АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск
«28» ноября 2017 года Дело № А19-15635/2013
Резолютивная часть определения объявлена 23.11.2017.
Определение в полном объеме изготовлено 28.11.2017.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Орловой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мытник Е. С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФНС России на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим открытого акционерного общества «Производственное объединение «Усольмаш» ФИО1 возложенных на него обязанностей
по делу по заявлению открытого акционерного общества «Производственное объединение «Усольмаш» о признании его несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от ФНС России – ФИО2, представителя по доверенности, паспорт;
от конкурсного управляющего – ФИО3, представителя по доверенности, паспорт;
от Управления Росреестра по Иркутской области – ФИО4, представителя по доверенности, паспорт;
от кредитора ФИО5 – ФИО6, представителя по доверенности, паспорт;
установил:
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.09.2014 в отношении открытого акционерного общества «Производственное объединение «Усольмаш»
(далее – ОАО «ПО «Усольмаш») (ИНН 3819005945, ОГРН 1023802139382, адрес: 665460, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Дзержинского, д.1) открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Пахомов С.В.
Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России) обратилась в арбитражный суд с жалобой на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим ФИО1 возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего ОАО «ПО «Усольмаш», выразившемся в непринятии мер по представлению собранию кредиторов изменений порядков, сроков и (или) условий продажи имущества ОАО ПО «Усольмаш», а также в передаче непроданного имущества акционерам ОАО ПО «Усольмаш» при наличии не завершенных процедур реализации имущества, при наличии кредиторов, выразивших согласие принять имущество в качестве отступного.
По мнению ФНС России, указанные действия конкурсного управляющего ОАО «ПО «Усольмаш» повлекли нарушение прав ФНС России.
Представитель ФНС России в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, указал, что конкурсный управляющий ФИО1, действующий добросовестно и разумно, обязан был проявить необходимую инициативу по предложению собранию кредиторов внесения изменений в порядки продажи нереализованного имущества должника в части, касающейся снижения максимальной цены продажи. Действия конкурсного управляющего ОАО «ПО «Усольмаш» по передаче нереализованного имущества должника акционерам ОАО «ПО «Усольмаш» при наличии не завершенных процедур конкурсного производства (взыскание дебиторской задолженности, торги по продаже имущества), а также при наличии согласия кредиторов, принять такое имущество в качестве отступного (лоты № 9,11,851), нарушает законные права и интересы кредитора ФНС России. Действующее законодательство не ограничивает конкурсного управляющего в возможности неоднократного проведения торгов путем публичного предложения вплоть до снижения цены продажи до нуля. При этом конкурсный управляющий ФИО1, вместо исполнения возложенных на него законом о банкротстве обязанностей по максимальному удовлетворению требований кредиторов путем продажи имущества должника посредством публичного предложения со снижением цены предпринял прямо противоположные действия по передаче имущества акционерам должника.
По мнению ФНС России, нарушения, вменяемые арбитражному управляющему Пахомову С.В., в совокупности объединены единой неправомерной целью – передать имущество акционерам должника без соблюдения требований статей 139, 142, 148 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Представитель конкурсного управляющего ФИО1 в судебном заседании, а также в письменном отзыве доводы жалобы оспорил по существу, указав, что конкурсным управляющим предложен, а собранием кредиторов утвержден порядок, условия и сроки продажи имущества, соответствующие нормам действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве). Заявителем жалобы не представлено доказательств несоответствия какого-либо положения о продаже имущества ОАО «ПО «Усольмаш» действующему законодательству. Принимая во внимание то, что разногласия между конкурсным управляющим и уполномоченным органом относительно состава имущества, порядка и условий его реализации отсутствовали, начальная продажная цена имущества основана на оценке, определенной в достоверном отчете оценщика, конкурсный управляющий исполнил обязанность, предусмотренную статьей 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», надлежащим образом. Довод ФНС России о бездействии конкурсного управляющего, выраженном в форме не представления собранию кредиторов для утверждения предложения о внесении изменений в положение о порядке, условиях сроках продажи имущества, не обоснован, так как ФНС России не указано какие существенные обстоятельства требовали внесения изменений в положение о продаже и какие интересы конкурсный управляющий ФИО1 не учел при определении наиболее выгодных условий продажи имущества. В случае, если имущество не реализовано с торгов, конкурсный управляющий обращается к собранию или комитету кредиторов, с вопросом об утверждении предложения о порядке погашения задолженности путем предоставления отступного. Отсутствие такого согласия влечет за собой признание совершенной сделки недействительной на основании статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Конкурсный управляющий, действуя разумно и добросовестно, зная позицию уполномоченного органа в части соблюдения принципов пропорциональности и очередности при заключении соглашений об отступном, перешел к следующей
стадии определения судьбы имущества должника - предложил его акционерам должника.
