АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44
телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80
http://ingushetia.arbitr.ru/
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Назрань 18 августа 2016 года Дело № А18-349/2016
Резолютивная часть определения оглашена 18 августа 2016 года
Определение в полном объеме изготовлено 18 августа 2016года
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Аушева М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аушевой Х.Б., рассмотрев
заявление Администрации г. Назрань Республики Ингушетия (далее - Администрация)
об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.08.2015г. по делу № А18-349/15, по иску Общества с ограниченной ответственностью «Виза» (далее - Общество) к Администрации, о взыскании задолженности, при участии в судебном заседании представителей от: Администрации: ФИО1 (по доверенности); Общества: ФИО2 (лично, паспорт серии <...>, выдан ОВД г. Назрань 10.10.2003г.),
Установил:
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.08.2015 по делу № А18-349/2015 с субсидиарного должника Администрации в лице Государственного учреждения «Назрановское городское финансовое управление» за счет казны Администрации в пользу Общества взыскано 3 250 000 рублей и расходы по уплате государственной в сумме 39 250 рублей.
Определением суда от 04.08.2016г. заявление Администрации об отсрочке исполнения судебного акта принято к производству суда, заседание по проверке его обоснованности назначено на 18.08.2016г.
В судебном заседании представитель Администрации в обоснование своих требований пояснил, что у органа местного самоуправления отсутствуют денежные
средства в размере, достаточном для удовлетворения требований Общества, ссылается на то, что перечень и размер расходов за счет казны муниципального образования определяется соответствующим бюджетом, принимаемым в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ, Кодекс), бюджет муниципального образования на 2016 г. принят и в нем отсутствуют средства на исполнение судебных актов, бюджет на текущий год имеет дефицит, является высокодотационным. Администрацией предприняты меры по внесению изменений в бюджет 2016 года, однако Городским советом муниципального образования «Городской округ город Назрань» (далее – Представительный орган, Городской совет) отказано в перераспределении бюджета Администрации на 2016 год. По указанным причинам исполнение судебного акта возможно только после утверждения соответствующего бюджета на 2017 год.
Представитель Общества считает заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку взыскание предусматривает взыскание за счет казны муниципального образования, в состав которой, помимо денежных средств, входит и иное движимое и недвижимое имущество.
Переписка между Главой Администрации и Представительным органом не является основанием для отсрочки исполнения судебного акта, обязанность направить такие документы и принять все необходимые меры, Администрация обязана была в январе 2016года, представленный ответ Представительного органа незаконен, так как Городской совет не проводило своего заседания, а ограничилось созывом бюджетной комиссии, что является нарушением закона и Регламента Городского Совета г. Назрани.
Депутатская комиссия города имела право на предварительное рассмотрение инициативы Главы Администрации о внесении изменений в бюджет, но не имела права организовывать ответ от имени горсовета, не проводя заседания горсовета.
Заместитель Председателя Городского совета ФИО3 не имел права от имени городского совета подписывать ответ, так как в установленном законом и регламентом порядке инициатива Главы города не рассматривалась на заседании горсовета. Следовательно, ФИО3 превысил свои должностные полномочия. Материалы дела и прилагаемые документы свидетельствует о том, что ряд должностных лиц Администрации и некоторые депутаты Городского совета умышленно нарушают законы с целью воспрепятствования исполнению решения, вступившего в законную силу.
Рассмотрев заявленное требование, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление Администрации подлежит удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Названная выше норма не определяет оснований для предоставления рассрочки, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта. В каждом случае рассмотрения заявления о рассрочке исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения.
При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
В Определении от 18.04.2006 за N 104-О Конституционный Суд РФ указал, что, несмотря на то, что отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Положениями БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления
расходов, не предусмотренных бюджетом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
На основании пункта 1 статьи 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), в том числе финансовые органы, обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают исполнение бюджета и осуществляют иные бюджетные полномочия, определенные данным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24. 1Кодекса.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных
документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 Кодекса).
