ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-10842/2021 от 27.07.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в принятии обеспечительных мер

г. Иркутск                                                                                               Дело  № А19-10842/2021     

27.07.2021 года        

Судья Арбитражного суда Иркутской области Гаврилов О.В., действующий в порядке взаимозаменяемости  судьи Зволейко О.Л., в связи с ее нахождением в очередном отпуске, в соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

рассмотрев ходатайство ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТК «ГУДТРАНСКОМ» о принятии обеспечительных мер,

                                                        установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТК «ГУДТРАНСКОМ» (далее - ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ») 02.06.2021 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к  Инспекции Федеральной налоговой службы по  Октябрьскому  округу г. Иркутска об отмене решения от 11.02.2021 № 26-19/626.   

Заявление о признании незаконным решения налогового органа принято к производству суда 10.06.2021.

11.06.2021 ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ» заявлено ходатайство  о принятии обеспечительных мер в виде:

-  приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по  Октябрьскому  округу г. Иркутска от 11.02.2021 № 26-19/626 о доначислении  налога и на добавленную стоимость в размере 1 671 864 руб., пени в размере 453 858,88 руб. и штрафа по пункту 3 статьи 122 НК РФ в размере 334 373 руб., до момента вынесения Арбитражным судом Иркутской области решения по делу № А19-10842/2021,

- приостановления действия обеспечительных мер Инспекции Федеральной налоговой службы по  Октябрьскому  округу г. Иркутска в размере 1 674 864 руб. до момента вынесения Арбитражным судом Иркутской области решения по делу № А19-10842/2021.

Определением суда от 11.06.2021 приостановлено действие решения Инспекции Федеральной налоговой службы по  Октябрьскому  округу г. Иркутска от 11.02.2021 № 26-19/626 в части штрафа в размере 334 373 руб. В удовлетворении остальной части заявления о принятии обеспечительных мер отказано.

05.07.2021 ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ» заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде:

-  приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по  Октябрьскому  округу г. Иркутска от 11.02.2021 № 26-19/626 о доначислении  налога и на добавленную стоимость в размере 1 671 864 руб., пени в размере 453 858,88 руб., до момента вынесения Арбитражным судом Иркутской области решения по делу № А19-10842/2021,

- приостановления действия обеспечительных мер Инспекции Федеральной налоговой службы по  Октябрьскому  округу г. Иркутска в размере 1 674 864 руб. до момента вынесения Арбитражным судом Иркутской области решения по делу № А19-10842/2021.

Вместе с ходатайством от 05.07.2021 заявителем суду были представлены: справка налогового органа об открытых (закрытых) банковских счетах, справки банков об остатках денежных средств на счетах, выписки из оборотно-сальдовой ведомостей по счетам № 60, № 68, № 69 и по счету № 70, информационное письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по  Октябрьскому  округу г. Иркутска 31.05.2021 № 15-21/012250, инкассовое поручение от 01.07.2021 № 24656.

Определением от 05.07.2021 в удовлетворении заявления ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ» о принятии обеспечительных мер  отказано, поскольку заявитель не представил в достаточном объеме доказательства, подтверждающие наличие оснований для их применения. В частности, как следует из текста определения от 05.07.2021, заявителем не представлены документы, подтверждающие (отражающие) его действительное на момент подачи рассматриваемого заявления финансовое состояние и имущественное положение, а также финансово-хозяйственную деятельность заявителя в целом (бухгалтерский баланс, расшифровка к балансу по имуществу, отсутствуют доказательства наличия обязательств перед  кредиторами (гражданско-правовые договоры, кредитные договоры), сведения о наличие сотрудников (работников) организации, а также обязательств перед ними (задолженности по заработной плате); справки об остатках на счетах представлены только по 4 счетам, тогда как согласно представленным у заявителя имеется 5 расчетных счетов.

 26.07.2021 общество обратилось с настоящим заявлением, в котором повторно заявило о принятии обеспечительных мер, аналогичных ранее заявленным.

К заявлению о принятии обеспечительных мер ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ» приложило пакет документов, ранее приложенный к ходатайству от 05.07.2021, а также дополнительно представило справки банков (ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «ВТБ») об остатках денежных средств на счетах, копии договоров об оказании транспортно-экспедиционных услуг от 16.04.2020 № 16/04/20, от 06.10.2021 № Хаб 06/10/2020, от 07.10.2021 № Хаб 07/10/2020, заключенных соответственно с ООО «Электропоставщик», ООО Спектр», ООО «Бауштофф».

Необходимость принятия  обеспечительных мер заявитель мотивировал тем, что взыскание денежных средств по оспариваемому решению повлечет за собой причинение обществу значительного ущерба, поскольку блокировка расчетных счетов препятствует оплате задолженности перед другими кредиторами и по другим текущим платежам. Денежные средства, перечисленные на расчетные счета ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ», открытые в ПАО «Промсвязьбанк», могли быть использованы только для расчетов в рамках договоров об оказании транспортно-экспедиционных услуг.

