ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-12106/18 от 27.07.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-12106/2018

03 августа 2021 года

Резолютивная часть определения объявлена 27.07.2021, полный текст определения изготовлен 03.08.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Андреевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЯНДАЕВСКИЙ РАЙОН» об освобождении от уплаты исполнительского сбора

по делу по исковому  заявлению 

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ОТДЕЛА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКИЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 669001, <...>)

о признании незаконным бездействия АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЯНДАЕВСКИЙ РАЙОН» (адрес: 669120, <...>), об обязании совершить юридически значимые действия,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель ФИО1, паспорт,

в отсутствие представителя взыскателя и судебного пристава ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам, извещены,

установил:

Межмуниципальный отдел МВД России «Эхирит-Булагатский» обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Баяндаевский район» о признании незаконным решения об отказе в передаче нежилого помещения и обязании Муниципального образования «Баяндаевский район» передать нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>.

Решением суда от 17.01.2019  исковые требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 решение Арбитражного суда Иркутской области оставлено без изменения.

На принудительное исполнение вышеуказанного решения Арбитражным судом Иркутской области выдан исполнительный лист серии ФС № 031229651 от 18.04.2019. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам возбуждено исполнительное производство №42075/19/38041-ИП.

В связи с тем, что в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного листа серии ФС № 031229651 от 18.04.2019 Администрацией не исполнены, судебный пристав-исполнитель постановлением от 16.10.2020 по исполнительному производству № 42075/19/38041-ИП взыскал с должника исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЯНДАЕВСКИЙ РАЙОН», обратилась в арбитражный суд с заявлением об освобождении от исполнительского сбора.

В обоснование заявления администрацией указано, что определением от 24.11.2020 по настоящему делу ей как должнику предоставлена отсрочка исполнения решения на срок до 01.03.2021, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора является незаконным и необоснованным.

Заявитель указал, что в целях исполнения решения суда им заключен договор №39 от 22.11.2019 на выполнение кадастровых работ. По результатам выполненных работ заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество с приложенными документами направлено на регистрацию в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области №КУВД-001/2019-15802803 от 09.12.2019.

По результатам рассмотрения заявления Управление Росреестра по Иркутской области отказало в кадастровом учете и регистрации прав на образованные объекты недвижимости в связи с тем, что для оформления данных помещений нужно прекратить право собственности на все здание, подготовить межевые и технические планы на все помещения отдельно.

Далее, заявителем заключен договор №87 от 01.10.2020 с ООО «Межевая компания Кадастр» на выполнение кадастровых работ  и передачу документов, подготовленных в результате выполнения этих работ, в отношении здания, расположенного по адресу: <...>.

Передача объектов в федеральную собственность находится на стадии регистрации данного права.

Взыскатель и ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежаще, однако представителей в суд не направили, ходатайств не заявили, возражений на заявление не представили.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что  на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС № 031229651 от 18.04.2019г., выданного Арбитражным судом Иркутской области по делу А19-12106/2019, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районамв отношении Администрации возбуждено исполнительное производство № 42075/19/38041-ИП, Администрации предложено исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок, исчисляемый с момента получения копии соответствующего постановления.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 17.02.2020 удовлетворено заявление Администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения. Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения от 17.01.2019 по делу А19-12106/2019 на срок до 01.07.2020.

В связи с истечением срока предоставленной отсрочки судебным приставом-исполнителем в адрес должника 17.07.2020 направлено требование об исполнении последним решения суда в пятидневный срок со дня поступления данного требования. В подтверждения исполнения требования предоставить в подразделение ОСП выписку из Росреестра.

В связи с тем, что в срок, установленный для добровольного исполнения, с учетом предоставленной отсрочки, требования исполнительного листа серии ФС № 031229651 от 18.04.2019 Администрацией не исполнены, судебный пристав-исполнитель постановлением от 16.10.2020 по исполнительному производству № 42075/19/38041-ИП взыскал с должника исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

После вынесения указанного постановления судебного пристава-исполнителя, а именно - 20.10.2020, должник администрация Баяндаевского района обратилась в арбитражный суд с заявлением  о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Определением от 24.11.2020 по настоящему делу администрации предоставлена отсрочка исполнения решения на срок до 01.03.2021.

Таким образом, на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора должник с заявлением о предоставлении отсрочки до 01.03.2021г. в суд не обращался.

Рассмотрев доводы заявителя и доказательства в его обоснование, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса  РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу статьи 1 Федерального закона "О судебных приставах" № 118-ФЗ от 21.07.1997 на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" № 118-ФЗ от 21.07.1997 в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» (далее – «Закон об исполнительном производстве»), исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно пункту 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом рассматриваются, в том числе, вопросы об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Из части 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, пунктами 1 и 2 которой установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установил, что должник при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, принял все меры для надлежащего исполнения  требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, т.е. если придет к выводу о том, что вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.

В соответствии с абзацем 2 пункта 75 Постановления № 50, лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

В рассматриваемом случае должник не оспаривает факта неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ссылается на последующую отсрочку исполнения решения, предоставленную судом.

Указанное обстоятельство не может быть принято судом во внимание, поскольку заявитель обратился в суд после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Иных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа заявителем не названо и судом не установлено.

Доказательств совершения каких-либо действий, либо наличия объективных причин, препятствующих своевременному с момента возбуждения исполнительного производства (с учетом предоставленной отсрочки) добровольному исполнению требований исполнительного документа, должником не представлено.

Доказательств проявления должной степени заботливости и осмотрительности, которые требовались по характеру обязательств с момента вступления решения в законную силу, вопреки правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

При рассмотрении дела №А19-20688/2020 по заявлению администрации муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области к Отделу судебных приставов по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании незаконным постановления от 16.10.2020 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 42075/19/38041-ИП от 08.11.2019, Арбитражный суд Иркутской области аналогично пришел к выводам отсутствия доказательств невозможности исполнения администрацией судебного акта, с учетом предоставленной отсрочки исполнения решения до 01.07.2020,  а также принятия каких-либо мер для исполнения решения либо получения отсрочки его исполнения на момент взыскания исполнительского сбора.

Учитывая изложенное, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что основания для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем в соответствии с постановлением от 16.10.2020 по исполнительному производству № 42075/19/38041-ИПотсутствуют.

Руководствуясь статьями   184, 185, 324  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

определил:

В удовлетворении заявления АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЯНДАЕВСКИЙ РАЙОН» об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья                                                                                     О.П.Сураева