Участвующий в судебном заседании представитель Росреестра по Иркутской области разрешение вопроса относительно обоснованности жалобы ФНС России оставил на усмотрение суда.
Представитель кредитора ФИО5 возражал относительно удовлетворения жалобы ФНС России.
Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, направила в арбитражный суд отзыв на жалобу ФНС России, в котором возражала относительно удовлетворения жалобы ФНС России, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих незаконность действий конкурсного управляющего ФИО1, а также нарушение прав и законных интересов ФНС России.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, ходатайства не направили; о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).
Жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Статьей 60 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов кредиторов путем обжалования действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав. При этом заявителем должно быть доказано, какими конкретными действиями арбитражного управляющего по неисполнению или
ненадлежащему исполнению обязанностей, обжалуемых заявителем, нарушены те или иные права заявителя жалобы.
Интересы должника, кредиторов и общества могут быть признаны нарушенными в случае установления по результатам рассмотрения жалобы несоответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и иных нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность арбитражного управляющего по осуществлению процедур, применяемых в деле о банкротстве.
ФНС России, являясь кредитором должника, в соответствии со статьей 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вправе в порядке статьи 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» обратиться в суд с жалобой на действия конкурсного управляющего.
В силу статей 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, ФНС России, являясь заявителем жалобы, должна доказать ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей как конкурсного управляющего, нарушение прав и законных интересов заявителя обжалуемыми действиями арбитражного управляющего.
При недоказанности одного из этих обстоятельств жалоба удовлетворению не подлежит.
Проверив доводы жалобы относительно непринятия конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 мер по представлению собранию кредиторов изменений порядков, сроков и (или) условий продажи имущества ОАО ПО «Усольмаш», арбитражный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и жалобы ФНС России, мажоритарным кредитором ФНС России в отношении имущества должника утверждены Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника. Конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 в ходе проведения процедуры конкурсного производства в отношении должника проведены все мероприятия по реализации имущества должника, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)». Первые торги, повторные торги и торги посредством публичного предложения имущества должника признаны несостоявшимися, имущество должника не реализовано.
Данное обстоятельство лицами, участвующими в обособленном споре, не оспаривается.
Впоследствии, конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 имущество должника, не реализованное на торгах, было предложено кредиторам должника.
Так, согласно сведениям, опубликованным в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (сообщение от 13.12.2016 № 1482195), конкурсный управляющий ФИО1 предложил кредиторам принять не реализованное на торгах имущество должника путем направления кредиторами заявления о своем согласии принять имущество в счет погашения своих требований в течение 45 дней с даты опубликования сообщения в газете «Коммерсант».
Согласно протоколу об определении участников, опубликованному в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 06.03.2017 сообщением № 1647787, кредиторы третьей очереди ООО «АкваСервис», ЗАО «СИБАЗ», кредиторы второй текущей очереди ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 выразили согласие на принятие имущества ОАО ПО «Усольмаш» в качестве отступного.
Конкурсный кредитор ЗАО «СИБАЗ» выразил согласие на принятие в качестве отступного лота № 6 (учебно-тренировочный пункт (спортзал), лота № 9 (здание спец. цеха металлоконструкций), лот № 11 (преобразовательная подстанция), конкурсный кредитор ООО «АкваСервис» лота № 2 (здание дома культуры).
