ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А18-377/20 от 08.07.2020 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ  Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44 

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80
http://ingushetia.arbitr.ru/
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о принятии обеспечительных мер

город Назрань Дело № А18-377/2020
08 июля 2020 года

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш.  рассмотрев заявление Федерального казенного учреждения «Управление федеральных  автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» о принятии  обеспечительных мер в рамках дела А18-377/2020 по заявлению Федерального казенного  учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального  дорожного агентства» к Обществу с ограниченной ответственностью «Автозаправочный  комплекс «Лидер», об изьятии земельного участка для федеральных нужд, третьи лица:  Управление Росреестра по Республике Ингушетия, Общество с ограниченной  ответственностью «Межевой земельный центр», 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных  дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (Заявитель, ФКУ УПРДОР «Кавказ»  ) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Обществу с  ограниченной ответственностью «Автозаправочный комплекс «Лидер» об изьятии  земельного участка для федеральных нужд, третьи лица: Управление Росреестра по  Республике Ингушетия, Общество с ограниченной ответственностью «Межевой  земельный центр». 

Вместе с заявлением ФКУ УПРДОР «Кавказ» обратился с ходатайством о  принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Росреестра по Республике  Ингушетия осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного  участка с кадастровым номером 06:05:0600004:42, кроме государственной регистрации  возникновения права Российской Федерации в связи с изъятием части указанного 


земельного участка, на основании решения суда, принятого по настоящему иску, до  рассмотрения спора судом и вступления судебного акта в законную силу. 

Рассмотрев заявление ФКУ УПРДОР «Кавказ», о принятии обеспечительных мер,  суд пришёл к выводу о том, что оно подлежит удовлетворению частично, по следующим  основаниям. 

Из заявления о принятии обеспечительных мер по настоящему делу следует, что  ФКУ УПРДОР «Кавказ» просит запретить Управлению Росреестра по Республике  Ингушетия осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного  участка с кадастровым номером 06:05:0600004:42. 

 Как следует из заявления и приложенных материалов Федеральным дорожным  агентством принято Распоряжением от 05.08.2019 № 2066-р «Об изъятии для нужд  Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта  «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" из Краснодара  (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Республикой Азербайджан (на  Баку). 

Реконструкция автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4  «Дон»-Владикавказ Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой на  участке 563+100-км 589+000, Республика Ингушетия, (корректировка)», согласно  которому подлежит изъятию выплатой возмещения в установленном порядке для нужд  Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером  06:05:0600004:42, площадью 4920 кв.м. 

В соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2004 № ВБ- 30 «О внесении изменений в уставы федеральных государственных учреждений,  подведомственных Федеральному дорожному агентству» ГУ «Управление ордена Знак  Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог государственной службы дорожного  хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации» переименовано в ФГУ  «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального  дорожного агентства». 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 317-р  создано ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог  Федерального дорожного агентства» путем изменения типа ФГУ «Управление ордена  Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного  агентства», но с сохранением его основной цели деятельности. 

Согласно постановлению Правительства от 17.11.2010 № 928 «О перечне  автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (далее - 


Постановление от 17.11.2010 № 928) автомобильная дорога М-29 "Кавказ" - из Краснодара  (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой  (на Баку)" переименована в "Автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога  М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской  Республикой". 

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 29.03.2014 №  МС-27-Р ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог  Федерального дорожного агентства» реорганизовано в форме присоединения к нему ФКУ  «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской  Республики Федерального дорожного агентства», с определением полного наименования  после завершения процесса реорганизации - ФКУ «Управление федеральных  автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор  «Кавказ»). 

Частью 2 статьи 37 Закона № 145-ФЗ, установлены полномочия Государственной  компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов  недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной  компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным  имуществом в сфере дорожного хозяйства, в том числе: обращение в уполномоченный  федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных  участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для  государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог  Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных  участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для  государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог  Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых  изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого  имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог  Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке  изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных  участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке  убытков, причиненных таким изъятием; 

Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 «Об утверждении  государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы»  (далее Программа). В рамках данной федеральной целевой программы выделена 


подпрограммы «Дорожное хозяйство», в которой выделены федеральные проекты  «Морские порты России» и «Коммуникация между центрами экономического роста». 