Согласно пунктам 5, 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Перечисленные нормы Кодекса позволяют сделать вывод, что утверждение бюджета муниципального образования и внесение в него изменений относится к исключительному ведению представительного органа соответствующего муниципального образования. К полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, в том числе финансового органа, отнесены составление проекта бюджета муниципального образования и, соответственно, проектов изменений в бюджет, а также исполнение утвержденного представительным органом бюджета. Непосредственная организация исполнения местного бюджета на основе сводной бюджетной росписи возлагается на финансовый орган муниципального образования.
Следовательно, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования, а именно местные администрации и финансовые органы не наделены полномочиями по внесению изменений в утвержденный представительным органом данного муниципального образования местный бюджет. Они лишь обеспечивают исполнение этого бюджета и в случае необходимости вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с предложением о внесении в утвержденный бюджет изменений.
По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
При недостаточности у муниципального образования предусмотренных решением представительного органа данного муниципального образования на текущий финансовый год денежных средств для обеспечения исполнения выданного судом исполнительного документа администрация и финансовый орган указанного муниципального образования, организующие исполнение исполнительного документа, вправе и одновременно обязаны совершить следующие действия:
Обязанность по совершению исполнительно-распорядительными органами муниципального образования (администрациями и финансовыми органами) каких-либо иных действий, направленных на исполнение судебных актов, при недостаточности для их исполнения предусмотренных бюджетом данного муниципального образования денежных средств нормами Кодекса не установлена. Совершение данными участниками бюджетного процесса иных действий по исполнению выданного судом исполнительного документа будет выходить за пределы предоставленных им Кодексом бюджетных полномочий.
Полномочия по внесению изменений в бюджет муниципального образования, направленных на обеспечение исполнения конкретного судебного акта и выданного на его основе исполнительного документа, предоставлены только представительному органу соответствующего муниципального образования.
Во исполнение своих обязательств, Администрация 27.07.2016 г. обратилась в Представительный орган с просьбой внести изменения в бюджет на текущий финансовый год, предусмотрев денежные средства для исполнения исполнительного документа, выданного судом, на основании решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.08.2015 по делу № А18-349/2015.
Как следует из ответа Представительного органа от 28.07.2016г., внесение изменений в расходную часть бюджета Администрации на текущий год невозможно, соответствующие ассигнования для погашения задолженности будут учтены и внесены в подгруппу «Исполнение судебных актов» при формировании бюджета на 2017 год.
Администрация является получателем средств бюджета, каких либо иных источников дохода не имеет, то есть отсутствует объективная возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа.
Представленный Администрацией в материалы дела финансовый документ на текущий год, свидетельствует об отсутствии по соответствующей статье средств, достаточных для погашения долга перед Обществом.
По мнению суда, отказ в предоставлении отсрочки может повлечь собой нарушение прав и законных интересов, как самой Администрации, так и субъектов (лиц), состоящих с Администрацией в правоотношениях, в том числе и трудовых.
Срок до 01.04.2017 года судом признается разумным и достаточным для исполнения своих обязательств Администрацией. Отсрочка исполнения решения суда до 01 апреля 2017 года не нарушает баланс интересов сторон и не выходит за рамки разумного.
В то же время в части предоставления отсрочки до конца 2017 года, заявление Администрации является необоснованным, поскольку заявителем никак не мотивирована невозможность внесений изменений в расходную часть бюджета, позволяющих погасить задолженность перед Обществом в начале 2017года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Определил:
Заявление Администрации г. Назрань Республики Ингушетия об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.08.2015г. по делу № А18-349/15 удовлетворить частично.
Предоставить Администрация города Назрань Республики Ингушетия (ОГРН <***>, ИНН <***>) отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.08.2015г. по делу № А18-349/15 до 01 апреля 2017 года.
Настоящее определение вступает в силу немедленно, и может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Ингушетия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья М.А. Аушев