Арбитражный суд Иркутской области
664025, г.Иркутск, бульвар Гагарина, д.70, тел.(3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
Дополнительное здание суда:
ул.Дзержинского, д.36А, 664011, Иркутск; тел.(3952) 261-709
факс: (3952) 261-761
г.Иркутск
«24» октября 2019 года Дело №А19-13704/2015
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН» об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного за неисполнение исполнительного документа, выданного на основании решения по делу №А19-13704/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
3-и лица: Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Вихоревская детская школа искусств»,
Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Братского района»,
Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение «Акцент» Братского района»,
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дюймовочка»,
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»,
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Сказка»,
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»,
при участии в судебном заседании:
от финансового управления: не явились;
от предпринимателя: не явились,
от 3-х лиц: не явились;
от судебного пристава-исполнителя: не явились,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с требованием к Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении судебных актов Арбитражного суда Иркутской области:
- решения от 18.09.2014 по делу №А19-6178/2014 (должник Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №10»);
- решения от 23.06.2014 по делу №А19-6179/2014 (должник Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Братского района»);
- решения от 23.06.2014 по делу №А19-6180/2014 (должник Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дюймовочка»);
- решения от 23.06.2014 по делу №А19-6182/2014 (должник Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вихоревская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»);
- решения от 18.08.2014 по делу №А19-6183/2014 (должник Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»);
- решения от 23.06.2014 по делу №А19-6185/2014 (должник Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение «Акцент» Братского района»);
- решения от 23.06.2014 по делу №А19-6186/2014 (должник Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Вихоревская детская школа искусств»);
- решения от 18.08.2014 по делу №А19-6187/2014 (должник Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Сказка»), а также внеприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах вышеуказанных должников.
Решением суда от 14.10.2015 требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район»о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении судебных актов: решения от 18.09.2014 по делу №А19-6178/2014, решения от 18.08.2016 по делу №А19-6183/2014, решения от 18.08.2014 по делу №А19-6187/2014, а также в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должников Муниципального казенного образовательного учреждения «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №10», Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Березка», Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеобразовательного вида «Сказка» удовлетворены. В остальной части производство по делу прекращено.
На основании вышеуказанного решения арбитражный суд выдал 02.02.2016 исполнительный лист серии ФС №006691040.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 30.03.2017 произведена замена Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования «Братский район» на ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН».
ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН» обратилось в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ КФССП России по Иркутской области от 28.04.2016 по исполнительному производству №11353/16/38007-ИП.
Стороны, третьи лица и судебный пристав-исполнитель о времени и месте рассмотрения заявления извещались в установленном законом порядке, представителей в судебное заседание не направили.
Как усматривается из материалов дела, на основании исполнительного листа серии ФС №006691040, выданного 02.02.2016 Арбитражным судом Иркутской области по делу №А19-13704/2015, судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ 19.02.2016 возбуждено исполнительное производство №11353/16/38007-ИП об обязании должника – Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления АдминистрацииМуниципального образования «Братский район» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем исполнения вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Иркутской области от 18.09.2014 №А19-6178/2014, от 18.08.2014 №А19-6183/2014, А19-6187/2014, а также обязать приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должников Муниципального казенного образовательного учреждения «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №10», Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Березка», Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеобразовательного вида «Сказка».
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 19.02.2016 установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии данного постановления.
В связи с неисполнением Администрацией Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления АдминистрацииМуниципального образования «Братский район» в добровольном порядке в установленный срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 28.04.2016 о взыскании с должника Администрации Муниципального образования «Братский район» в лице Финансового управления АдминистрацииМуниципального образования «Братский район» исполнительского сбора в размере 50000 руб.00 коп.
На основании п.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник обратился в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование своих требований ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН» сослалось на то, что требования по исполнению решений Арбитражного суда Иркутской области от 18.09.2014 №А19-6178/2014, от 18.08.2014 №А19-6183/2014, А19-6187/2014 исполнены. Несвоевременность исполнения судебного акта связана с недостаточностью денежных средств на лицевых счетах учреждений-должников и дефицитом бюджета Братского района.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П разъяснено, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно п.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В качестве доказательств принятия мер для надлежащего исполнения исполнительного документа финансовый орган представил платежные поручения: от 05.05.2015 №№11223, 11222, 11226, от 26.08.2015 №23977, от 31.10.2018 №№39336, 39338, 39337, 39346, 39347, 39348, от 01.11.2018 №№39444, 39445, 39446.
Как усматривается из представленных документов, требования исполнительного документа серии ФС №006691040, выданного 02.02.2016 Арбитражным судом Иркутской области по делу №А19-13704/201 были исполнены должниками по истечении срока, установленного п.1 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", спустя длительное время после возбуждения исполнительного производства (19.02.2016) и вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора (28.04.2016).
Указанные обстоятельства погашения задолженности не могут служить основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора, так как исполнение произведено за пределами установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения.
Доказательств совершения каких-либо действий, либо наличия объективных причин, препятствующих своевременному с момента возбуждения исполнительного производства добровольному исполнению требований исполнительного документа, финансовым органом не представлено.
Доводы финансового органа об отсутствии достаточных денежных средств на счетах учреждений-должников для погашения задолженности, а также ссылка на дефицит бюджета муниципального образования не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не относятся к чрезвычайным и непредотвратимым.
Обращение финансового органа в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта не может служить основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Более того, определением суда от 26.09.2017 в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 14.10.2015 №А19-13704/2015 отказано, в связи с непредставлением финансовым органом доказательств совершения каких-либо действий по исполнению судебного акта.
При таких обстоятельствах, учитывая, что финансовым органом каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии должником по исполнительному производству конкретных мер и совершении своевременных действий, направленных на исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 14.10.2015 №А19-13704/2015 либо подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного листа серии ФС №006691040 не представлено, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН» об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
в удовлетворении заявления ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН» об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Н.В.Деревягина