АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44
телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80
http://ingushetia.arbitr.ru/
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Назрань Дело №А18-558/2016
Резолютивная часть определения оглашена 14 июня 2022 года.
Полный текст определения изготовлен 21 июня 2022 года.
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Аушева М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шадиевым М.Х., рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего ГУП «Ингушводоканал» ФИО1 и публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Ингушэнерго» о взыскании компенсации за переданное имущество, при участии в судебном заседании ФИО1 (конкурсный управляющий должника), а также представителей от: УФНС по РИ: ФИО2 (по доверенности); Правительства РИ: ФИО3 (по доверенности); ПАО «Россети: ФИО4 (по доверенности), от Минимущества РИ: ФИО5 (по доверенности) в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле о банкротстве,
установил:
Определением суда от 17.06.2016 в отношении ГУП «Ингушводоканал» (далее – должник) введена процедура банкротства – наблюдение сроком на пять месяцев, временным управляющим утверждён ФИО1 - член Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Синергия».
Сообщение о введении в отношении должника, названной выше процедуры банкротства, опубликовано в газете «Коммерсантъ» №117 (5867) от 02.07.2016 (стр. 6), объявление №77031905482.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.12.2016г. в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1
Соответствующее сообщение опубликовано в газете «Коммерсантъ» №6 (6000) от 14.01.2017 за № 77032094710, стр. 18, а также размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве от 29.12.2016 за № 1522743.
В реестр требований кредиторов включены требования в общем размере 180 710 511, 04 руб. Размер текущей задолженности 120 445 918,82 руб.
26.12.2019 конкурсный управляющий должника ФИО1 в рамках дела №А18-558/2016 обратился с заявлением о взыскании с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее – Минимущество РИ) в пользу ГУП «Ингушводоканал» компенсации за переданные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения находившиеся на балансе должника в размере 220 430 337 рублей.
22.09.2021 конкурный кредитор должника – ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Ингушэнерго» обратился с заявлением о взыскании с Минимущество РИ в пользу должника компенсации за переданные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения находившиеся на балансе должника в размере 220 430 337 рублей.
Определением суда от 23.03.2022 заявления конкурного управляющего должника и ПАО «Россети Северный Кавказ» о взыскании с Минимущество РИ в пользу должника компенсации за переданные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, объединены для совместного рассмотрения.
В судебном заседании конкурсный управляющий пояснил суду, что стоимость имущества изъятого (переданного) собственником составляет 927 969 865 рублей, в том числе: 220 430 337 рублей стоимость имущества переданного по акту приема-передачи от 07.10.2019г., 578 444 211 рублей стоимость ранее изъятого у должника Кантышевского водозабора, 129 095 317 рублей стоимость ранее изъятого у должника водопровода Кантышево – Малгобек.
В этой связи конкурсным управляющим должника в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличена сумма компенсации, подлежащая возмещению, просит суд взыскать с Минимущества РИ в пользу Государственного унитарного предприятия «Ингушводоканал» компенсацию в размере 339 809 814, 33 рублей. Данная сумма образовывается исходя из размера реестровой и текущей задолженностей должника.
Представитель ПАО «Россети Северный Кавказ» поддержал уточненные требования и просил суд удовлетворить требование с учетом уточнений.
Судом уточнения приняты.
В ходе разбирательства представитель уполномоченного органа считает требования обоснованными.
Представители Правительства РИ и Минимущества РИ просят отказать в заявленных требованиях, ввиду их необоснованности.
Другие лица, участвующие в деле о банкротстве, не обеспечили явку своих представителей.
Информация о движении дела, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Ингушетия в сети Интернет по веб-адресу: http://ingushetia.arbitr.ru/ в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Судебное заседание проведено в порядке статей 156, 223 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу положений статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).
Как указано выше решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.12.2016г. должник признан несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.
В рамках конкурсного производства проведена инвентаризация имущества должника, результаты инвентаризации опубликованы в ЕФРСБ 22.05.2017г.
