ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-26686/2021 от 30.06.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отложении судебного заседания

г. Иркутск                                                                                                Дело  № А19-26686/2021

05.07.2022

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 30.06.2022

Полный текст определения изготовлен 05.07.2022

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Архипенко А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доновской Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Детский Континент» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664003, Иркутская обл., Иркутск г, Урицкого <...>)

к  администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, Иркутская обл., Иркутск г, Ленина ул., 14), комитету городского обустройства администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

об обязании восстановить высотные отметки цоколя и входов в здание

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 (паспорт, доверенность от 10.01.2022);

от администрации г. Иркутска – Пак Ю.К. (удостоверение № 397, доверенность от 28.12.2021  № 1565);

от КГО администрации г. Иркутска – Пак Ю.К. (удостоверение № 397, доверенность от 29.12.2021 № 405-70-д-05478/21);

от третьих лиц:

Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, ООО «Наследие» - не явились, извещены,

ООО «Урбан План» - ФИО2 (генеральный директор, паспорт),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Детский Континент» обратилось с исковым заявлением к администрации города Иркутска, комитету городского обустройства администрации города Иркутска с требованиями:

- обязать в течение трёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу восстановить высотные отметки цоколя и входов в здание, по адресу: <...> до уровня высотных отметок, существовавших до проведения работ по благоустройству улицы Урицкого в г. Иркутск, согласно данным Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) № 755 от 16.04.2019;

- взыскать с администрации города Иркутска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Детский Континент» судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта установив начальный период взыскания судебной неустойки начиная с даты истечения трёхмесячного срока восстановления высотных отметок цоколя и входов в здание, до момента фактического исполнения решения суда.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  к участию в деле привлечена  Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, общество с ограниченной ответственностью «Наследие» и общество с ограниченной ответственностью «Урбан План».

Администрация города Иркутска в отзыве по иску возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на проведение работ по благоустройству улицы в соответствии с требованиями законодательства, недоказанность нарушений прав собственника и обязанность последнего нести бремя содержания имущества. 

Комитет городского обустройства администрации города Иркутска администрация города Иркутска и Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области отзывы по иску не представили.

Общество с ограниченной ответственностью «Наследие» и общество с ограниченной ответственностью «Урбан План»отзывы по иску не представили.

 Обстоятельства дела.

В собственности ООО «Детский Континент» находится здание с кадастровым номером 38:36:000034:15011, расположенное по адресу: <...>, являющееся объектом культурного наследия регионального значения «Застройка улицы Урицкого: Торговое здание, Витраж» нач. XX В. г. Иркутск.

Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области Приказом № 330-спр от 17.10.2019  утверждено охранное обязательство собственника или законного владельца памятников входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Здание Застройка ул. Урицкого», кон. XIX- нач. XX вв. расположенного по адресу: <...>.

Земельный участок улицы Урицкого, в том числе и в части примыкания  к зданию № 1-3, относится к Зоне строгого регулирования застройки и хозяйственной  деятельности 1-го типа (пункт 2.1. Таблицы № 2 «Сводная таблица режимов зон охр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской  Федерации, расположенных на территории города Иркутска градостроительных регламентов»,  приложение к  постановлению администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия  (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов  в границах данных зон».

В 2019 года по заказу администрации города Иркутска были выполнены работы  по благоустройству общественной территории «Улица Урицкого», в результате которых  первоначальный уровень покрытия улицы Урицкого,  по отношению к существовавшему на момент проведения работ уровню  покрытия  был  значительно  поднят на 20-25 см (согласно данным Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) № 755 от 16.04.2019 , ранее  высотные отметки здания составляли от 432.34 до 432.45 в настоящее время до уровня 432.53 и 432.62

Изменение показателей высот - по колодцу - 12 см, а по крыльцу - 11 см. в сторону увеличения также отмечено в  заключении муниципального унитарного предприятия «БТИ г. Иркутска»  от 13.12.2021 № 213м/21 и сделан вывод, что  причиной повышения уровняпокрытия улицы произошло в результате проведения работ по реконструкции и асфальтированию улично-дорожной сети улицы Урицкого, выполненной по заданию органов муниципального образования.

Повышения уровня покрытия по улице Урицкого 1-3 с изначальных уровнейсоответственно  432.34 и 432.45  применительно к двум крыльцам принадлежащего истцу здания -объекта культуры  и облицовке цоколя (природный камень)  в местах примыкания покрытия улицы к стене здания  до уровней 432.53 и 432.62 повлекло за собой   к скапливанию осадков вокруг крылец и негативному воздействию на штукатурный слой пилястр.

Эти факты и выводы о влиянии благоустройства улицы Урицкого на конструкции и предмет охраны объекта культурного значения регионального значения «Застройка улицы Урицкого: Торговое здание, Витраж» нач. XX В. <...> лит. А. истец делает из Заключения, выполненного ООО Научно-исследовательская проектная реставрационная фирма «Традиция» шифр 195/26-20 от 15.10.2020 № 133.