Одним из важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Дорожное  хозяйство» является «Строительство и реконструкция участков автомобильной 

дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ -  Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой». 

В соответствии со статьёй 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) основной целью судопроизводства в арбитражном суде  является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов  лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Это  предполагает не только возможность для заинтересованного лица обратиться в суд за  защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и  реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта. 

Одним из видов правовых гарантий реальности исполнения в будущем  вступившего в законную силу судебного акта и предотвращения причинения  значительного ущерба лицу, обратившемуся за судебной защитой своих прав и законных  интересов, являются обеспечительные меры, регламентированные главой 8 АПК РФ

В соответствии со статьёй 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица,  участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на  обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры  допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может  затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если  исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также  в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 АПК РФ судом могут быть приняты  обеспечительные меры в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать  определённые действия, касающиеся предмета спора. Как разъяснено в пункте 9  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  12.10.2006г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»  затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его  исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями,  предпринимаемыми для уменьшения объёма имущества. В целях предотвращения  причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть  направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между  сторонами. 


В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен  обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.  Вопрос о принятии обеспечительных мер либо отклонении заявления об обеспечении иска  решается с учётом доводов заявителя, обосновывающих необходимость принятия  обеспечительных мер, а также конкретных обстоятельств дела. 

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда  Российской Федерации № 55 от 12.10.2006 года «О применении арбитражными судами  обеспечительных мер» (далее – Постановление № 55) при принятии обеспечительных мер  арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 ст. 90 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на  любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 

-если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным  исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается  за пределами Российской Федерации; 

-в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Обязательным является представление заявителем доказательств наличия  оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения. 

При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ суду  следует иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении  обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае  непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных  сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных  интересов, интересов третьих лиц. При этом суд оценивает, насколько истребуемая  заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного  требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию  целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2  статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 10  постановления N 55). 

При этом, в абзаце 5 пункта 10 постановления № 55 разъяснено, что истребуемая  заявителем конкретная обеспечительная мера должна быть связана с предметом  заявленного требования, соразмерна ему, необходима и достаточна для обеспечения  фактической реализации целей обеспечительных мер. 

По смыслу названных норм оценка необходимости применения обеспечительных  мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении  всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности применения обеспечительных 


мер, а также того, что насколько данные обеспечительные меры связаны с предметом  заявленного требования, соразмерны ему и каким образом они обеспечат фактическую  реализацию целей обеспечительных мер. 

Заявляя ходатайство о применении обеспечительных мер, заявитель представил  доказательства, свидетельствующие о том, что не принятие мер по обеспечению заявления  может привести к значительному материальному ущербу. 

Заявитель документально обосновал угрозу причинения вреда в результате  регистрационных действий относительно земельного участка с кадастровым номером  06:05:0600004:42. 

При таких обстоятельствах, истребуемые заявителем обеспечительные меры,  направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами. 

Указанные выше обстоятельства дают основания полагать, что непринятие  срочных мер может привести к нарушению прав и интересов ФКУ УПРДОР «Кавказ», а  также неопределённого круга лиц. 

 Более того, принятие обеспечительных мер, не влечет для Управления Росреестра  по РИ и ответчика какого-либо существенных ограничений, и направлены только на  сохранения баланса интересов (status quo). 

Руководствуясь статьями 90, 91, 93, 184 - 188 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Ингушетия 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Удовлетворить заявление Федерального казенного учреждения «Управление  федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» о  принятии обеспечительных мер. 

Принять обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по  Республике Ингушетия осуществлять любые регистрационные действия в отношении  земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600004:42, кроме государственной  регистрации возникновения права Российской Федерации в связи с изъятием части  указанного земельного участка, на основании решения суда, принятого по настоящему  иску, до рассмотрения спора судом и вступления судебного акта в законную силу. 

Определение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в  Шестнадцатом арбитражном апелляционном суде. 

Судья Р.Ш.Цечоев