ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-14714/19 от 05.10.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-14714/2019

«05» октября 2020 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в  судебном заседании заявление Министерства лесного комплекса Иркутской области о  предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по  делу № А19-14714/2019 

по делу по заявлению Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной  общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН <***>; ИНН  <***>) 

к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН  <***>) 

о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19,  при участии в судебном заседании: 

от заявителя: не явились;
от ответчика: не явились;

установил:

Нижнеилимское районное отделение Иркутской областной общественной  организации охотников и рыболовов (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд  Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области 


(далее – ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в заключении  охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19.  

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от  14.11.2019г., оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 07.02.2020г. и постановлением Арбитражного суда Восточно- Сибирского округа от 25.06.2020г. требования Нижнеилимского районного отделения  Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов  удовлетворены, отказ Министерства лесного комплекса Иркутской области в  заключении охотхозяйственного соглашения с Нижнеилимским районным отделением  Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, выраженный в  письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19; суд обязал Министерство лесного комплекса  Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя; а также с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу  Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации  охотников и рыболовов взысканы расходы по уплате государственной пошлине в  размере 3000 рублей. 

Министерство лесного комплекса Иркутской области 28.07.2020г. обратилось в  арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения  арбитражного суда от 14.11.2019г. по делу № А19-14714/2019. 

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного  разбирательства в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым  уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда  в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru  в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителей не  направили, дополнительных заявлений, ходатайств не представили. 

В обоснование заявления о предоставлении отсрочки заявитель сослался на  отсутствие финансирования на оплату взысканий имущественного характера в пользу  физических или юридических лиц, в связи с чем, Министерству невозможно исполнить в  решение суда в срок, установленный для исполнения согласно постановлению судебного  пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства   № 102899/20/38021-ИП от 10.07.2020г. 

Рассмотрев заявление Министерства лесного комплекса Иркутской области и  представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к следующим  выводам. 


В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются  обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления,  иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на  всей территории Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение  судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению  взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или  рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. 

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель  вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения  судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении  способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу,  выдавшим исполнительный документ. 

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от  18.12.2003г. № 461-О Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон  «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки,  рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь  устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение  судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать  вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса  интересов лиц, участвующих в деле. При этом суд должен учитывать, что отсрочка или  рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях  (Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2005г. № С1- 7/уп-1145). 

Отсрочка, рассрочка исполнения судебных актов предоставляется должнику в  исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и необходимости  соблюдения баланса интересов должника и взыскателя. При этом суды оценивают  реальность исполнения судебного акта в будущем. В противном случае задержка  исполнения повлечет необоснованное ограничение прав и законных интересов  взыскателя. 

При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен  исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, в то 


же время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об  обязательности судебных актов арбитражных судов (статья 16 Арбитражного  процессуального кодекса РФ). 

В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации заявитель, ходатайствующий об отсрочке исполнения судебного акта, должен  доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также  реальную возможность исполнения судебного акта по окончании срока отсрочки. 

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  17.11.2015г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых  вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что по  смыслу положений статьи 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве",  статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для  предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут  являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие  исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о  наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех  имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут  относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно  затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока  отсрочки. При предоставлении отсрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и  законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок  исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не  затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном  производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный  срок. 

Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки, заявитель сослался на  отсутствие финансирования на оплату взысканий имущественного характера в пользу  физических или юридических лиц, в связи с чем, Министерству невозможно исполнить в  решение суда в срок, установленный для исполнения согласно постановлению судебного  пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства   № 102899/20/38021-ИП от 10.07.2020г. 

Как следует из материалов дела, Нижнеилимское районное отделение Иркутской  областной общественной организации охотников и рыболовов обратилось в  Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса 


Иркутской области о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного  соглашения, выраженного в письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19. 

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от  14.11.2019г., оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 07.02.2020г. и постановлением Арбитражного суда Восточно- Сибирского округа от 25.06.2020г. требования Нижнеилимского районного отделения  Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов  удовлетворены, отказ Министерства лесного комплекса Иркутской области в  заключении охотхозяйственного соглашения с Нижнеилимским районным отделением  Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, выраженный в  письме от 25.04.2019г. № 02-91-4439/19; суд обязал Министерство лесного комплекса  Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя; а также с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу  Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации  охотников и рыболовов взысканы расходы по уплате государственной пошлине в  размере 3000 рублей. 

В адрес Министерства 23.07.2020г. поступило постановление судебного пристава- исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО1 о  возбуждении исполнительного производства № 102899/20/38021-ИП от 10.07.2020г. по  исполнению указанного решения Арбитражного суда Иркутской области. 

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП  России по Иркутской области ФИО2 от 10.07.2020г. подлежит добровольному  исполнению в течение 5 дней с момента получения его Министерством, то есть с  23.07.2020г. 

В настоящее время день вышеуказанный судебный акт Министерством не  исполнен, в связи с чем, Министерство лесного комплекса Иркутской области 28.07.2020г.  обратилось в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения  решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по делу № А19-14714/2019. 

В соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением  Правительства Иркутской области от 27.02.2018г. № 155-пп, Министерство  финансируется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых  в установленном порядке на счет областного бюджета. Министерство расходует  полученные в виде субвенций средства в соответствии с утвержденной бюджетной  росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств. 


Пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде  субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на  осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006г. № 837 предусмотрено, что органы  государственной власти субъектов РФ не позднее 01 декабря текущего финансового года  согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные  показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия  направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по  осуществлению переданных полномочий. 

В соответствии со статьями 158, 160.1, 169 Бюджетного кодекса Российской  Федерации в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на  очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Федеральном агентстве  лесного хозяйства проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального  бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам РФ на реализацию полномочий в  области лесных отношений на очередной финансовый год и плановый период. По  результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Федеральным  агентством лесного Хозяйства утверждается сумма средств, выделяемых на очередной  год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов РФ в области  лесных отношений. 

В данный период времени Министерству не выделено финансирование на оплату  взысканий имущественного характера в пользу физических или юридических лип. 

 В связи с чем, не представляется возможным исполнение судебного решения в  срок, установленный для исполнения согласно постановлению пристава-исполнителя  МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО1 о возбуждении  исполнительного производствам 102899/20/38021-ИП от 10.07.2020г. 

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в определении от 18.04.2006г. № 104-О, несмотря на то, что  отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда предполагает наступление в будущем  обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную  защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на  неопределенный срок. Таким образом, основания для отсрочки/рассрочки исполнения  решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при  серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. 

Исследовав представленные Министерством в обоснование заявления о  предоставлении отсрочки исполнения судебного акта доказательства, суд полагает, что 


данные документы свидетельствует о наличии объективной возможности исполнения  судебного акта по делу в настоящее время, но свидетельствуют, что такая возможность  появится после окончания срока отсрочки. 

Наличие у должника - бюджетного учреждения отсутствия денежных средств на  оплату взысканий имущественного характера в пользу физических или юридических  лип, свидетельствуют о наличии тех причин, с которыми процессуальное  законодательство связывает возможность предоставления отсрочки исполнения решения  суда. 

На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для  удовлетворения заявления Министерства лесного комплекса Иркутской области о  предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по  делу № А19-14714/2019. 

Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

определил:

Заявление Министерства лесного комплекса Иркутской области о предоставлении  отсрочки исполнения решения арбитражного суда от 14.11.2019г. по делу № А19- 14714/2019 удовлетворить, отсрочить исполнение решения арбитражного суда от  14.11.2019г. до 01 февраля 2021 года. 

На определение может быль быть подана апелляционная жалоба в Четвертый  арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его вынесения. 

Судья Л.А. Куклина