Кредиторы второй текущей очереди ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 выразили согласие на принятие в качестве отступного лоты № № 18, 30,31,32 (трансформатор, кран мостовой, станок токарно-винторезный).
По инициативе конкурсного управляющего ФИО1 на 04.04.2017 назначено собрание кредиторов ОАО «ПО «Усольмаш» со следующей повесткой дня:
1. Утверждение соглашения по передаче имущества (Лот № 32) в качестве отступного;
Собранием кредиторов ОАО ПО «Усольмаш» решения о заключении соглашений об отступном не приняты.
Согласно сведениям, опубликованным в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (сообщение от 13.01.2017 № 1538420), конкурсный управляющий ФИО1 предложил кредиторам принять не реализованное на торгах имущество должника путем направления кредиторами заявления о своем согласии принять имущество в счет погашения своих требований в течение 45 дней с даты опубликования сообщения в газете «Коммерсант».
Конкурсный кредитор ФИО18 выразила согласие на принятие в качестве отступного лотов № , № ПО, 136, 147, 158, 163 (товарно-материальные ценности).
Конкурсный кредитор ООО «Метком» выразило согласие на принятие в качестве отступного лотов № , № 118, 147 (товарно-материальные ценности).
Конкурсные кредиторы ООО «Метком», ООО «БМС-Групп» выразили согласие на принятие в качестве отступного лотов № , № 114,117 (товарно- материальные ценности).
Кредиторы второй текущей очереди ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 выразили согласие на принятие в качестве отступного лот № 130 (товарно-материальные ценности).
Конкурсный кредитор ОАО «ТЕМЕРСО» выразил согласие на принятие в качестве отступного лотов № , № 149,162 (товарно-материальные ценности).
Конкурсный кредитор Михалев А.Н. выразил согласие на принятие в качестве отступного лота № 145 (товарно-материальные ценности).
Конкурсный кредитор ФИО24 выразил согласие на принятие в качестве отступного лота № 143 (товарно-материальные ценности).
Конкурсный кредитор ФИО25 выразила согласие на принятие в качестве отступного лота № 132(товарно-материальные ценности).
Конкурсный кредитор ООО «БМС-Групп» выразил согласие на принятие в качестве отступного лотов № , № 120,121,123,124 (товарно-материальные ценности).
Конкурсный кредитор ООО Торговая Компания «СтальМаркет» выразил согласие на принятие в качестве отступного лотов № , № 115,122,130,178 (товарно- материальные ценности).
Согласно сведениям, опубликованным в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (сообщение от 18.01.2017 № 1547053), конкурсный управляющий ФИО1 предложил кредиторам принять не реализованное на торгах имущество должника путем направления кредиторами заявления о своем согласии принять имущество в счет погашения своих требований в течение 45 дней с даты опубликования сообщения в газете «Коммерсант».
Согласно протоколу об определении участников, опубликованному в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 06.03.2017 сообщением № 1647787, конкурсные кредиторы ЗАО «СИБАЗ» и ФИО5 выразили согласие на принятие в качестве отступного лота № 851 (имущество, как производственный комплекс).
По инициативе конкурсного управляющего ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 на 28.04.2017 назначено собрание кредиторов ОАО «ПО «Усольмаш» со следующей повесткой дня:
5. Утверждение соглашения по передаче имущества (Лот № 143) в качестве отступного;
Собранием кредиторов ОАО ПО «Усольмаш» решения о заключении соглашений об отступном не приняты, судьба имущества должника, не реализованного на торгах, не определена.
ФНС России полагает, что конкурсный управляющий ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 в соответствии с пунктом 2 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действуя добросовестно и разумно, обязан был проявить необходимую инициативу по
предложению собранию кредиторов ОАО ПО «Усольмаш» внести изменения в имеющиеся Порядки продажи имущества должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий при проведении процедур, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу требований статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Федеральным законом (пункт 1), а также выполняет обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложение о продаже имущества должника, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.
