АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-19103/2017
08.02.2018 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновой А.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НИЖНЕУДИНСКИЙ РАЙОН" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665106, <...>)
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664056, <...>)
о признании недействительным уведомления от 25.08.2017 № 38-0-1-171/3001/2017-876, обязании снять с кадастрового учета земельный участок (кадастровый номер 38:11:092201:4),
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились,
от органа, принявшего оспариваемый акт – ФИО1 (представитель по доверенности, паспорт),
установил:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НИЖНЕУДИНСКИЙ РАЙОН" (далее – заявитель, Администрация) первоначально обратилась в Арбитражный суд Иркутской области в порядке ст.ст. 198-201 АПК РФ с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – Управление Росреестра) об обязании в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 38:11:092201:4, площадью 10036 кв.м. расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, в 50,5 м по направлению на северо-восток от устья р. Яга.
При рассмотрении материалов дела судом установлено, что заявление подано заявителем в порядке ст.ст. 198-201 АПК РФ, однако с нарушением требований п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ, в связи с чем заявителю было предложено уточнить заявление, указать требования о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (указать предмет заявленных требований в соответствии с положениями ст. ст. 198, 199 АПК РФ) (определение об оставлении искового заявления (заявления) без движения от 16.10.2017).
Заявлением от 13.10.2017 № 982 заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил признать недействительным уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, выданного Управлением Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 25.08.2017 № 38-0-1-171/3001/2017-876, обязать Управление Росреестра в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 38:11:092201:4, площадью 10036 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, в 50,5 м по направлению на северо-восток от устья р. Яга.
Данные уточнения приняты судом, заявление принято к производству и назначено судебное заседание.
С учетом принятых судом от заявителя уточнений заявленных требований, предметом спора является уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, выданное Управлением Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 25.08.2017 № 38-0-1-171/3001/2017-876.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
Представитель Управления Росреестра требования оспорил, в судебном заседании 01.02.2018 указал также на несоблюдение заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
В судебном заседании 01.02.2018 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 11 час. 50 мин. 08.02.2018.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
В соответствии со статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Согласно уточненного, в порядке статьи 49 АПК РФ, заявления, администрацией оспаривается уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, выданного Управлением Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 25.08.2017 № 38-0-1-171/3001/2017-876.
Как следует из материалов дела, администрация 22.08.2017 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о снятии с государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером 38:11:092201:4.
Оспариваемым уведомлением от 25.08.2017 № 38-0-1-171/3001/2017-876 приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:11:092201:4 на основании п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции от 03.07.2016) предусмотрено, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 Закона о кадастре апелляционная комиссия формируется органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя соответственно от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - национальное объединение), которые подлежат ротации один раз в два года. Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Председатель апелляционной комиссии и его заместитель должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.
В соответствии с распоряжением Росреестра от 05.04.2017 № Р/0065 при Управлении Росреестра по Иркутской области создана апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений, в том числе, о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, утвержден ее состав.
Исходя из буквального толкования части 1 статьи 26.1 Закона о кадастре следует, данной нормой закреплено как право на обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в апелляционную комиссию, так и императивно установленное условие о возможности обжалования решения о приостановлении в судебном порядке только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Из материалов дела следует, что администрация обратилась в суд с заявлением об оспаривании приостановления осуществления кадастрового учета 22.09.2017, т.е. после введения указанного досудебного порядка обжалования решения о приостановлении кадастрового учета, оформленного, в данном случае, уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета, выданным Управлением Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 25.08.2017 № 38-0-1-171/3001/2017-876.
Вместе с тем, доказательств соблюдения обязательного досудебного порядка, установленного для данной категории споров, заявителем не представлено. Согласно отзыву Управления администрация с таким заявлением в апелляционную комиссию не обращалась.
Руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, однако надлежащих доказательств его соблюдения заявителем не представлено, суд приходит к выводу, что заявление Администрации подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 148, 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
о п р е д е л и л:
Заявление АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НИЖНЕУДИНСКИЙ РАЙОН" о признании недействительным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, выданного Управлением Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 25.08.2017 № 38-0-1-171/3001/2017-876, - оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения определения.
Судья Г.В. Ананьина