ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-10955/17 от 07.11.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск
«13» ноября 2018 года Дело № А19-10955/2017

Резолютивная часть определения объявлена 07.11.2018.  Определение в полном объеме изготовлено 13.11.2018. 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Тимофеевой О. Ю.  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Павловой К.А., 

рассмотрев в судебном заседании заявление финансового управляющего  ФИО1 (адрес: 115127, г. Москва, а/я 39) об обязании  гражданина ФИО2 передать гладкоствольное огнестрельное оружие FRANCHI SPAS-12 органам Росгвардии по месту нахождения оружия; обязании ФИО2, органы Росгвардии уведомить Арбитражный суд Иркутской области, а также финансового управляющего ФИО1 о передаче гладкоствольного огнестрельного оружия FRANCHI SPAS-12  органам Росгвардии; запретить МВД России, Главному управлению государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, а также  их структурным подразделениями совершать действия, направленные на самостоятельную реализацию и (или) уничтожение огнестрельного оружия - FRANCHI  SPAS-12, принадлежащего гражданину ФИО2 на праве собственности, 

по делу по заявлению ФИО3 (г. Иркутск) о  признании индивидуального предпринимателя ФИО2 (дата  рождения: 14.03.1968, место рождения г. Иркутск, ОГРНИП <***>,  ИНН <***>; проживающий <...>)  банкротом, 

при участии в судебном заседании:


лица, участвующие в деле – не явились, извещены; 

установил:

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.11.2017 (резо- лютивная часть определения объявлена 15.11.2017) в отношении ФИО2 введена процедура реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО4 

Решением от 26.04.2018 (резолютивная часть от 19.04.2018) ФИО2 признан банкротом, в отношении должника введена процедура  реализации имущества, финансовым управляющим утверждена арбитражный  управляющий ФИО1 

В судебном заседании рассматривается обоснованность поданного финансовым управляющим ФИО1 заявления 

Финансовый управляющий, извещенный о месте и времени судебного раз- бирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не направил. 

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве)  рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим  кодексом и Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности 


(банкротстве)», с особенностями, установленными федеральными законами, регу- лирующими вопросы несостоятельности (банкротства). 

Требования кредиторов удовлетворяются за счет конкурсной массы, кото- рую в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N  127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" составляет все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе  конкурсного производства. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права,  связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся  лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное преду- смотренное настоящим Законом имущество. 

Статья 24 ГК РФ предусматривает, что гражданин отвечает по своим обя- зательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества,  на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. 

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством. 

В силу статьи 205 Закона о банкротстве в конкурсную массу не включается  имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуаль- ным законодательством не может быть обращено взыскание. 

Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и  иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы  имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуаль- ным законодательством может быть обращено взыскание, которое является не- ликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удо- влетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина,  которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями данно- го пункта, не может превышать сто минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом. 

Финансовый управляющий имуществом ФИО2 – ФИО1  обратилась с заявлением об обязании гражданина ФИО2  передать гладкоствольное огнестрельное оружие FRANCHI SPAS-12 органам  Росгвардии по месту нахождения оружия. 

В обоснование ходатайства указала, что финансовым управляющим в ходе  процедуры банкротства ФИО2 были проведены мероприятия (запросы в  государственные, регистрирующие органы) по выявлению имущества ФИО2 


Т.Ю. Так, 12.07.2018 в адрес финансового управляющего поступил ответ на за- прос от Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Войск Нацио- нальной Гвардии по Иркутской области, согласно которому Маценко Д.Ю. является владельцем гладкоствольное оружия FRANCHI SPAS-12; ему выдано разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа № 6619672, сроком действия  до 15.09.2013 г. Должник по адресу регистрации не проживает, в связи с чем органами Росгвардии применяются меры к установлению местонахождения должника, а также оружия. С учетом изложенного, финансовый управляющий полага- ет, что Маценко Д.Ю. с 16.09.2013 незаконно осуществляет хранение и ношение  огнестрельного оружия. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 213.25 Закона о  банкротстве, данное огнестрельное оружие должно быть включено в конкурсную  массу должника. Указывает, что с даты признания гражданина банкротом финансовый управляющий вправе распоряжаться имуществом должника от имени по- следнего, обеспечивая должную степень сохранности имущества. Вместе с тем,  поскольку финансовый управляющий лично принять данное имущество не имеет  возможности ввиду установленных законодательством запретов, просит передать  вышеуказанное ружье органом Росгвардии по месту нахождения оружия. 