Согласно пункту 3 указанной правовой нормы после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в
порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи. 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Имущество должника, в том числе недвижимое, подлежит продаже на торгах, проводимых в электронной форме (пункт 3 статьи 111 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
Таким образом, Закон о банкротстве предусматривает возможность внесения изменений в утвержденный порядок продажи имущества предприятия-должника. Утверждение положения о порядке, условиях и сроках продажи имущества должника, равно как и внесение в него изменений в предусмотренных законом случаях законодателем отнесено к компетенции собрания кредиторов.
Однако, такое изменение не может носить произвольный характер, оно должно быть обусловлено возникновением в ходе конкурсного производства новых обстоятельств, которые объективно требуют внесения изменений.
Вместе с тем, обоснования и доказательства наличия в деле о банкротстве ОАО ПО «Усольмаш» каких-либо объективных обстоятельств, которые потребовали бы внесения изменений в ранее утвержденный порядок продажи имущества должника, ФНС России не представлено.
ФНС России полагает, что в данном случае не реализация имущества должника на торгах, повторных торгах и посредством публичного предложения и есть обстоятельства, которые требовали внесения изменений в утвержденные собранием кредиторов должника ранее Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника.
Суд не может согласиться с позицией уполномоченного органа в связи со следующим.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр.
Реализация имущества должника в конкурсном производстве также подчинена указанной цели, при этом кредиторам в соответствии со статьями 138, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принадлежит право определения порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
Реализуя названное право, кредиторы являются заинтересованными в установлении оптимального порядка реализации имущества должника и получения от данной реализации максимально возможной суммы денежных средств для погашения требований кредиторов.
Нормами статьи 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлена последовательность осуществления мероприятий по продаже имущества должника, предусматривающая проведение инвентаризации и оценки имущества, утверждение предложений о порядке, сроках и условиях продажи этого имущества и последующие действия, в случае признания торгов несостоявшимися, при этом цена имущества, предлагаемого к реализации (в том числе минимальная), подлежит согласованию с кредиторами.
Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, установленных статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу. В этом случае продажа предприятия осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.
В соответствии со статьей 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам торгов конкурсный управляющий принимает решение о проведении повторных торгов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли- продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.
Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода
проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
По общему правилу, в случае, если специальный порядок реализации имущества должника путем проведения нескольких последовательных торгов, в том числе посредством публичного предложения (статьи 110, 111, 139 Закона о банкротстве), не привел к реализации этого имущества ввиду отсутствия спроса, оно может быть передано кредиторам в качестве отступного.
В целях передачи кредиторам в качестве отступного имущества должника конкурсный управляющий направляет соответствующим кредиторам предложение о погашении их требований путем предоставления отступного, утвержденного собранием кредиторов или комитетом кредиторов (пункт 9 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 12.03.2014).
В соответствии с пунктом 1 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 12.03.2014 при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 12.03.2014 предусмотрены последовательные действия конкурсного управляющего по реализации имущества должника, что и было предпринято конкурсным управляющим ФИО1 в рамках дела о банкротстве ОАО «ПО «Усольмаш».
Нормы Закона о банкротстве не содержат положений, обязывающих конкурсного управляющего предлагать собранию кредиторов на утверждение повторные Положения о порядке, условиях и сроках продажи имущества должника.
С учетом изложенного, действия конкурсного управляющего ФИО1 не противоречат Закону о банкротстве, жалоба ФНС России в указанной части является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Более того, как следует из материалов дела, ФНС России является мажоритарным кредитором должника, следовательно, не лишена права инициировать проведение собрания кредиторов должника с повесткой дня о внесении изменений в Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, что и было сделано уполномоченным органом.
Так, ФНС России обратилась к конкурсному управляющему ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 с требованием о созыве собрания кредиторов со следующей повесткой дня:
Собранием кредиторов ОАО ПО «Усольмаш» 14.07.2017 приняты решения об утверждении изменений в Положения о порядке, условиях и сроках продажи имущества ОАО ПО «Усольмаш».
Как следует из карточки дела № А19-15635/2013 в настоящее время конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 оспаривается указанное решение собрания кредиторов ОАО ПО «Усольмаш», заявление по существу не рассмотрено.
