АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-18508/16
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семёновой А.Я., после перерыва – помощником судьи Богдановой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А.ЕЖЕВСКОГО" (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304, место нахождения: 664038, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, РАЙОН ИРКУТСКИЙ, ПОСЕЛОК МОЛОДЕЖНЫЙ) о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № А19-18508/16 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутской районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1133850029334, ИНН 3808230890, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Ямская, 35А) к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО" (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304, место нахождения 664038, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный) о взыскании 3 616 233 руб. 24 коп.
при участии в судебном заседании:
от Пенсионного фонда - не явились,
от должника – Кулик О.Е. (представитель по доверенности, паспорт), после перерыва – не явились,
от третьего лица (Управление Федерального казначейства по Иркутской области) - не явились,
от Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области – не явились,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутской районе Иркутской области (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" (далее – учреждение) о взыскании пени за отчетный (расчетный) период 1 полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, год 2015, 1 квартал 2016 года в общей сумме 3616233 руб. 24 коп., в том числе 3 027 740 руб. 58 коп. – в Пенсионный фонд на страховую часть трудовой пенсии КБК 39210202010062100160, 16896 руб. 45 коп. в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу ч. 2 ст. 58.3 ФЗ-212, КБК 39210202132062100160, 571596 руб. 21 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, КБК 392102021010820116.
Решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-18508/1618508/2016 от 23 января 2017 заявленные требования удовлетворены, с Учреждения взысканы пени за 1 полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, год 2015, 1 квартал 2016 года в общей сумме 3616233 руб. 24 коп., 16.03.2017 выдан исполнительный лист ФС № 013468779.
Учреждение 10.08.2017 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу № А19-18508/2016 по исполнительному листу ФС № 013468779 от 23.01.2017 на срок 12 месяцев.
Определением суда от 07 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства по Иркутской области.
Согласно представленным УФК по Иркутской области пояснений от 21.09.2017 № 34- 19-18/17-33-298 указанный исполнительный лист принят на исполнение от Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области, пояснив также, что в случае предоставления судом должнику отсрочки по исполнению решения суда от 23 января 2017 года по делу № А19-18508/2016, требование исполнительного листа по указанному делу будет исполнено по правилам абзаца 5 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ.
Представитель Учреждения в судебном заседании требования поддержал.
Пенсионный фонд, Управление Федерального казначейства по Иркутской области, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 12 ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (почтовые идентификаторы 66402515767427 и 66402515767458 соответственно), в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В судебном заседании 28.09.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 09 час. 50 мин. 04.10.2017. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные заявителем в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения документы, арбитражный суд считает, что заявление Учреждения о предоставлении отсрочки исполнения решения от 23 января 2017 года по делу А19-18508/2016 подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003г. № 461-О Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле. При этом суд должен учитывать, что отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях (Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2005г. № С1-7/уп-1145).
Отсрочка, рассрочка исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и необходимости соблюдения баланса интересов должника и взыскателя. При этом суды оценивают реальность исполнения судебного акта в будущем. В противном случае задержка исполнения повлечет необоснованное ограничение прав и законных интересов взыскателя.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, в то же
время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов (статья 16 АПК РФ).
В силу положений статьи 65 АПК РФ заявитель, ходатайствующий об отсрочке исполнения судебного акта, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также реальную возможность исполнения судебного акта по окончании срока отсрочки.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве", статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не
позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением - должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа или решения налогового органа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа об отсрочке или о рассрочке исполнения решения налогового органа;
Согласно пояснениям УФК по Иркутской области исполнительный лист ФС № 013468779 на сумму 3 616 233, 24 руб. поступил на исполнение 19.05.2017; тридцатидневный срок по указанному исполнительному листу истек 05.07.2017; с 06.07.2017 операции по лицевым счетам приостановлены.
В рассматриваемом случае в обоснование заявления о предоставлении отсрочки
исполнения решения суда Учреждением указано на тяжелое финансовое положение
Учреждения, затрудняющее единовременное погашение задолженности перед Пенсионным
фондом по уплате пени, размер которых составляет более 3 млн. руб.; на то, что является
бюджетным учреждением, получающим из федерального бюджета субсидии на финансовое
обеспечение; а также на то, что на уровне Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации решается вопрос о дополнительном целевом финансировании заявителя для целей
расчетов по возникшей кредиторской задолженности, что позволит должнику в течение
отсроченного периода времени произвести расчет по существующим обязательствам; на
приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых
Учреждению в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области. В
подтверждение указанных обстоятельств, заявителем представлены: сведения об открытых
лицевых счетах, выписка из лицевого счета за 26.09.2017, копия соглашения о предоставлении
субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 30.01.2017г. № 082-03-403 на 2017 г., свидетельствующее об отсутствии у учреждения денежных средств, которые без нарушения действующего законодательства могут быть потрачены им для погашения кредиторской задолженности; письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.02.2017 о дополнительном финансировании; письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2017 о возможном предоставлении субсидий на иные цели бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство осуществляет функции полномочного учредителя.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации,
изложенной в определении от 18.04.2006г. № 104-О, несмотря на то, что отсрочка/рассрочка
исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств,
способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту
нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на
неопределенный срок. Таким образом, основания для отсрочки/рассрочки исполнения
решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при
серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается затруднительность исполнения Учреждением судебного акта единым платежом по причине неудовлетворительного финансового положения Учреждения. Рассматривая доводы Учреждения, арбитражный суд также не может не учитывать, что должник осуществляет социально значимую образовательную деятельность и финансируется за счет средств бюджета, а также предмет взыскания по исполнительному листу – пени за несвоевременную уплату платежей.
При этом плательщик страховых взносов указал, что при предоставлении отсрочки исполнения решения у него имеется возможность полностью погасить задолженность по указанному исполнительному листу. Недобросовестность в действиях Учреждения, реализовавшего свое право на получение рассрочки исполнения судебного акта, арбитражным судом не установлена.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для
предоставления ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ
УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО» отсрочки исполнения решения
от 23 января 2017 года по делу № А19-18508/2016 на срок до шести месяцев с момента
вступления определения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
Заявление ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО» (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304, место нахождения: 664038, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, РАЙОН ИРКУТСКИЙ, ПОСЕЛОК МОЛОДЕЖНЫЙ) о предоставлении отсрочки исполнения решения от 23 января 2017 года по делу А19-18508/2016 удовлетворить.
Предоставить ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО» отсрочку исполнения решения от 23 января 2017 года по делу № А19-18508/2016 по исполнительному листу ФС № 013468779 на срок до шести месяцев с момента вступления определения суда в законную силу.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения.
Судья Ананьина Г.В.