По результатам инвентаризации в конкурсную массу должника включено 167 объектов. Из указанного перечня, 119 объектов представляют собой объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
07.10.2019г. по акту приема-передачи, находившиеся на балансе должника 119 объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения возвращены в собственность Республики Ингушетия в лице Минимущества РИ. Остаточная стоимость преданного имущества составляет 220 430 337 руб.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
Вместе с тем в соответствии с часть 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Указанный Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П) (позиция Верховного Суда Российской Федерации, приведенная в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3 (2019)).
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц учредителем должника является Правительство Республики Ингушетия (100%). Основным видом деятельности должника является забор, очистка и распределение воды.
Объекты социального назначения переданы должнику собственником, в связи с чем 07.10.2019 по акту приема-передачи были возвращены Минимуществу РИ как органу, уполномоченному Правительством Республики Ингушетия на управление и распоряжение государственной собственностью Республики Ингушетия (ст. 10 РЗ «Об управлении государственной собственностью Республики Ингушетия», постановление Правительства Республики Ингушетия от 31.11.2011г. № 191 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия»).
По смыслу указанных выше разъяснений, а также с учетом того, что объекты возвращены собственнику, суд приходит к выводу об обоснованности требования о выплате компенсации со стороны собственника имущества в размере стоимости объектов, перечисленных в акте приема-передачи.
Между тем, вопрос о выплате компенсации за передачу имущества в собственность публичного образования не тождественен вопросу о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в связи с чем, определение размера компенсации в заявленной конкурсным управлявшим сумме, включающей в себя текущую задолженность, стоимость ранее изъятых собственником Кантышевского водозабора и водопровода Кантышево – Малгобек является неправомерным.
Более того, конкурсным управляющим не представлено доказательств нахождения Кантышевского водозабора, водопровода Кантышево – Малгобек на балансе должника и их последующего незаконного изъятия либо передачи их собственнику.
Доводы о том, что Кантышевский водозабор и водопровода Кантышево – Малгобек являются собственностью республики и были переданы должнику, документально не подтверждены.
Кроме того, при определении размера компенсации необходимо учитывать баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом) и интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в реестр. В связи с чем размер такой компенсации также не может быть признан равным рыночной стоимости спорных объектов.
Из материалов дела следует, что в отношении спорных объектов имеются только сведения об их остаточной стоимости.
Ходатайств о проведении судебной экспертизы с целью определения цены с учетом фактора обременения социальным предназначением, суду не заявлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что баланс интересов сторон может быть достигнут при определении размера компенсации на основании остаточной стоимости объектов, которая отличается от рыночной методом ее определения.
Согласно приказу Минфина РФ № 257н от 31.12.2016г. остаточная стоимость основных средств представляет собой показатель имущественных объектов в текущем периоде. Она образуется после вычета амортизационных начислений и убытков от обесценивания. По бухгалтерским нормативам, остаточная стоимость основных средств определяется как учетная цена на конкретную дату (конец отчетного периода) — первоначальная цена, уменьшенная на величину начисленной амортизации. Стоимость активов по остатку, позволяет определить степень их морального и физического износа и, соответственно, эффективности дальнейшего использования.
В случае, если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.
Таким образом, приняв во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, о необходимости соблюдения разумного характера и обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами при определении суммы компенсации в случае передачи объектов муниципальному образованию, с учетом состояния имущества, размера затрат, необходимых для его содержания и ремонта, суд полагает разумной компенсацию, подлежащей взысканию в сумме 220 430 337 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
заявление конкурсного управляющего ГУП «Ингушводоканал» ФИО1 и публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Ингушэнерго» о взыскании компенсации за переданное имущество, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия в пользу Государственного унитарного предприятия «Ингушводоканал» денежные средства в размере 220 430 337 рублей.
В остальной части отказать.
Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Ингушетия в установленные законом сроки.
Судья М.А. Аушев