Следующим доводом жалобы ФНС России указано, что конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 приняты меры по передаче непроданного имущества акционером ОАО ПО «Усольмаш» при наличии не завершенных процедур реализации имущества, при наличии кредиторов, выразивших согласие принять имущество в качестве отступного, что нарушает нормы Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о порядке продажи имущества должника.
ФНС России указано, что в определении Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2017 по делу № А19-15635/2013 о продлении срока конкурсного производства до 09.11.2017 установлено, что конкурсным управляющим не завершены мероприятия конкурсного производства, конкурсная масса не сформирована, учитывая значительное количество объектов недвижимости и иного имущества должника, не реализованного до настоящего времени, принято во внимание, что в отношении части имущества должника, подлежащего реализации, собранием кредиторов до настоящего времени не утвержден порядок продажи имущества должника.
Так, решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.04.2017 по делу № А19-18022 /2016 с UAB «EKOBANA» (адрес: Литовская Республика, 11202 Вильнюс, ул. Пяргалес ЗЗБ) в пользу ОАО ПО «Усольмаш» взыскано 247 867,27 долларов США, а также судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 100 129 рублей.
До настоящего времени денежные средства в конкурсную массу не поступили.
Согласно сообщению о проведении торгов (опубликовано в ЕФРСБ 19.04.2017 № сообщения 1743043) на 13.06.2017 назначены торги по продаже имущества на общую сумму 34 920 000 рублей (недвижимое имущество). До настоящего времени торги не завершены.
Согласно сообщению о проведении торгов (опубликовано в ЕФРСБ 19.04.2017 № сообщения 1743017) на 13.06.2017 назначены торги по продаже имущества на общую сумму 20 703 591 рублей (дебиторская задолженность). До настоящего времени торги не завершены.
Согласно сообщению, опубликованному в ЕФРСБ № 1805839 от 24.05.2017 о результатах торгов, ООО «Управляющая компания индустриального технопарка «УСОЛЬЕ-ПРОМТЕХ» (665460, <...>, ИНН <***> , ОГРН <***>) продано имущество должника на общую сумму 10 868 632 рублей. До настоящего времени денежные средства в конкурсную массу не поступили.
Согласно сообщению о проведении торгов (опубликовано в ЕФРСБ 23.05.2017 № сообщения 1812431) на 06.07.2017 назначены торги по продаже имущества на общую сумму 59 271 300 (недвижимое имущество). До настоящего времени торги не завершены.
Таким образом, на сегодняшний день не разрешен вопрос о поступлении в конкурсную массу ОАО ПО «Усольмаш» денежных средств в совокупном размере 139 915 247 руб. 52 коп.
После поступления денежных средств по указанным выше обстоятельствам в конкурсную массу должника и их распределению между кредиторами, вопрос об утверждении соглашений об отступном подлежит повторному рассмотрению с учетом погашения требований текущих кредиторов за счет указанных денежных средств.
Также не утверждены порядки продажи в отношении права аренды земельного участка кадастровый номер 38:31:000000:16, площадью, 493 097 кв.м., расположенного по адресу: <...>; земельного участка, кадастровый номер 38:31:000039:1, площадью 5 872 кв. м., расположенного по адресу: <...> уч. 14, земли населенных пунктов, для эксплуатации дома культуры.
По мнению ФНС России, с учетом незавершенных процедур реализации имущества должника, длящихся в настоящее время, с учетом не сформированной окончательно конкурсной массы, конкурсный управляющий ФИО1 преждевременно осуществляет действия по предложению кредиторам имущества в
качестве отступного, а также действия по передаче непроданного имущества акционерам ОАО ПО «Усольмаш».
Указанные действия конкурсного управляющего ФИО1 нарушают права кредиторов, выразивших согласие на принятие имущества в качестве отступного, а также кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению преимущественно перед кредиторами, выразившими согласие на принятие имущества в качестве отступного, поскольку их требования могут быть удовлетворены путем реализации принципа очередности и пропорциональности при заключении соглашений об отступном.
