ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-12685/08 от 21.10.2008 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел.  24-12-96,  факс  24-15-99

     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. ИркутскДело №А 19-12685/08-23

21    октября 2008 года

Судья Арбитражного суда Иркутской области Архипенко А.А.,

ознакомившись с исковым заявлением   Муниципального учреждения «Управление образования администрации Тайшетского района»

к   Департаменту социальной защиты населения Иркутской области

о взыскании   1 240 412 руб. 04 коп.

при участии:

от истца:   не явился, уведомлен (п./увед. №80443);

от ответчика:   ФИО1 - дов. от 20.10.2008, удост. №46;

установил:

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации Тайшетского района» обратилось к Департаменту социальной защиты населения Иркутской области (правопредшественник Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области)     с требованием       о       взыскании                             1240 412 руб. 04 коп., составляющих расходы, понесенные в период с января по май
и в сентябре - октябре 2007 года в связи с предоставлением мер социальной
поддержки населения.

В   обоснование   заявленных   требований   истец   указал   следующее:во

исполнение п. 2 ст. 5 Закона Иркутской области от 23.10.2006 № бЗ-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» в период с января по май и в сентябре - октябре 2007 года Управление предоставляло населению Тайшетского района меры социальной поддержки в виде бесплатного питания для учащихся, посещающих муниципальные общеобразовательные учреждения.

Объемы подлежащих предоставлению услуг определялись исходя из сформированных   образовательными учреждениями списков.

Статьёй ст. 8 названного указанного Закона предусмотрено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Вместе с тем, порядок предоставления мер социальной поддержки населения областью   установлен не был и, соответственно, финансирование не осуществлялось.

В этой связи, предусмотренные п. 2 ст. 5 Закона меры социальной поддержки населения предоставлялись за счет денежных средств, предусмотренных местным бюджетом.

По утверждению истца, объем фактически понесенных районным бюджетом расходов составил 1 240 412 руб. 04 коп., данная сумма, по мнению истца, подлежит возмещению за счет средств областного бюджета.

Исходя из перечисленных обстоятельств истец обратился в суд.

Возражая против иска,    ответчик просил прекратить производство по делу   в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителя ответчика, арбитражный суд полагает, что производство по делу подлежит прекращению исходя из следующего.

Согласно ст. 8 Закона Иркутской области от 23.10.2006 № бЗ-оз «О социальной поддержке  в  Иркутской области семей, имеющих детей» финансирование расходов по обеспечению бесплатного питания для учащихся из многодетных и малоимущих семей возложено на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.

Ст. 6 Закон Иркутской области от 08.12.2007 №76-оз «О наделениями
органом
местногосамоуправления отдельными областными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям» предусмотрено, что финансовое обеспечение органов местного самоуправления в связи с предоставлением ими мер социальной поддержки населения (в частности предусмотренных Законом № бЗ-оз) осуществляется   в   форме субвенций.

В этой связи и в соответствии ст.ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации, ч. 6 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом №76-оз органы местного самоуправления Муниципального образования «Тайшетский район» были наделены государственными полномочиями по обеспечению бесплатного питания для учащихся из многодетных и малоимущих семей (п. 27 приложения №1 к Закону №76-оз).

Субвенции, в свою очередь, согласно ст. 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставляются посредством перечисления денежных средств из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации т.е. межбюджетным трансфертом.

Законом Иркутской области от 22.12.2006 № 100-оз «Об областном бюджете на 2007 год» предусмотрено финансовое обеспечение местных бюджетов в связи с предоставления ими мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям в форме субвенций, выделяемых из фонда компенсаций за счет средств областного бюджета (ст. 21 названного Закона).

Так, для Муниципального образования «Тайшесткий район» предусмотрены субвенции в размере   2 520 тыс.руб. (приложение № 12 к Закону).

Следовательно, отношения, связанные с исполнением субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления принятых Иркутской области законов в части предоставления и использования субвенций регулируется бюджетным законодательством.

Поскольку иск сформулирован как требование о возмещении понесенных местным бюджетом расходов за счет средств областного бюджета и эти отношения носят межбюджетный характер, то рассмотрение вопросов связанных с движением денежных средств между бюджетами различных уровней осуществляется в порядке установленном бюджетным законодательства, а не в рамках искового судопроизводства,   как полагает истец.

В соответствии с и. 1 ч. 1 ст. 150 АПК Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Исходя из того, что АПК Российской Федерации не предусмотрено рассмотрение споров по поводу выделения денежных средств из бюджетов различных уровней или их перераспределения, то   производство по делу подлежит прекращению.

Понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.40 НК Российской Федерации необходимо возвратить из Федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 150, 151, 184 - 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу прекратить.

Выдать Муниципальному. учреждению «Управление образования администрации Тайшетского района» справку на возврат из Федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины в сумме 17 704 руб. 70 коп. (п./п. от 18.09.2008 №870).

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок,  предусмотренный законодательством.

Судья                                                                                                               А.А. Архипенко