ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-15639/16 от 20.02.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-15639/2016

28.02.2017 г.

Резолютивная часть определения объявлена  в судебном заседании 20.02.2016 года.

Определение в полном объеме изготовлено 28.02.2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Е.Ф. Капустенской,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Болтрушко,

рассмотрев в судебном заседании ходатайство ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ФЕДЕРАЛЬННАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 107078, <...>) о прекращении производства по делу №А19-15639/2016 по иску ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГРУППА "ИЛИМ" (ОГРН <***>, ИНН <***>; 191025, <...>)

к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «ФЕДЕРАЛЬННАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 107078, <...>)

о понуждении исправить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости.

при участии в заседании:

от истца: - ФИО1 по доверенности №130/15 от 31.08.2015 г.,

от ответчика: - ФИО2 по доверенности №91-д от 26.01.2017 г.

установил:

            Иск заявлен ОТКРЫТЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "ГРУППА "ИЛИМ"             к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «ФЕДЕРАЛЬННАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ» о понуждении исправить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в части размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:014301:0024.

В обоснование заявленных требований ссылается на изменение у спорного земельного участка категории земли населенных пунктов в категорию земли промышленности, в связи с чем, должна быть изменена кадастровая стоимость земельного участка. Однако, по мнению истца, ответчик самостоятельно изменил категорию земельного участка на земли населенных пунктов, в связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка была подсчитана как для земли населенных пунктов в размере 1 044 014 947, 17 руб., в то время как кадастровая стоимость должна быть указана в сумме 216 942 241, 62 рублей.

Истец посредством электронной системы «Мой арбитр» к судебному заседанию         в порядке ст. 49 АПК РФ представил заявление об уточнении исковых требований,  просит суд:

1. признать незаконными действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по исключению сведений из ГКН о кадастровой стоимости в размере 216 942 241, 62 рублей земельного участка с кадастровым номером 38:34:014301:24, установленными постановлением Администрации МО г. Братска №1602 от 02.07.2015, №2295 от 09.10.2015, постановлением Правительства Иркутской области №11-пп от 14.01.2014 года и включению сведений о кадастровой стоимости в размере 1 044 014 947, 17 рублей, установленными Постановлением Правительства Иркутской области №517-пп от 15.11.2013 г. в редакции Постановления №239-пп от 05.05.2014 г.

2. признать недействительным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» №3800/608/16-29141 от 07.06.2016 года об отклонении заявления об исправлении технической ошибки.

3. обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:014301:24, внесенных в ГКН 10.03.2016 года на основании Постановления Администрации МО г. Братска №1602 от 02.07.2015. №2295 от 09.10.2015, Постановления Правительства Иркутской области №11-пп от 14.01.2014 года, в размере 216 942 241, 62 рублей с момента исключения сведений данных сведений.

Уточнение иска судом принято (ст. 49 АПК РФ).

Истец уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик заявленные требования истца не признает, в представленном отзыве на иск сообщил, что изначально категория спорного земельного участка с кадастровым номером 38:34:014301:0024 была определена  как земли населенных пунктов. 22.08.2014 г. Кадастровой палатой была внесена кадастровая стоимость на основании решения Комиссии. 10.03.2015 г. Администрация города Братска сообщила об изменении категории земельного участка на земли промышленности. 20.07.2015 г. Иркутский областной суд отменил решение Комиссии, в связи с чем, Кадастровая палата привела все в первоначальное положение. Считает, что настоящее дело не подведомственно Арбитражному суду Иркутской области, просит производство по настоящему делу прекратить.

Рассмотрев ходатайство ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ФЕДЕРАЛЬННАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 107078, <...>) о прекращении производства по делу №А19-15639/2016, выслушав доводы истца и ответчика, суд находит ходатайство подлежащим удовлетворению в связи со следующим.   

В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Вопрос о подведомственности спора решается по общим правилам разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, предусмотренными  положениями  Гражданского  процессуального  кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из  части 1 статьи 4 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных  или  оспариваемых  прав  и  законных  интересов  в  порядке,  установленном настоящим Кодексом.

В  соответствии  с  частями  1,  2  статьи  27  Арбитражного  процессуального  кодекса Российской  Федерации,  арбитражному  суду  подведомственны  дела  по  экономическим спорам  и  другие  дела,  связанные  с  осуществлением  предпринимательской  и  иной экономической  деятельности;  арбитражные  суды  разрешают  экономические  споры  и рассматривают  иные  дела  с  участием  организаций,  являющихся  юридическими  лицами, граждан,  осуществляющих  предпринимательскую  деятельность  без  образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном  законом  порядке,  а  в  случаях,  предусмотренных  настоящим  Кодексом  и иными  федеральными  законами,  с  участием  Российской  Федерации,  субъектов  Российской Федерации,  муниципальных  образований,  государственных  органов,  органов  местного самоуправления,  иных  органов,  должностных  лиц,  образований,  не  имеющих  статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Подведомственность  спора  должна  определяться  на  момент  возникновения процессуальных  отношений  между  истцом  и  ответчиком,  исходя  из  характера  спора  и субъектного состава его участников.

Согласно  статье  28  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства,  возникающие  из гражданских  правоотношений  экономические  споры  и  другие  дела,  связанные  с осуществлением  предпринимательской  и иной  экономической  деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и  иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со вступившим в силу 06.08.2014 Федеральным законом от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением   подведомственности   некоторых   категорий   дел,   рассматриваемых   судами   общейюрисдикции и арбитражными судами" внесены изменения: в статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 3), статью 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статья 6), согласно которым дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривают в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ пункт 8 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (предусматривавший подсудность дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости) утратил силу с 15.09.2015 г.

Статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определена подсудность административных дел верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, в том числе дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (пункт 15).

Статьей 248 указанного Кодекса предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1)         недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2)         установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 1) кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности). При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15.09.2015 г. - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 вышеназванного Постановления).

Предмет уточненных заявленных истцом требований по настоящему делу  составляет оспаривание действийФГБУ "ФКП Росреестра" по исключению сведений из ГКН о кадастровой стоимости в размере 216 942 241, 62 руб. земельного участка с кадастровым номером 38:34:014301:24; оспаривание решения ФГБУ "ФКП Росреестра" об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН о кадастровой стоимости спорного земельного участка; обязание "ФКП Росреестра" восстановить положение, существовавшее до нарушения права.

 Таким образом, исходя из предмета и основания заявленных требований истец, по сути, оспаривает результат государственной кадастровой оценки земельного участка.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд находит подлежащим удовлетворению ходатайствоФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ФЕДЕРАЛЬННАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ» и прекращает производство по делу на основании п.п.  1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, поскольку законом определена специальная подведомтсвенность такого рода споров судам общей юрисдикции. 

Расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом по платежному поручению №7093 от 06.09.2016 г., в силу пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат возврату из федерального бюджета Российской Федерации в сумме 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 150, 151, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу №А19-15639/2016 прекратить.

Возвратить  ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ГРУППА "ИЛИМ" (ОГРН <***>, ИНН <***>; 191025, <...>) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 6 000 руб., выдать справку на возврат государственной пошлины.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья:                                                                                                               Е.Ф. Капустенская