В отзыве конкурсного управляющего ОАО ПО «Усольмаш» указано, что процедура реализации имущества должника проведена конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» в соответствии с нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 05.08.2015, 04.09.2015, 08.02.2016, 26.07.2016 решениями собрания кредиторов ОАО «ПО «Усольмаш» утверждены Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, предусматривающие реализацию имущества должника различными лотами. Положения о сроках, условиях и сроках продажи указанного имущества были утверждены мажоритарным кредитором ФНС России, обладающим 57% от общего числа голосов. Имущество, не реализованное на торгах, было предложено кредиторам ОАО «ПО Усольмаш» (сообщение на сайте ЕФРСБ от 13.12.2016 № 1482195, от 13.01.2017 № 1538420, от 18.01.2017 № 1547053).
По инициативе конкурсного управляющего ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 на 04.04.2017 было назначено собрание кредиторов ОАО «ПО «Усольмаш» с повесткой дня об утверждении соглашения по передаче имущества в качестве отступного (Лот № 32, 30, 31, 18, 6. 9,11, 2). Собранием кредиторов должника решения о заключении соглашений об отступном не приняты.
По инициативе конкурсного управляющего ФИО1 на 28.04.2017 было назначено собрание кредиторов ОАО «ПО «Усольмаш» с повесткой дня утверждение соглашения по передаче имущества в качестве отступного (Лот № 114, 117, 851, 120, 121, 123, 124, 143, 149, 162, 118, 147, ПО, 136,158, 163, 145, 130, 132, 115, 122,178 и согласовании правовой принадлежности имущества, не реализованного в ходе конкурсного производства посредством проведения первых, повторных торгов, публичного предложения и от принятия которого отказались кредиторы в соответствии со статьей 148 Федерального закона от 26.10.2002 №
127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Собранием кредиторов должника решения о заключении соглашений об отступном также не приняты.
Учитывая, что мажоритарный кредитор ФНС России проголосовал против утверждения соглашения по передаче имущества кредиторам в качестве отступного, предполагается, что с кредиторами не достигнуто соглашения об отступном. Мер по обжалованию результатов собрания кредиторов ОАО ПО «Усольмаш» лицами, выразившими согласие принять имущество должника в качестве отступного, предпринято не было.
Учитывая, что мажоритарный кредитор ФНС России проголосовал против утверждения соглашения по передаче имущества в качестве отступного по причине нарушения принципа очередности и пропорциональности и данное решение в части передачи имущества, утвержденного к продаже Лотами № 114, 117, 851, 120, 121, 123, 124, 143, 149, 162, 118, 147, 110, 136,158, 163, 145, 130, 132, 115, 122, 178 не оспорено, предполагается, что с кредиторами не достигнуто соглашения об отступном в части указанного имущества.
собственность имущества - Лот 851 - Имущество, как производственный комплекс (недвижимое и движимое имущество, оборудование, энергетические, тепловые, водоснабжающие и канализационные сети, автотранспорт, тяжелая техника (353 наименования);
По мнению конкурсного управляющего, ссылка налогового органа на нарушение конкурсным управляющим обязанностей, выразившихся в предложении кредиторам и акционерам должника имущества при незавершенных процедурах реализации имущества, не основана на нормах материального права. Законодательством о банкротстве не предусмотрена возможность повторного утверждения порядка продажи имущества, а также повторная реализация имущества должника после соблюдения и выполнения всех предусмотренных Законом о банкротстве процедур реализации и положения об условиях продажи имущества, утвержденного собранием кредиторов. Также как закон о несостоятельности (банкротстве) не предусматривает приостановление, прекращение и возобновление процедур реализации неликвидного имущества до окончания всех процедур реализации всего имущества), поскольку данные
мероприятия затягивают процедуру конкурсного производства и ведут к необоснованным расходам в виде затрат на содержание имущества и его реализацию. Проведение вторых торгов посредством публичного предложения будет стоить около миллиона рублей, и не имеется никакой гарантии, что указанное имущество будет реализовано, а результаты реализации окупят расходы на проведение торгов.
