ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-21209/16 от 25.01.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

http://www.irkutsk.arbitr.ru.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и о

введении процедуры реструктуризации долгов гражданина

г. Иркутск

«26» января 2017 года Дело № А19-21209/2016

Резолютивная часть определения объявлена «25» января 2017 года, полный текст определения изготовлен «26» января 2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сорока Т.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Райтом Р.И.,

рассмотрев в судебном заседании заявление гражданки ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Иркутск, адрес регистрации: 664043, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, паспорт серии <...> выдан Свердловским РУВД г. Иркутска 30.08.2002) о признании его банкротом,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: ФИО2, доверенность, паспорт,

установил:

гражданка ФИО1 14.12.2016 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании её банкротом, утверждении финансового управляющего из числа членов Некоммерческого партнерства «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса».

В судебном заседании рассматривается обоснованность поданного заявления.

Заявителем на депозитный счет Арбитражного суда Иркутской области внесены денежные средства в размере 25 000 рублей на выплату вознаграждения финансовому управляющему, что подтверждается платежным поручением № 208946 от 23.12.2016.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление, просил ввести в отношении ФИО1 процедуру реализации имущества гражданина.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 2 данной статьи).

Согласно пункту 3 статьи 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для целей настоящего параграфа под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;

размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Процедура реструктуризации долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (абз. 17 ст. 2 Закона о банкротстве).

При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение (статья 213.2 Закона о банкротстве).

Согласно положениям абзаца второго пункта 2 статьи 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение о признании обоснованным заявления гражданина о признании его банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным статьей 213.4 настоящего Федерального закона, и доказана неплатежеспособность гражданина.

Из материалов дела следует, что у ФИО1 имеется обязательство перед кредиторами в размере свыше 500 тысяч рублей и не исполнено в течение трех месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено.

Согласно положениям абзаца второго пункта 2 статьи 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение о признании обоснованным заявления гражданина о признании его банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным статьей 213.4 настоящего Федерального закона, и доказана неплатежеспособность гражданина.

Согласно пункту 8 статьи 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

Кроме того, если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе от реализации имущества гражданина и погашения задолженности перед заявителем, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

Как следует из материалов дела, гражданка ФИО1 имеет неисполненные денежные обязательства перед кредиторами (ПАО «Сбербанк России» (сумма долга подтверждена решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 09.02.2016 по гражданскому делу № 2-1085/16), АО Банк «Русский Стандарт», ОТП Банк, КБ «Ренессанс Кредит») в общем размере 1 588 000 руб., обязательства не исполнены в течение трех месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены.

Имущество у должника отсутствует, что подтверждается справками регистрирующих органов: филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, Службы Гостехнадзора по Иркутской области, ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России по г. Иркутску и Иркутскому району, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области».

В настоящем случае ФИО1 отвечает признакам неплатежеспособности (перестала исполнять денежные обязательства перед кредиторами).

Согласно сведениям налоговой инспекции, ФИО1 не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Должник не является акционером (участником) какого-либо юридического лица.

Сама по себе неплатежеспособность, а равно отсутствие имущества не исключают со всей очевидностью возможность разработки плана реструктуризации с учетом индивидуальных особенностей ФИО1 (образование, трудоспособность, жизненный опыт и т.д.).

В настоящее время ФИО1 работает нянечкой в детском саду «УМКА», в материалы дела представлен трудовой договор № 7 от 02.11.2015 с ООО «Центр Праздника УМКА», справка заведующей детским садом от 30.03.2016 №5.

Семейное положение ФИО1 – мать одиночка, на иждивении должника находится несовершеннолетний ребенок, в связи с чем суд считает необходимым привлечь к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданки ФИО1 Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 (664007, <...>).

Суд, исследовав представленные доказательства в материалы дела, считает возможным применить в отношении должника процедуру банкротства - реструктуризация долгов гражданина.

Пунктом 1 статьи 213.13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:

гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;

гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;

план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

Исходя из требований п. 1 и 2 статьи 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.

Порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения устанавливаются в плане реструктуризации долгов гражданина.

Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года.

В пункте 1 статьи 213.15 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлен перечень документов, прилагаемых к плану реструктуризации долгов, в числе которых также документ, содержащий одобрение гражданина, если план предложен кредиторами.

План реструктуризации одобряется собранием кредиторов и после этого, по общему правилу (п. 1 статьи 213.17 Закона о банкротстве) утверждается арбитражным судом. Условия, при которых предлагаемый план реструктуризации может быть утвержден судом в отсутствие одобрения его собранием кредиторов, описаны в п. 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве.

Таким образом, введенная в законодательство о банкротстве процедура реструктуризации долгов гражданина направлена на обеспечение баланса интересов как должника, так и его кредиторов. Исходя из плана реструктуризации, кредиторы вправе рассчитывать на предполагаемые по обстоятельствам его составления будущие доходы неплатежеспособного должника. При этом будущие источники покрытия долгов определяются в долгосрочной (3 года, по общему правилу) перспективе, установленной законодателем с расчетом на обеспечение добросовестного должника временными рамками для изменения в сторону улучшения своего имущественного положения. Закон о банкротстве не содержит конкретных требований к содержанию мероприятий, предусматриваемых планом реструктуризации. И в этом аспекте кредиторы и должник свободны в формулировании его содержания с учетом конкретных обстоятельств дела, жизненного опыта гражданина, его профессионального и образовательного уровня, трудоспособности и т.д.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.

