АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 24-12-96, факс 24-15-99
о возвращении искового заявления
г. Иркутск Дело №А19-11874/08-53
«15» октября 2008 года
рассмотрев исковое заявлениеФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26
к ОАО «Корпорация «Иркут»
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 обратились в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ОАО «Корпорация «Иркут» о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, обязании ответчиков забрать из ФНС недостоверную информацию об якобы полученном истцами доходе при возврате принадлежащих им акции в размере их учредительского вклада.
Определением арбитражного суда от 17.09.2008 исковое заявление оставлено без движения в связи с нарушением требований, установленных статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно:
1) в исковом заявлении не конкретизированы требования истцов к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (п. 4 ч. 2 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а именно:
- не указано, какую именно информацию (не указан конкретный документ) истцы требуют забрать из ФНС (не указан конкретный орган);
- отсутствует ссылка на норму права, предусматривающую возможность совершения действий, истребуемых истцами.
2) к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования (п.5 ч.2 ст. 125, п. 3 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истцам разъяснено, что согласно акту специалистов экспедиции Арбитражного суда Иркутской области от 15.09.2008 исковое заявление поступило без вложения следующих документов, перечисленных в исковом заявлении: справки о доходах физического лица форма №2-НДФЛ; пояснительной записки наблюдательной комиссии по ликвидации ЗАО «Аэроком»; запроса бухгалтера ЗАО «Аэроком» в ООО «БДО Юникон ВостСибАудит» от 07.11.2006; запроса председателя ликвидационной комиссии в УФНС от 17.11.2005; решения о выпуске ценных бумаг ОАО «ИАПО» от 15.03.1999; решения о выпуске ценных бумаг ОАО «ИАПО» от 15.08.2002; постановления Правительства РФ от 07.12.1996 №1442 о переоценке основных фондов; письма-запроса от 22.12.2006 генеральному директору ИАЗ – филиала ОАО Корпорация «Иркут» и председателю ликвидационной комиссии (вх. № 9694); запроса Общественного наблюдательного совета в ликвидационную комиссию ЗАО «Аэроком» от 27.12.2006; письма-запроса от 16.02.2007 председателю ликвидационной комиссии и генеральному директору ИАЗ –филиала ОАО Корпорация «Иркут» (вх. №1379); учредительного договора ЗАО «Аэроком».
Кроме того, оставляя исковое заявление без движения, суд отметил следующее.
Подпунктом 4 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел по спорам между акционером и акционерным обществом.
Из содержания искового заявления следует, что истцы обратились в суд как акционеры общества, то есть их право на обращение в арбитражный суд основано на вышеназванной процессуальной норме права.
Следовательно, истцы обязаны представить документы, подтверждающие наличие у них статуса акционеров.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Из положений статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» следует, что сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, указываются в реестре акционеров общества (пункт 1).
Реестр владельцев ценных бумаг – это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг (статья 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Таким образом, только выписка из реестра акционеров может являться документом, подтверждающим статус акционера общества.
Вместе с тем, такие выписки в отношении каждого из истцов в материалы дела не представлены.
По смыслу статьи 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» передаточное распоряжение само по себе не признается документом, на основании которого осуществляется переход права на ценные бумаги, а является лишь уведомлением владельца о состоявшейся сделке и содержит требование о внесении изменений в систему ведения реестра с обязательным указанием основания перехода права собственности на ценные бумаги;
3) к иску не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины каждым из истцов в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо документально обоснованное ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины (п.2 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
14.10.2008 от истцов в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения и во исполнение определения суда от 17.09.2008, поступили дополнительные документы и квитанции об уплате государственной пошлины в размере 77 руб. каждым из истцов.
Вместе с тем, суд считает, что истцы не устранили обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения в части уплаты государственной пошлины, по следующим основаниям.
Определением об оставлении искового заявления без движения от 17.09.2008 суд разъяснил истцам следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Реализация защиты нарушенных прав заинтересованным лицом возможна путем подачи искового заявления при соблюдении необходимых правил, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Так, в силу статьи 126 названного Кодекса истцам следует приложить к исковому заявлению документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо документально обоснованное ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
Из заявления следует, что истцы избрали гражданско-правовой способ защиты нарушенных прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная категория дел подлежит рассмотрению в порядке искового производства; спор носит неимущественный характер. Размер государственной пошлины по указанной категории дел установлен подп. 4 п.1 ст. 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 2 000 руб.
В силу положений статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации каждый из истцов как физическое лицо является самостоятельным плательщиком налога на доходы физических лиц.
Согласно пункту 8 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога источником выплаты дохода налоговый агент (брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика.
Исходя из содержания названных норм права уведомление общества, являющегося налоговым агентом, направляется в налоговый орган в отношении каждого налогоплательщика отдельно.
Таким образом, каждый из истцов требует забрать из налогового органа недостоверную информацию в отношении себя лично.
В случае если сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов, государственная пошлина уплачивается каждым из истцов, исходя из размера заявляемого им требования (пункт 17 Информационного письма от 13.03.2007 № 117 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»).
Из искового заявления следует, что каждым из истцов заявлено самостоятельное требование - каждый из истцов требует забрать из налогового органа недостоверную информацию в отношении себя лично. Следовательно, в соответствии с вышеуказанными разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации каждый из истцов должен был уплатить государственную пошлину, исходя из размера заявленного самостоятельного требования.
Из представленных в материалы дела квитанций №280449276 от 27.05.2008 на сумму 1 000 руб. и № 287499685 от 09.06.2008 на сумму 1 000 руб. следует, что одним из истцов – ФИО23, уплачена государственная пошлина в установленном законом размере – 2 000 руб.
Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины каждым из остальных истцов, исходя из размера заявленного самостоятельного требования, в установленный срок суду не представлены.
Поскольку в установленный судом срок допущенные при подаче иска нарушения не устранены, суд в соответствии со статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возвращает истцам исковое заявление и приложенные к нему документы.
Исходя из положений частей 3 и 4 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции, если признает целесообразным раздельное рассмотрение требований.
Требование ФИО23, уплатившего государственную пошлину в установленном законом размере, не может быть выделено судом в отдельное производство. Выделение требования в отдельное производство возможно после принятия к производству искового заявления, поданного с соблюдением требований, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Поскольку исковое заявление к производству арбитражного суда не принято, требование ФИО23 выделению в отдельное производство не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат возврату истцам из федерального бюджета.
Руководствуясь частью I статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление возвратить заявителю.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО2 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО3 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО4 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО5 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО6 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО7 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО8 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО9 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО10 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО11 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО12 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО13 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО14 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО15 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО16 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО17 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО18 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО19 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО20 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО21 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО22 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО24 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО25 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО26 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 77 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО23 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 077 руб. 00 коп.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Приложение:
1.Исковое заявление на 6 листах и приложенные к иску документы на 108 листах, в том числе 28 квитанций об уплате государственной пошлины в размере 100 руб.
2.Справки на возврат государственной пошлины.
Судья Е.В.Рукавишникова