В дополнениях, представленных в материалы дела, конкурсным управляющим ФИО1 указано, что в рассматриваемом случае собрание кредиторов, приняв решение об отказе утверждения соглашений по передаче имущества кредиторам в качестве отступного, фактически выразило свое неодобрение на заключение таких соглашений, соответственно наличие согласия кредиторов, выраженного в заявке на принятие имущества в качестве отступного, не свидетельствует об обязанности конкурсного управляющего произвести передачу такого имущества в разрез решению собрания кредиторов, а, напротив, свидетельствует о недопустимости прекращения обязательства отступным с учетом отдельных запретов, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В жалобе и дополнениях к ней ФНС России указано, что собранием кредиторов решения о заключении соглашений об отступном не приняты в связи с тем, что конкурсным управляющим ФИО1 в представленных проектах соглашений об отступном не реализован принцип пропорциональности и очередности.
ФНС России в жалобе ссылается на правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, изложенную в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, полагает, что кредиторы, изъявившие согласие принять имущество посредством заключения соглашения об отступном, должны погасить текущую задолженность должника, которая на момент проведения собрания кредиторов от 28.04.2017 составляла более 170 000 000 млн., а также задолженность предыдущих очередей, а затем принять нереализованное имущество должника в качестве отступного.
Таким образом, будет реализован принцип очередности и пропорциональности при заключении соглашений об отступном.
Конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» Пахомовым С.В. указано, что данная правовая позиция ФНС России доведена конкурсным управляющим на собрании кредиторов 28.04.2017 до участников собрания кредиторов, а также до текущих кредиторов, которые выразили согласие принять имущество должника в качестве отступного.
В связи с позицией ФНС России о соблюдении принципа пропорциональности и очередности, конкурсные кредиторы ЗАО «СИБАЗ» и ФИО5 отказались от принятия имущества по отступному, а кредитор ООО «АкваСервис» не предпринял никаких действий, направленных на получение имущества. Остальные кредиторы, выразившие согласие на принятие имущества в качестве отступного, также не предприняли никаких действий, направленных на получение имущества в качестве отступного, поскольку, следуя логике ФНС России, для того, чтобы принять в погашение своих требований имущество должника на определенную сумму, кредитор должен внести денежные средства для погашения задолженности всех предыдущих очередей, а также для погашения текущей задолженности, размер которых многократно превышает размер требования, имеющегося у кредитора.
В судебном заседании представитель кредитора ФИО5, ранее выразившего согласие на принятие нереализованного имущества должника в качестве отступного с целью погашения задолженности ОАО ПО «Усольмаш» перед ФИО5, пояснил, что кредитор в настоящее время, с учетом позиции мажоритарного кредитора ФНС России, не желает принимать имущество должника в качестве отступного.
Судом установлено, что собрания кредиторов должника от 04.04.2017, от 28.04.2017, на которых приняты решения против утверждения соглашений по передаче имущества в качестве отступного кредиторам должника, в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
До настоящего времени не принято решение собрания кредиторов ОАО ПО «Усольмаш» об утверждении соглашений об отступном в отношении не реализованного на первых, повторных торгах и торгах путем публичного предложения имущества должника.
Лица, выразившие согласие на принятие имущества должника в погашение своих требований никакой заинтересованности в отношении имущества должника не проявляют (исключение составляют лоты № 32, 30, 31, 18, которые являлись
предметом разногласий, рассмотренных судом 26.07.2017. Вместе с тем, имущество должника, представленное лотами № 32, 30, 31, 18, конкурсным управляющим Пахомовым С. В. акционерам должника не предлагалось, в тексте объявления от 02.05.2017 № 1772459 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в газете «Восточно-Сибирская правда» упоминание лотов № 32,30,31,18 отсутствует).
То обстоятельство, что кредиторы должника, выразившие согласие на принятие нереализованного имущества должника в качестве отступного, не проявляют заинтересованности в отношении имущества, обусловлено позицией мажоритарного кредитора ФНС России о необходимости соблюдения в соглашениях об отступном принципа пропорциональности и очередности удовлетворения требований, необходимости погашения кредитором, выразившим согласие на принятие имущества должника в качестве отступного, имеющихся приоритетных очередей, а также имеющейся текущей задолженности.