Суд, рассмотрев данное ходатайство, приходит к следующим выводам.

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осу- ществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут  осуществляться гражданином лично (пункт 5 ст. 213.25 Закона о банкротстве).  Для реализации данных норм на основании п. 1 ст. 213.1 Закона о банкротстве  подлежит применению правило о том, что руководитель должника в течение трех  дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу  бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных  и иных ценностей конкурсному управляющему, закрепленное в п. 2 ст. 126 Закона  о банкротстве. 

Применительно к делу о банкротстве гражданина это регулирование озна- чает, что в процедуре реализации имущества гражданина должник в течение трех  дней с даты утверждения финансового управляющего обязан передать принадле- жащее ему имущество финансовому управляющему; с момента введения процедуры реализации имущества гражданин утрачивает возможность реализовывать  наиболее полное господство над вещью и права собственника (пользование, рас- поряжение) в отношении принадлежащего ему имущества. 


При этом обязанность совершить активные действия по передаче имущества финансовому управляющему лежит на должнике. Как разъяснено в п. 42 по- становления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45  "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяе- мых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", целью положений Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросо- вестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и креди- торами. 

Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником ка- ких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность  максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или  иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела. 

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 213.25 Закона о банкротстве, конкурсную массу составляет все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия  решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты  принятия указанного решения, за исключением имущества, на которое, согласно  ст. 446 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, не может  быть обращено взыскание. 

Таким образом, охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие FRANCHI SPAS-12, а также патроны, находящиеся в собственности должника ФИО2 являются частью конкурсной массы и подлежат реализации  финансовым управляющим с целью удовлетворения требований кредиторов. 

В ходе процедуры реализации имущества гражданина именно финансовый  управляющий осуществляет от имени гражданина все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, а также осуществляет реализацию его  имущества (п. 5 и 6 ст. 213.25, п. 5 ст. 213.26 Закона о банкротстве). 

Учитывая изложенное, а также, что спорное оружие принадлежит должни- ку на праве собственности, то имущество подлежит реализации финансовым  управляющим с целью последующего удовлетворения требований кредиторов  должника за счет средств, поступивших в конкурсную массу должника от реализации названного оружия. 

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации, принимая во внимание особен- ности имущества должника, являющегося предметом спора по настоящему 


обособленному спору (охотничье ружье и патроны к нему), суду необходимо учи- тывать не только нормы Закона о банкротстве, но и не противоречащие ему нормы Закона об оружии, а также нормы Правил оборота служебного и гражданского  оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814. 

Так относящиеся к гражданскому оружию охотничьи ружья, гражданское  оружие ограниченного поражения и патроны к ним представляют собой имущество, ограниченное в гражданском обороте, в связи с чем изъятие охотничьего  ружья и патронов к нему из владения должника, их передача на реализацию и  собственно их реализация должны осуществляться только с соблюдением требований специального законодательства, а именно Закона об оружии N 150-ФЗ (далее также - Закон об оружии) и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (далее также Правила N  814).  

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ  "Об оружии" (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент выявления  административного правонарушения, далее - Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юриди- ческим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на  хранение или хранение и ношение оружия. 

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечи- вающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему  посторонних лиц. 

Аналогичные требования установлены п. 54 Правил оборота гражданского  и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля  1998 года N 814 (далее - Правила). 

В силу ч. 2 ст. 26 Закона об оружии в случаях выявления нарушения граж- данином установленных данным Федеральным законом и соответствующими  нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, но- шения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортиро- вания или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражда- нином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются органом 


внутренних дел до принятия окончательного решения в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации. 

Пунктом 62 Правил N 814 установлено, что ношение и использование  оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицен- зий либо разрешений на хранение и ношение, хранение и использование конкрет- ных видов, типов и моделей оружия с учетом ограничений, установленных Законом об оружии. 

Пунктом 67 Правил установлено, что при ношении оружия лица обязаны  иметь при себе документы, удостоверяющие их личность (паспорт или служебное  удостоверение, военный или охотничий билет и т.п.), а также выданные органами  внутренних дел лицензию либо разрешение на хранение и ношение имеющегося у  них оружия. 

Согласно статьям 9, 10, 13 Закона об оружии приобретение оружие граж- данами Российской Федерации допускается только при соблюдении определен- ных условий, в частности - при наличии соответствующей лицензии. 

