АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44
телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80
http://ingushetia.arbitr.ru/
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Назрань Дело № А18-786/2014
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Аушева М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чемурзиевой Ф.И., рассмотрев заявление Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия (далее – Администрация) об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.05.2016, вынесенного в рамках дела № А18-786/14 по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1) к Администрации и обществу с ограниченной ответственностью «Олимп» о взыскании материального ущерба, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Ингушетия и Инспекции государственного строительного надзора по Республике Ингушетия, при участии в судебном заседании представителей от: Администрации: ФИО2 (по доверенности); ИП ФИО1: ФИО3 (по доверенности),
установил:
решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.02.2015 по делу № А18-786/2014 исковые требования ИП ФИО1 удовлетворены частично, с Администрации в пользу ИП ФИО1 взыскан материальный ущерб в размере 394 300 рублей. Суд также обязал Администрацию предоставить ИП ФИО1 в арендное пользование равнозначный земельный участок взамен земельного участка, предоставленного по договору аренды № 441 от 30.07.2009.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 решение от 25.02.2015 отменено. В удовлетворении требований отказано.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 3.09.2015 решение от 25.02.2015 и постановление апелляционного суда от 26.05.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд решением от 10.05.2016 исковые требования ИП ФИО1 удовлетворил частично, взыскав с Администрации материальный ущерб в размере 323 049 рублей, стоимость земельного участка общей площадью 36 кв.м. с кадастровым номером 06:02:0100003:2010 в размере 107 054 рублей, возмещение морального вреда в размере 50 000 рублей.
Постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2016 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3.02.2017 решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.05.2016 по делу № А18-786/14 оставлено без изменения.
Определением суда от 27.04.2017 заявление Администрации об отсрочке исполнения судебного акта принято к производству суда, заседание по проверке его обоснованности назначено на 24.05.2017.
В судебном заседании представитель Администрации в обоснование своих требований пояснил, что у органа местного самоуправления отсутствуют денежные средства в размере, достаточном для удовлетворения требований ИП ФИО1, ссылается на то, что перечень и размер расходов за счет казны муниципального образования определяется соответствующим бюджетом, принимаемым в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), бюджет муниципального образования на 2017 год принят и в нем отсутствуют средства на исполнение судебных актов, бюджет на текущий год имеет дефицит, является высокодотационным. По указанным причинам исполнение судебного акта возможно только после утверждения изменений соответствующего бюджета на 2017 год.
Представитель ИП ФИО1 считает заявление не подлежащим удовлетворению, так как отсутствие денежных средств не может являться основанием для отсрочки исполнения судебного акта.
Рассмотрев заявленное требование, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление Администрации подлежит удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Названная выше норма не определяет оснований для предоставления рассрочки, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта. В каждом случае рассмотрения заявления о рассрочке исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения.
При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
В определении от 18.04.2006 за № 104-О Конституционный Суд РФ указал, что, несмотря на то, что отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Положениями БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления
расходов, не предусмотренных бюджетом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
На основании пункта 1 статьи 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), в том числе финансовые органы, обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают исполнение бюджета и осуществляют иные бюджетные полномочия, определенные данным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24. 1Кодекса.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных
документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 Кодекса).
Согласно пунктам 5, 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Перечисленные нормы Кодекса позволяют сделать вывод, что утверждение бюджета муниципального образования и внесение в него изменений относится к исключительному ведению представительного органа соответствующего муниципального образования. К полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, в том числе финансового органа, отнесены составление проекта бюджета муниципального образования и, соответственно, проектов изменений в бюджет, а также исполнение утвержденного представительным органом бюджета. Непосредственная организация исполнения местного бюджета на основе сводной бюджетной росписи возлагается на финансовый орган муниципального образования.
Следовательно, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования, а именно местные администрации и финансовые органы не наделены полномочиями по внесению изменений в утвержденный представительным органом данного муниципального образования местный бюджет. Они лишь обеспечивают исполнение этого бюджета и в случае необходимости вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с предложением о внесении в утвержденный бюджет изменений.
По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
При недостаточности у муниципального образования предусмотренных решением представительного органа данного муниципального образования на текущий финансовый год денежных средств для обеспечения исполнения выданного судом исполнительного документа администрация и финансовый орган указанного муниципального образования, организующие исполнение исполнительного документа, вправе и одновременно обязаны совершить следующие действия:
Обязанность по совершению исполнительно-распорядительными органами муниципального образования (администрациями и финансовыми органами) каких-либо иных действий, направленных на исполнение судебных актов, при недостаточности для их исполнения предусмотренных бюджетом данного муниципального образования денежных средств нормами Кодекса не установлена. Совершение данными участниками бюджетного процесса иных действий по исполнению выданного судом исполнительного документа будет выходить за пределы предоставленных им Кодексом бюджетных полномочий.
Полномочия по внесению изменений в бюджет муниципального образования, направленных на обеспечение исполнения конкретного судебного акта и выданного на его основе исполнительного документа, предоставлены только представительному органу соответствующего муниципального образования.
Администрация является получателем средств бюджета, каких либо иных источников дохода не имеет, то есть отсутствует объективная возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа.
Представленный Администрацией в материалы дела финансовый документ на текущий год, свидетельствует об отсутствии по соответствующей статье средств, достаточных для погашения долга перед ИП ФИО1
По мнению суда, отказ в предоставлении отсрочки может повлечь собой нарушение прав и законных интересов, как самой Администрации, так и субъектов (лиц), состоящих с Администрацией в правоотношениях, в том числе и трудовых.
По мнению суда срок отсрочки исполнения судебного акта до 01.07.2017 года судом признается разумным и достаточным для принятия мер в целях исполнения своих обязательств Администрацией, а именно для обращения в представительный орган муниципального образования с просьбой внести изменения в бюджет на текущий финансовый год, предусмотрев денежные средства для исполнения исполнительного документа, выданного судом, на основании решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.05.2016. Отсрочка исполнения решения суда до 01 июля 2017 года не нарушает баланс интересов сторон и не выходит за рамки разумного.
В то же время в части предоставления отсрочки до конца 2017 года, заявление Администрации является необоснованным, поскольку заявителем никак не мотивирована невозможность внесений изменений в расходную часть бюджета, позволяющих погасить задолженность в 2017 году.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.05.2016, вынесенного в рамках дела № А18-786/14, удовлетворить частично.
Предоставить Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.05.2016, вынесенного в рамках дела № А18-786/14, до 01 июля 2017 года.
Настоящее определение вступает в силу немедленно, и может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Ингушетия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья М.А. Аушев