ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-15804/17 от 15.01.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск

«22» января 2019 года Дело № А19-15804/2017

Резолютивная часть определения объявлена 15.01.2019.

Определение в полном объеме изготовлено 22.01.2019.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Волковой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шил Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Строй-Стандарт» (далее - ООО «Строй-Стандарт»)

по делу по заявлению ООО «Горизонтальное бурение» о признании ООО «Строй-Стандарт» несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании:

от ФНС России – ФИО1, представителя по доверенности от 12.12.2018 №04-07/027983, паспорт,

установил:

определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2018 в отношении ООО «Строй-Стандарт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>) введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим ООО «Строй-Стандарт» утверждена арбитражный управляющий ФИО2

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.04.2018 ООО «Строй-Стандарт» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим ООО «Строй-Стандарт» утверждена арбитражный управляющий ФИО2

ФНС России обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов ООО «Строй-Стандарт» в размере 312 617 руб. 49 коп.

От ФИО3 ранее поступили возражения на требование ФНС России, в которых указано, что ФИО3 не ознакомлена с настоящим обособленным спором, в связи с чем, не представляется возможным представить мотивированный отзыв (возражение).

Представитель ФНС России в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требование, просил включить требование ФНС России в реестр требований кредиторов ООО «Строй-Стандарт» в размере 312 617 руб. 49 коп., в том числе:

- во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО «Строй-Стандарт» требование ФНС России в размере 2 032 руб. – недоимка по налогу на доходы физических лиц, 31 686 руб. 24 коп. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

- в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Строй-Стандарт» требование ФНС России в размере 235 946 руб. 69 коп. – основной долг, 27 503 руб. 66 коп. – пени, 15 448 руб. 90 коп. – штрафы.

Уточнение требования судом принято. Требование рассматривается в уточненной редакции.

Конкурсный управляющий ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявила.

Выслушав представителя ФНС России, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 142, пункту 1 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства. Указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 75 от 28.04.2018.

Требование ФНС России предъявлено в Арбитражный суд Иркутской области нарочно 27.06.2018, о чем свидетельствует отметка канцелярии арбитражного суда на требовании.

Таким образом, требование заявлено в пределах двухмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Пунктом 3 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.

Сведения о получении требования ФНС России включены финансовым управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщением №2846961 от 09.07.2018.

Возражения по существу рассматриваемого требования лицами, имеющими в соответствии пунктом 3 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право на оспаривание требования кредитора, в арбитражный суд не предъявлены.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» № 257 от 29.05.2004 уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее -НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В статьях 230, 223, 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогового агента перечислить в бюджет сумму НДФЛ, удержанную у налогоплательщика. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) требования об уплате налога.

В силу пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 указанной статьи.

Как указано в требовании ФНС России, ООО «Строй-Стандарт» на основании решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №24115 от 05.10.2017, №49591 от 12.03.2018, а также на основании деклараций за первый квартал 2017 г. начислена недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 2 032 руб.

В подтверждение указанной задолженности ФНС России также представлены следующие документы: решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №24115 от 05.10.2017, №49591 от 12.03.2018; требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) №105858 от 18.05.2017.

Требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки (пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).

В силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации указанная в декларации сумма налога определяется самим налогоплательщиком и представляет собой его заявление о налоге, подлежащем уплате в бюджет. Поэтому в отсутствие доказательств исполнения обязанности по уплате этой суммы налоговая декларация является достаточным подтверждением наличия задолженности.

Поскольку согласно пунктам 3 - 5, 8.1 статьи 88, пункту 1 статьи 100, статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки составляется и соответствующее решение принимается только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки, но в данном случае такие нарушения налоговой инспекцией выявлены не были (декларация налогоплательщика принята без изменений), основания для составления акта проверки и принятия решения отсутствовали (пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).

В пункте 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано, что требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению.

Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, относится к реестровым требованиям второй очереди.

Таким образом, требование ФНС России в размере 2 032 руб. (недоимка по налогу на доходы физических лиц) является обоснованным и подлежащим включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.

В пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 указанного Закона).

Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от 10.07.2007 № 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами и также относится к реестровым требованиям второй очереди.

Из материалов дела следует, что ООО «Строй-Стандарт» имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 31 686 руб. 24 коп.

Указанная задолженность начислена на основании деклараций должника за 1, 2 квартал 2017 года и подтверждается требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 04.05.2016 №048S01160126257, требованиями об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организацией, индивидуальных предпринимателей) №105858 от 18.05.2017, №119966 от 08.08.2017, решениями о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств №23936 от 16.06.2017, №42179 от 26.09.2017, постановлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) №38110011522 от 14.07.2017.

Требование ФНС России в указанной части подтверждено документально.

Возражения по существу требований, включенных в указанные документы, не заявлены.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование ФНС России в размере 31 686 руб. 24 коп. (недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) также является обоснованным и подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО «Строй-Стандарт».

Также из заявленного требования следует, что ООО «Строй-Стандарт» имеет недоимку по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу в размере 235 946 руб. 69 коп. – основной долг, 27 503 руб. 66 коп. – пени, 15 448 руб. 90 коп. – штрафы.

В подтверждение данной недоимки представлены:

- требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организацией, индивидуальных предпринимателей) №124706 от 12.09.2017, №119265 от 07.08.2017, №104039 от 21.04.2017, 127167 от 05.10.2017, №105858 от 18.05.2017, №99489 от 13.04.2017;

- решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств №42963 от 10.10.2017, №42178 от 26.09.2017, №18518 от 24.05.2017, №44074 от 01.11.2017, №23936 от 16.06.2017, №15836 от 15.05.2017; №18518 от 24.05.2017, №42178 от 26.09.2017;

- постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) №38110018400 от 11.12.2017, №38110011522 от 14.07.2017, №38110016688 от 24.10.2017.

Требование ФНС России в указанной части также подтверждено документально.

Расчет пени судом проверен, соответствует положениям пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Расчет суммы основного долга выполнен в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование ФНС России в размере 235 946 руб. 69 коп. – основной долг, 27 503 руб. 66 коп. – пени, 15 448 руб. 90 коп. - штрафы является обоснованным и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Строй-Стандарт».

Руководствуясь статьями 100, 142, 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Требование ФНС России признать обоснованным.

Включить требование ФНС России в размере 235 946 руб. 69 коп. – основной долг, 27 503 руб. 66 коп. – пени, 15 448 руб. 90 коп. - штрафы в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Строй-Стандарт».

Включить требование ФНС России в размере 2 032 руб. – недоимка по налогу на доходы физических лиц, 31 686 руб. 24 коп. – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО «Строй-Стандарт».

Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья И.А. Волкова