ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-23294/17 от 09.01.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-23294/2017 

«09» января 2018 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Архипенко А.А., при  ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исаевой Е.А., рассмотрев в  судебном заседании дело по исковому заявлению Прокуратуры Иркутской области (ОГРН  <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 664011, Иркутская обл,  Иркутск г, Володарского ул, 5) 

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП  <***>, ИНН <***>) 

об обязании освободить земельный участок,
при участии:

от истца (Хужирского муниципального образования) – ФИО2 (доверенность от  06.12.2017, паспорт), 

от ответчика – не явился,
установил:

Заместитель прокурора области в интересах Хужирского муниципального  образования обратился с иском к предпринимателю ФИО1 об  освобождении земельного участка площадью 196 кв.м., расположенного по адресу:  <...> от расположенного на нем самовольного  деревянного строения – летнее кафе. 

Ответчик в заседание суда не явился, отзыв на иск не представил.

Обстоятельства дела.

Хужирскому муниципальному образованию на праве собственности принадлежит  земельный участок с кадастровым номером 38:13:000019:1430, расположенный по адресу: 


Иркутская область, Ольхонский район, пос. Хужир, ул. Пушкина, 34Г, о чем выдано  свидетельство о государственной регистрации права от 02.06.2015 № 38-38/001/039/2015- 107/1. 

В силу части 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ муниципальное образование  обязано проводить периодически проверки в рамках муниципального земельного  контроля использования муниципальных земель. 

Прокуратура Ольхонского района в рамках осуществления надзорных  полномочий запросила от муниципального образования результаты проверок, в том числе  и земельного участка с кадастровым номером 38:13:000019:1430, расположенного по  адресу: ул. Пушкина, 34Г,, общей площадью 23 257 кв.м.   Письмом от 01.06.2017 исх. № 07-26 (о)-2017 администрация Хужирского  муниципального образования – администрация сельского поселения сообщила  Прокуратуре о том, что мероприятия по осуществлению проверок в рамках  муниципального земельного контроля, в том числе и земельного участка с кадастровым  номером 38:13:000019:1430, расположенного по адресу: ул. Пушкина, 34Г, общей  площадью 23 257 кв.м., не проводились.   По требованию прокуратуры государственным инспектором Иркутской области по  использованию и охране земель, главным специалистом – экспертом отдела  государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО3 было  подготовлено заключение государственного инспектора Иркутской области по  использованию и охране земель от 09.06.2017, в котором отражено и выявлено, что в  границах принадлежащих муниципальному образованию земельных участков с  кадастровыми номерами 38:13:000019:1430, 38:13:000000:845, расположено строение  площадью 196 кв.м., назначение которого не представилось возможным определить по  причине отсутствия на строении каких-либо обозначающих надписей, вывесок за  исключением «Мы открылись». 

В этой связи помощником Прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В. в целях  выяснения обстоятельств нахождения на принадлежащем Хужирскому муниципальному  образованию земельном участке с кадастровым номером 38:13:000019:1430, площадью 23  257 кв.м, строения площадью 196 кв.м. было 19.07.2017 отобрано объяснение у  предпринимателя ФИО1. 

Предприниматель пояснила, что земельный участок используется ею в  предпринимательских целях (предоставление платных услуг общественного питания), а  спорное строение предназначено для использования под кафе. Основанием для 


возведения кафе на принадлежащем Хужирскому муниципальному образованию  земельном участке с кадастровым номером 38:13:000019:1430 послужил ранее  действовавший договор аренды торгового места от 30.05.2016, заключенный между нею и  МУП «Байкал-Ольхон», сроком действия до 01.09.2016. 

Предприниматель признала, что земельный участок с кадастровым номером  38:13:000019:1430, площадью 23 257 кв.м, является собственностью Хужирского  муниципального образования, права на строительство постройки у нее отсутствовали,  поскольку правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный  участок с администрацией не оформлялись. 

По причине прокурорского запроса администрация муниципального образования  провела внеочередную проверку, результаты которой отразила в Акте проверки органом  муниципального контроля земельного участка, находящегося в собственности  администрации Хужирского МО от 31.07.2017, и направила его в прокуратуру. 

В Акте от 31.07.2017 зафиксировано, что на территории принадлежащего  Хужирскому муниципальному образованию земельного участка с кадастровым номером  38:13:000019:1430, площадью 23 257 кв.м., расположенного по адресу: <...>, расположено деревянное строение , с  координатами: 

Точка 1 - № 53º 12.176' Е107º 20.850
Точка 2 - № 53º 12.179' Е107º 20.850
Точка 3 - № 53º 12.179' Е107º 20.865
Точка 4 - № 53º 12.172' Е107º 20.863,

общей площадью около 196 кв.м.; предоставление данного земельного участка каким- либо гражданам и организациям администрацией не осуществлялось, разрешение на  строительство не выдавалось. 

Приложением к указанному Акту от 31.07.2017 являются фототаблицы, а также  схема расположения здания на плане земельного участка, из которой усматривается, что  спорное строение площадью 196 кв.м. расположено на северо-западе земельного участка с  кадастровым номером 38:13:000019:1430, площадью 23 257 кв.м, вблизи границы  земельного участка 38:13:000000:845. 

В силу части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на  земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по  основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и  подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О  государственной регистрации недвижимости». 


Частью 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что  самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам,  землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения  затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за  время незаконного пользования этими земельными участками. 

Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать  свое имущество из чужого незаконного владения. 

Прокурор в соответствии с правилами статьи 52 Арбитражного процессуального  кодекса РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии  процесса, если этого требует прав граждан и охраняемых законом интересов общества или  государства, в том числе и для защиты муниципального имущества. 

В этой связи, посчитав, что предприниматель незаконно владеет частью  муниципального земельного участка, без предусмотренных на то законом оснований,  прокуратура обратилась в суд с настоящим требованием. 

Ответчик отзыва на иск не представил.

В судебном заседании представитель Хужирского муниципального образования  пояснил, что предпринимателем земельный участок был занят без наличия на то правовых  оснований, предоставленное последнему разрешение на розничную торговлю на  территории муниципального образования нелегитимно по причине вынесения прокурором  района Каримовым А.А. протеста от 02.08.2016 № 07-25 (б)-16 на решение Думы  Хужирского муниципального образования «Об утверждении размера оплаты за  разрешение мелкорозничной торговли на территории Хужирского муниципального  образования МУП «Байкал-Ольхон» от 21.06.2016 № 142 

Определением суда от 08.12.2017 было предложено представить документально  подтвержденные сведения о связи строения с земельным участком, отвечает ли оно  признаку капитальности, ответчику предложено направить мотивированный письменный  отзыв на заявление с правовым обоснованием имеющихся возражений, со ссылкой на  закон и иные нормативно-правовые акты, подлежащие применению с приложением  доказательств, подтверждающих доводы и возражения или опровергающих доводы истца. 

Требования суда сторонами не исполнены.

В этой связи судебное разбирательство подлежит отложению. 


Руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

определил:

Прокуратуре Иркутской области: представить документально подтвержденные  сведения о связи строения с земельным участком, отвечает ли оно признаку  капитальности. 

Хужирскому муниципальному образованию: произвести осмотр спорного  строения; представить документально подтвержденные сведения о связи строения с  земельным участком, отвечает ли оно признаку капитальности. 

Ответчику представить мотивированный письменный отзыв на заявление с  правовым обоснованием имеющихся возражений, со ссылкой на закон и иные  нормативно-правовые акты, подлежащие применению с приложением доказательств,  подтверждающих доводы и возражения или опровергающих доводы истца. 

Судья А.А. Архипенко