Рассмотрев ходатайство об обеспечении иска, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 3 статьи 199 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры), в том числе в случае отложения судебного разбирательства в целях урегулирования спора.

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Значительность ущерба предполагает собой такой его размер, который сопоставим с суммой чистой прибыли, которую организация получит в соответствующем периоде, либо изъятие из оборота таких средств, которые приводят к остановке производственной (торговой, маркетинговой, посреднической и т.п.) деятельности заявителя.

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.

Согласно пункту 10 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» в определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер, имея в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;  обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Анализ представленных документов, подтверждающих финансовое положение общества,  не позволяет суду сделать вывод о том, что непринятие обеспечительных мер причинит существенный ущерб заявителю, а также что оспариваемая сумма налогов и пени является для него значительной.

Кроме того, из представленных документов не усматривается, что взыскание спорной задолженности приведет к приостановлению деятельности общества, невозможности исполнения обязательств перед третьими лицами, а также повлечет обращение взыскания на имущество, постоянно используемое в его деятельности. Доказательств того, что непринятие обеспечительных мер в части взыскания недоимки по налогам и пеней может затруднить или сделать невозможным исполнения решения суда, заявитель в суд не представил.

Обществом в заявлении о принятии обеспечительных мер не приведены доводы и не представлены доказательства, которые бы подтверждали значительность ущерба, устанавливали соотносимость взыскиваемых по оспариваемым решениям сумм с показателями экономической деятельности общества, его финансовым состоянием. 

Документы, представленные обществом в обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер, сами по себе не свидетельствуют о возможности причинения заявителю значительного ущерба в случае взыскания с него спорных сумм налога и пени.  

Как указано самим обществом в заявлении, задолженность ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ» по налогам и иным платежам в бюджет за 1 полугодие 2021 составляет более 9 млн. руб., кредиторская задолженность перед контрагентами составляет более 8,5 млн. руб.

В этой связи, суд находит недоказанным, что испрашиваемая обеспечительная мера в виде приостановления действия оспариваемого решения в части взыскания налогов и пени в общей сумме 2 125 722,88 руб. будет для общества достаточной и эффективной для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба, с учетом того, что общая задолженность ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ» составляет более 17,5 млн. руб.

Затруднительное финансовое состояние заявителя в случае принятия обеспечительных мер может привести к невозможности реального исполнения решения налогового органа в оспариваемой части. Само по себе предоставление (или непредоставление) обеспечительных мер в рассматриваемой ситуации  не предопределит финансовую судьбу предприятия.  

Учитывая, что заявитель не представил встречного обеспечения, а также не представил в достаточном объеме доказательства, подтверждающие наличие оснований для применения обеспечительных мер, у суда отсутствуют правовые основания к удовлетворению заявления о принятии обеспечительных мер в части приостановления действия решения  налогового органа о взыскании  налогов и пеней.

Ссылка заявителя на принятие инспекцией решения об обеспечительных мерах  не может быть принята во внимание судом, поскольку суд, рассматривая ходатайство об обеспечительных мерах по части 3 статьи 199 АПК РФ, никак не связан с действующими административными обеспечительными мерами инспекции, наложенными по пункту 10 статьи 101 НК РФ

Кроме того, суд считает недоказанным тот факт, что непринятие заявленных обществом обеспечительных мер  в виде приостановления  обеспечительных мер налогового органа может повлечь в дальнейшем отсутствие возможности исполнения судебного акта. Кроме того, положениями статьи 79 НК РФ предусмотрена процедура возврата излишне взысканного налога, сбора и пени с начислением процентов, являющихся компенсацией возможных убытков налогоплательщика, вызванных излишним списанием налогов.   

Принимая во внимание обстоятельства дела, учитывая необходимость обеспечения баланса интересов, как заявителя, так и ответчика, суд полагает, что в данном случае отсутствуют основания для принятия заявленных обществом обеспечительных  мер.

Более того, требование о приостановления действия обеспечительных мер Инспекции Федеральной налоговой службы по  Октябрьскому  округу г. Иркутска в размере 1 674 864 руб. до момента вынесения Арбитражным судом Иркутской области решения по делу №А19-10842/2021 не подлежат удовлетворению, поскольку законность  принятия обеспечительных  мер  не являются предметом настоящего спора.

При таких обстоятельствах, ходатайство ООО ТК «ГУДТРАНСКОМ» об обеспечении иска удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 90, 93, 199, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                        определил:

в удовлетворении заявления ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТК «ГУДТРАНСКОМ» о принятии обеспечительных мер  отказать.

Определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. Судебные акты по делу, выполненные в форме электронного документа, направляются лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу:  https://kad.arbitr.ru/.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

На определение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья                                                                                                           Гаврилов О.В.