В перечне лиц, которым в соответствии с разделом 5 "Передача оружия и  патронов" Правил N 814 допускается передача гражданского оружия и патронов к  нему, финансовый управляющий не указан. 

Соответственно, передача оружия от должника непосредственно к финансовому управляющему, не обладающему предусмотренным пунктом 54 Правил N  814 разрешением на хранение оружия, невозможна и является прямым нарушени- ем норм Закона об оружии. 

При этом в силу норм Закона об оружии и Правил N 814, ответственным за  хранение гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, является  владелец огнестрельного оружия, который несет риск наступления неблагоприят- ных последствий в случае передачи им соответствующих единиц огнестрельного  оружия третьим лицам и совершения в дальнейшем каких-либо противоправных  действий третьими лицами с применением указанного оружия. 

Представленное в материалы дела письмо отдела лицензионно- разрешительной работы Управления войск национальной гвардии по Иркутской  области от 21.06.2018 № 713-9/15-161 подтверждает наличие у должника статуса  лица, зарегистрированного в установленном порядке как владельца гражданского  оружия в отделе лицензионно-разрешительной работы. 


Маценко Д.Ю. выдано разрешение на хранение и ношение гладкоствольного огнестрельного оружия FRANCHI SPAS-12, срок действия которого в насто- ящее время истек (до 15.09.2013). 

В соответствии с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ административным правонаруше- нием является незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка  или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения. 

При этом, суд считает доводы финансового управляющего ФИО1  о законности (незаконности) владения ФИО2 огнестрельным гладко- ствольным оружием не состоятельными, поскольку данный вопрос не может быть  передан на рассмотрение арбитражного суда, так как находится в ведении органов  полиции. Незаконное владение может быть основанием для привлечения владель- ца оружия к административной либо уголовной ответственности. Арбитражный  суд не может вторгаться в компетенцию государственных органов. 

Административный орган самостоятельно определяет сроки исполнения  предписаний и в соответствии с полномочиями обязывает совершить какие-либо  действия, в связи с чем суд не может подменять собой государственный орган,  решать вопросы, которые относятся к компетенции данного органа. 

Последствия неисполнения в установленный срок законного предписания  (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего  государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства  предусмотрены ст. 19.5 КоАП РФ

Учитывая выше изложенное, изъятие охотничьего ружья и патронов к нему  из владения должника возможно только органами полиции (сотрудниками отдела  лицензионно-разрешительной работы либо иными уполномоченными на то со- трудниками полиции). 

При этом, суд обращает внимание на то, что в случае уклонения должни- ком от передачи оружия финансовый управляющий вправе обратиться с соответ- ствующим заявлением в органы полиции. 

В соответствии с п. 78, и абз. 4 п. 79 указанных Правил, изъятие и уничтожение оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным  законодательством. 

В соответствии с п. 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия  и патронов к нему на территории Российской Федерации, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделан-


ные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уни- чтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством  внутренних дел Российской Федерации. 

Из содержания приведенной нормы следует, что изъятое в установленном  порядке оружие может быть уничтожено при условии его технической непригод- ности к эксплуатации. 

Аналогично в части требования о запрете МВД России, Главному управлению государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, а также их структурным подразделениями совершать действия, направленные на самостоятельную реализацию и (или) уничтожение огнестрельного оружия - FRANCHI SPAS-12, принадлежащего гражданину ФИО2 на праве  собственности, суд пришел к выводу о том, что вопрос об уничтожении оружия и  патронов в случаях, установленных законом, в том числе в случаях их техниче- ской непригодности, находится в компетенции органов полиции. 

Кроме того, с принятием арбитражным судом Иркутской области решения  о признании ФИО2 банкротом у должника итак возникла  обязанность по передаче имущества финансовому управляющему, а у иных органов, осуществляющих регистрацию перехода или обременения сделок с имуществом должника, возникает обязанность по осуществлению данных действий  только при участии арбитражного управляющего. Принятие дополнительного судебного акта об обязании передачи имущества, наложение арестов, запрета реги- страционных действий и реализации имущества не требуется. 

Уведомление соответствующих органов о введении ограничении в отношении распоряжения имуществом должника является обязанностью финансового  управляющего. 

Руководствуясь статьями 60, 126, 129 Федерального закона от 26.10.2002   № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 66, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжало- вано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения. 

Судья О.Ю. Тимофеева