АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-14714/2019
«05» октября 2020 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства лесного комплекса Иркутской области о предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по делу № А19-14714/2019
по делу по заявлению Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19, при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились;
от ответчика: не явились;
установил:
Нижнеилимское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области
(далее – ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2019г., оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020г. и постановлением Арбитражного суда Восточно- Сибирского округа от 25.06.2020г. требования Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов удовлетворены, отказ Министерства лесного комплекса Иркутской области в заключении охотхозяйственного соглашения с Нижнеилимским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, выраженный в письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19; суд обязал Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; а также с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов взысканы расходы по уплате государственной пошлине в размере 3000 рублей.
Министерство лесного комплекса Иркутской области 28.07.2020г. обратилось в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по делу № А19-14714/2019.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителей не направили, дополнительных заявлений, ходатайств не представили.
В обоснование заявления о предоставлении отсрочки заявитель сослался на отсутствие финансирования на оплату взысканий имущественного характера в пользу физических или юридических лиц, в связи с чем, Министерству невозможно исполнить в решение суда в срок, установленный для исполнения согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 102899/20/38021-ИП от 10.07.2020г.
Рассмотрев заявление Министерства лесного комплекса Иркутской области и представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003г. № 461-О Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле. При этом суд должен учитывать, что отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях (Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2005г. № С1- 7/уп-1145).
Отсрочка, рассрочка исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и необходимости соблюдения баланса интересов должника и взыскателя. При этом суды оценивают реальность исполнения судебного акта в будущем. В противном случае задержка исполнения повлечет необоснованное ограничение прав и законных интересов взыскателя.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, в то
же время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель, ходатайствующий об отсрочке исполнения судебного акта, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также реальную возможность исполнения судебного акта по окончании срока отсрочки.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве", статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки, заявитель сослался на отсутствие финансирования на оплату взысканий имущественного характера в пользу физических или юридических лиц, в связи с чем, Министерству невозможно исполнить в решение суда в срок, установленный для исполнения согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 102899/20/38021-ИП от 10.07.2020г.
Как следует из материалов дела, Нижнеилимское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса
Иркутской области о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2019г., оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020г. и постановлением Арбитражного суда Восточно- Сибирского округа от 25.06.2020г. требования Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов удовлетворены, отказ Министерства лесного комплекса Иркутской области в заключении охотхозяйственного соглашения с Нижнеилимским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, выраженный в письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19; суд обязал Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; а также с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов взысканы расходы по уплате государственной пошлине в размере 3000 рублей.
В адрес Министерства 23.07.2020г. поступило постановление судебного пристава- исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО1 о возбуждении исполнительного производства № 102899/20/38021-ИП от 10.07.2020г. по исполнению указанного решения Арбитражного суда Иркутской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО2 от 10.07.2020г. подлежит добровольному исполнению в течение 5 дней с момента получения его Министерством, то есть с 23.07.2020г.
В настоящее время день вышеуказанный судебный акт Министерством не исполнен, в связи с чем, Министерство лесного комплекса Иркутской области 28.07.2020г. обратилось в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по делу № А19-14714/2019.
В соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018г. № 155-пп, Министерство финансируется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета. Министерство расходует полученные в виде субвенций средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006г. № 837 предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ не позднее 01 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий.
В соответствии со статьями 158, 160.1, 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Федеральном агентстве лесного хозяйства проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам РФ на реализацию полномочий в области лесных отношений на очередной финансовый год и плановый период. По результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Федеральным агентством лесного Хозяйства утверждается сумма средств, выделяемых на очередной год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов РФ в области лесных отношений.
В данный период времени Министерству не выделено финансирование на оплату взысканий имущественного характера в пользу физических или юридических лип.
В связи с чем, не представляется возможным исполнение судебного решения в срок, установленный для исполнения согласно постановлению пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО1 о возбуждении исполнительного производствам 102899/20/38021-ИП от 10.07.2020г.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.04.2006г. № 104-О, несмотря на то, что отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. Таким образом, основания для отсрочки/рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Исследовав представленные Министерством в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта доказательства, суд полагает, что
данные документы свидетельствует о наличии объективной возможности исполнения судебного акта по делу в настоящее время, но свидетельствуют, что такая возможность появится после окончания срока отсрочки.
Наличие у должника - бюджетного учреждения отсутствия денежных средств на оплату взысканий имущественного характера в пользу физических или юридических лип, свидетельствуют о наличии тех причин, с которыми процессуальное законодательство связывает возможность предоставления отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Министерства лесного комплекса Иркутской области о предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по делу № А19-14714/2019.
Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
Заявление Министерства лесного комплекса Иркутской области о предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по делу № А19- 14714/2019 удовлетворить, отсрочить исполнение решения арбитражного суда от 14.11.2019г. до 01 февраля 2021 года.
На определение может быль быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Л.А. Куклина