Представитель ФНС России в судебном заседании пояснил, что уполномоченный орган не выражал согласия принять какое-либо нереализованное имущество должника в качестве отступного.
Как указано выше, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует последовательные действия конкурсного управляющего по реализации имущества должника, в том числе, предложение нереализованного имущества должника акционерам ОАО ПО «Усольмаш».
Пунктом 1 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлена обязанность конкурсного управляющего при наличии у должника непроданного имущества или оставшегося имущества направить собственнику имущества должника - унитарного предприятия, учредителям (участникам) должника уведомление об их праве на получение такого имущества или включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве объявления о наличии такого имущества у должника и праве собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника получить такое имущество.
Таким образом, Закон о банкротстве не связывает осуществление указанных действий конкурсным управляющим с моментом завершения мероприятий по формированию конкурсной массы. Указанные действия должны быть предприняты конкурсным управляющим в отношении имущества должника, не реализованного
на торгах и посредством публичного предложения, что и было сделано конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» Пахомовым С.В.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу, что действия конкурсного управляющего ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 по предложению не реализованного имущества должника акционерам ОАО ПО «Усольмаш» при наличии не завершенных процедур реализации имущества, при наличии кредиторов, выразивших согласие принять имущество в качестве отступного на момент подачи в арбитражный суд настоящей жалобы являлись обоснованными и соответствующими Федеральному закону от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Жалоба ФНС России в данной части не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, после подачи настоящей жалобы ФНС, уполномоченный орган, являющийся мажоритарным кредитором должника, направил в адрес конкурсного управляющего требование о проведении собрания кредиторов должника.
Собранием кредиторов ОАО ПО «Усольмаш» 14.07.2017 приняты решения об утверждении изменений в ранее утвержденные Положения о порядке, условиях и сроках продажи имущества ОАО ПО «Усольмаш».
Таким образом, на сегодняшний день мажоритарным кредитором ФНС России принято решение о внесении изменений в Положения о порядке, условиях и сроках продажи имущества должника, предметом которых является, в том числе, имущество, которое кредиторы должника были готовы принять в качестве отступного в счет погашения задолженности ОАО ПО «Усольмаш», а также в отношении имущества, которое было предложено конкурсным управляющим ФИО1 акционерам должника в указанном выше объявлении.
Кроме того, конкурсным управляющим ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 на 30.11.2017 по инициативе уполномоченного органа назначено собрание кредиторов ОАО ПО «Усольмаш» со следующей повесткой дня:
которой может быть осуществлена продажа имущества, установив минимальную цену не ниже 20 % от цены реализации на первых торгах.
Утверждение изменений в Положение о порядке, условиях и сроках продажи имущества Должника от 25.03.2016 (ТМЦ, оборудование) в части, касающейся величины и сроков снижения начальной цены методом публичного предложения, а также минимальной цены, по которой может быть осуществлена продажа имущества, установив минимальную цену не ниже 20 % от цены реализации на первых торгах.
имущество-цеха для размещения производственного оборудования, автотранспорт и тяжелая техника для обеспечения производственного процесса, электрические, тепловые, водоснабжающие и канализационные сети, непосредственно обеспечивающие производственный процесс), в части, касающейся величины и сроков снижения начальной цены методом публичного предложения, а также минимальной цены, по которой может быть осуществлена продажа имущества, установив минимальную цену не ниже 20 % от цены реализации на первых торгах.
Таким образом, конкурсному управляющему ОАО ПО «Усольмаш» ФИО1 следует принять во внимание указанное выше решение собрания кредиторов
ОАО ПО «Усольмаш» от 14.07.2017 при определении дальнейшей стратегии ведения процедуры конкурсного производства в отношении ОАО ПО «Усольмаш».
Руководствуясь статьей 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
жалобу признать необоснованной. В удовлетворении жалобы отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Н.Г. Орлова