Иными словами, план реструктуризации не ограничивается полным удовлетворением требований кредиторов в установленные сроки, поскольку может считаться исполненным и в случае стабилизации финансового состояния должника в степени, позволяющей исполнение периодических платежей в соответствии с условиями обязательств.

Данный вопрос должен решаться исходя из того, что трудоспособный гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, тем не менее, должен принимать все возможные меры к получению доходов с целью погашения своих долгов: новое трудоустройство, повышение квалификации, изменение специализации, переход на более скромный уровень потребления (в части автотранспорта, жилья и др.), что может быть урегулировано именно условиями плана реструктуризации.

Не запрещено (исходя из субъектного состава правоотношений с участием гражданина, находящегося в процедурах банкротства) и прощение части долга, списание штрафных санкций, установление моратория на начисление процентов в конкретные периоды времени со стороны кредитных организаций, как это принято в банковской практике, в целях создания добросовестному заемщику благоприятного режима погашения долга. План реструктуризации может предусматривать снижение кредитного бремени для добросовестного заемщика с соблюдением баланса прав и законных интересов учетом интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).

Изложенные обстоятельства не влекут вывода о возможности введения в отношении должника исключительно процедуры реализации имущества.

Суд считает целесообразным ввести в отношении должника процедуру реструктуризации долгов гражданина для анализа экономического состояния должника финансовым управляющим и выявления возможности уплаты долга за счет доходов ФИО1

Приняв во внимание изложенные выше обстоятельства, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о признании требований заявителя обоснованными и целесообразности введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве граждан – реструктуризации долгов гражданина.

Согласно пункту 4 статьи 213.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в определении арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должны содержаться указания на дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве гражданина; утверждение финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой утвержден финансовый управляющий).

Пункт 4 статьи 213.4 и пункт 3 статьи 213.5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривают, что в заявлении о признании должника банкротом указывается только саморегулируемая организация, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

Должник при подаче заявления о признании гражданина банкротом не наделен правом выбора конкретной кандидатуры финансового управляющего (пункт 16 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).

Заявитель предлагает утвердить финансового управляющего из числа членов, зарегистрированных в Некоммерческом партнерстве «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса».

Некоммерческим партнерством в арбитражный суд представлена кандидатура арбитражного управляющего ФИО3 и информация о соответствии представленной кандидатуры требованиям статьей 20, 20.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Арбитражный суд, в соответствии со статьей 45, с учетом положений статьи 213.4  Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» считает возможным утвердить финансовым управляющим должника – гражданки ФИО1 арбитражного управляющего ФИО3 (ИНН <***>, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих НП «ЦФОП АПК» - 283; адрес для направления почтовой корреспонденции: 664024, <...>), кандидатура которого отвечает требованиям статей 20 и 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с требованиями статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 указанного Закона, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Фиксированное вознаграждение финансового управляющего составляет двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Суд считает возможным утвердить вознаграждение финансовому управляющему в размере 25 000 рублей единовременно.

Руководствуясь статьями 213.2, 213.6, 213.9, 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Признать обоснованным заявление гражданки ФИО1 о признании ее банкротом.

Ввести в отношении гражданина ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Иркутск, адрес регистрации: 664043, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, паспорт серии <...> выдан Свердловским РУВД г. Иркутска 30.08.2002) процедуру реструктуризации долгов гражданина на срок до «26» апреля 2017 года.

Утвердить финансовым управляющим ФИО3 (член Некоммерческого партнерства «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса»; ИНН <***>, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих НП «ЦФОП АПК» - 283; адрес для направления почтовой корреспонденции: 664024, <...>).

Утвердить финансовому управляющему фиксированную сумму вознаграждения в размере 25 000 руб. единовременно.

Назначить судебное заседание по рассмотрению отчета о реструктуризации долгов гражданина на 12 часов 10 минут «26» апреля 2017 года.

Судебное заседание состоится в кабинете № 205 Арбитражного суда Иркутской области, расположенного по адресу: 664011, <...>, телефон специалиста: <***>, телефон канцелярии: <***>, факс: <***>.

Привлечь к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданки ФИО1 управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 (664007, <...>).

Информацию о движении дела, включая сведения об объявленных перерывах, а также времени и месте рассмотрения дела, можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области www.irkutsk.arbitr.ru., электронный адрес суда info@irkutsk.arbitr.ru.

В соответствии со статьей 213.8 и пунктом 5 статьи 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовому управляющему определить дату проведения первого собрания кредиторов и уведомить об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы и иных лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» право на участие в собрании кредиторов.

Обязать финансового управляющего не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 213.12 настоящего Федерального закона.

Предложить должнику, кредитору или уполномоченному органу не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.

Указать, что в связи с введением процедуры реструктуризации долгов в отношении гражданки ФИО1 наступают последствия, предусмотренные статьей 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определение направить в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, уполномоченным органам.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения. Обжалование определения не приостанавливает его исполнения.

Судья Т.Г. Сорока