том числе в части установления размера минимальной цены полагаю необходимым ознакомиться с мнением лиц участвующих в деле, в том числе с мнением Администрации Заволжского городского поселения.
2) По части порядка и условий продажи лота №4 с мнением Заявителя о том, что имущество лота является высоколиквидным, пользующимся спросом на рынке недвижимости, приобретено должником за 6 млн. руб., можно согласиться. Вместе с тем следует учесть фактические обстоятельства текущего времени – пандемия, спад производства и деловой активности однозначно свидетельствует не о повышении спроса и рыночной цены на производственные активы, а о понижении. В этой связи считаю разумным установить минимальную цену на публичных торгах в размере не более 40% начальной цены продажи (4 905 000 рублей).
Представитель Администрации Заволжского городского поселения в отзыве на заявление просил заявление ФНС России оставить без удовлетворения, поскольку утвержденное положение полностью соответствует нормам законодательства, направлено на привлечение потенциальных покупателей с целью продажи имущества по наиболее выгодной для конкурсных кредиторов цене под угрозой передачи имущества органам местного самоуправления (по п. 3.13 Положения). Продажа имущества по минимальной цене повлечет нарушение прав как собственника имущества – Администрации, так и конкурсных кредиторов. Привлекательность же лота №4 будет способствовать продаже имущества на начальном этапе, оснований для изменения цены отсечения не имеется.
Определением суда от 04.06.2020 заявление уполномоченного органа принято к производству, судебное разбирательство назначено на 20.08.2020, отложено на 01.10.2020, 17.11.2020. Судебное разбирательство перенесено на 14.12.2020.
Информация о времени и месте рассмотрения дела, отложении судебного разбирательства размещена на сайте Арбитражного суда Ивановской области в сети Интернет по веб-адресу http://ivаnоvо.аrbitr.ru.
В ходе судебного заседания 14.12.2020 стороны согласовали следующее:
- не исключать из утвержденного Положения условие о безвозмездной передаче органу местного самоуправления имущества должника, включенного в Лот №3, после проведения торгов путем публичного предложения, но указать, что передача будет осуществляться только при достижении минимальной цены уровня 30% от первоначальной (п.3.13 Положения);
- для лота №4 установить цену отсечения (минимальную цену продажи) на уровне 45% от первоначальной цены при продаже путем публичного предложения (пп.3 п.4.15 Положения).
Заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, рассматриваются в порядке, установленном статьей 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве)».
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.
С учетом изложенного, утверждение и определение условий положения о продаже имущества должника является прерогативой собрания кредиторов.
Согласно абзацу седьмому пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.
Рассмотрев приведенные участниками дела доводы, суд пришел к следующим выводам:
В ходе судебного разбирательства стороны пришли к соглашению о необходимости сохранения в Положении о порядке продаже имущества должника п. 3.13: в силу положений п. 5 ст. 132 Закона «О банкротстве» социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 ст. 132 Закона «О банкротстве», подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. В этой связи в случае принятия организатором решения о признании торгов по продаже имущества должника путем публичного предложения несостоявшимися конкурсный управляющий предлагает передать имущество в части лота №3 в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования («Заволжское городское поселение Заволжского муниципального района Ивановской области»).
При этом п.п 3 п. 3.7 Положения надлежит изложить в следующей редакции:
Величина снижения начальной цены составляет 10% от начальной цены лота, начальная цена уменьшается на величину снижения каждые 7 календарных дней. Предельный порог, до которого снижается начальная цена, составляет по лотам №1, №2 - 10% от начальной цены продажи лота, по лоту №3 - 30% от начальной цены продажи лота.
Цель процедуры продажи имущества должника путем публичного предложения состоит в реализации имущества должника по максимально высокой цене путем систематического снижения цены и в наиболее короткие сроки.
Предельный порог, до которого снижается начальная цена, по лоту №3 - 30% от начальной цены продажи лота, который был согласован лицами, участвующими в деле, соответствует целям конкурсного производства, не противоречит Закону о банкротстве и может быть принят судом в предложенном сторонами варианте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 названного Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.
Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
Проанализировав приведенные нормы Закона о банкротстве, суд пришел к выводу о том, что Законом не предусмотрено право собрания кредиторов устанавливать в какой момент должны быть остановлены торги по продаже имущества (установление минимальной цены продажи). Собрание кредиторов вправе определить порядок и условия проведения торгов (первичных и повторных), а именно: регулировать их сроки, шаг снижения цены, определить организатора торгов, размер задатка, требования к публикации информационных сообщений и т.п.
Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Для достижения указанной цели закон предусматривает обязанность конкурсного управляющего принять исчерпывающие меры для реализации имущества должника и только имущество, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, в соответствии с пунктом 1 статьи 148 Закона о банкротстве, предлагается конкурсным управляющим кредиторам в счет погашения требований, а в случае отказа кредиторов от принятия имущества – собственнику имущества должника унитарного предприятия либо учредителям должника, а при их отказе – имущество подлежит передаче в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Предложенная конкурсным управляющим и утвержденная собранием кредиторов редакция, предусматривает проведение торгов в форме публичного предложения с установлением цены отсечения 20% от начальной цены продажи Лота №4.
В судебном заседании 14.12.2020 стороны согласовали, что предельный порог, до которого снижается начальная цена по лоту №4, составляет 45% от начальной цены продажи Лота.
Суд полагает, что такой порядок продажи предусматривает принятие исчерпывающих мер по реализации имущества должника.
Установление цены отсечения в размере 20% от начальной продажной цены на торгах посредством публичного предложения приведет к затягиванию процедуры реализации имущества, необходимости утверждения следующего положения и, как следствие, только к дополнительным затратам.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым изложить п.п. 3 п. 4.15 Положения в следующей редакции: величина снижения начальной цены составляет 5% от начальной цены лота, начальная цена уменьшается на величину снижения каждые 5 календарных дней; Предельный порог, до которого снижается начальная цена, составляет 45% от начальной цены продажи лота.
Руководствуясь статьями 32, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), статьями 17, 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области о разрешении разногласий по порядку продажи имущества МУП «Заволжский коммунальщик» удовлетворить частично.
2. Изложить п.п. 3 п. 3.7 Положения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества Муниципального унитарного предприятия Заволжского городского поселения "Заволжский коммунальщик" в следующей редакции:
«Величина снижения начальной цены составляет 10% от начальной цены лота, начальная цена уменьшается на величину снижения каждые 7 календарных дней. Предельный порог, до которого снижается начальная цена, составляет по лотам №1, №2 - 10% от начальной цены продажи лота, по лоту №3 - 30% от начальной цены продажи лота».
3. Изложить п.п. 3 п. 4.15 Положения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества Муниципального унитарного предприятия Заволжского городского поселения "Заволжский коммунальщик" в следующей редакции:
«Величина снижения начальной цены составляет 5% от начальной цены лота, начальная цена уменьшается на величину снижения каждые 5 календарных дней; Предельный порог, до которого снижается начальная цена, составляет 45% от начальной цены продажи лота».
Настоящее определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в течение десяти дней со дня вынесения определения.
На вступившее в законную силу определение суда, если такое определение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта (ч. 1 статьи 276 АПК РФ).
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья О.В. Гажур