 Согласно Заключению  № 133, отсутствие инженерных решений по примыканию благоустройства к материалам стены здания привело к следующим последствиям:

-повышенный уровень тротуара и отсутствие гидроизоляции приводят к постоянному намоканию кирпичной кладки стены, сезонному замерзанию влаги, поверхностному разрушению и осыпанию материалов стены (морозная деструкция материалов на глубину 2 – 3 см.). Постоянное намокание штукатурного слоя стены приводит к поражению материалов штукатурки и слоя краски грибками;

- отсутствие деформационного шва (примыкание слоев благоустройства вплотную к материалам стены) приводит к давлению на облицовку цоколя здания (натуральный камень) из-за неравномерного сезонного колебания (заморозка - оттаивание) материалов стены и материалов благоустройства. В результате плиты облицовки отслаиваются от кладки стены, смещаются вверх, оказывая давление и разрушая прилегающий штукатурный слой стены на всю его толщину;

-отсутствие технического решения по примыканию благоустройства к крыльцам входов привело к смещению блоков облицовки крылец, скапливанию осадков возле стен и входных дверей здания.

В выданном собственнику объекта охраны охранном обязательстве от 17.10.2019 не фиксируется отслаивание плит облицовки от кладки стены, разрушение штукатурного слоя и иные повреждения, отраженные в Заключении от 15.10.2020, значит, по мнению истца, зафиксированные в Заключении от 15.10.2020  повреждения штукатурного слоя, отслаивание плит облицовки, отсутствовали на момент осмотра и выдачи охранного обязательства и находятся в причинной связи с выполненными работами по благоустройству улицы.

В разделе «Выводы» (пункты 2.3.2. и 2.3.3.) Заключения указывается, что состояние облицовки цоколя (природный камень), поверхности кирпичной кладки, штукатурного слоя стены, слоя покраски стены в местах примыкания к стене здания благоустройства неудовлетворительное, необходим ряд мероприятий по устранению негативного воздействия и инженерное решение по примыканию благоустройства к зданию.

Также работы по благоустройству улицы, по утверждению собственника здания, проводились в отсутствие необходимых разрешений и согласий от Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области.

Письмом от 30.04.2020  исх. № 304-70-1489/20  в адрес истца  поступила копия ответа Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 11.03.2020 № 02-76-1680/20 на запрос Заместителя председателя комитета городского обустройства администрации г. Иркутска.

В ответе от 11.03.2020 Служба сообщала о том,  что для получения разрешения на проведение работ, связанных с ремонтом крылец объекта культурного наследия, необходимо представить в службу пакет документов, определенный Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 октября 2015 года№ 2625.

Предложенный Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области пакет документов от Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска в Службу не поступил.

Выявленное негативное воздействие результатов работ по благоустройству улицы Урицкого на состоянию элементов принадлежащего ему здания вынудило ООО «Детский Континент»  неоднократно обращаться в администрацию г. Иркутска с заявлениями о допускаемых нарушениях при проведении работ по благоустройству улицы Урицкого.

Однако действий со стороны администрации по устранению негативных последствий повышения уровня поверхности покрытия улицы,  предпринято не было.

Защита гражданских прав в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Неисполнение администрацией требований истца об устранении нарушения его прав послужило основанием для обращения ООО «Детский Континент» с настоящим иском об обязании восстановить высотные отметки цоколя и входов в здание, относящиеся к высотным характеристикам.

Кроме того, руководствуясь пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ, пунктами 28, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»  просил взыскать с администрации города Иркутска судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта установив начальный период взыскания судебной неустойки начиная с даты истечения трёхмесячного срока восстановления высотных отметок цоколя и входов в здание, до момента фактического исполнения решения суда.

Администрация города Иркутска в отзыве по иску, к которому присоединился представитель Комитета городского обустройства администрации города Иркутска,  сослалась на подготовку и выполнение работ в соответствии с законодательством  о градостроительстве и охране памятников (проект благоустройства, предполагаемый к реализации в 2019 году, был подготовлен на основании результатов соучастного проектирования, рассмотрения на архитектурно-художественных секциях, градостроительном совете, а также заседаний рабочей группы по благоустройству ул. Урицкого);  отсутствием причинной связи между повышением уровня нарушений прав собственника и обязанность последнего нести бремя содержания имущества; не недоказанность оснований требований  (в техническом паспорте на спорный объект недвижимости и  в характеристиках здания не установлено какие должны быть высотные отметки крыльца, заключение не может являться надлежащим доказательством по делу в связи с тем, что эксперт, давший заключение, не был предупрежден об ответственности за дачу ложного заключения и получено вне рамок процесса);      согласно заключению МУП «БТИ» г. Иркутска оба крыльца уже имели просадки по состоянию на 16.04.2019 и обратил внимание на то, что южное и северное крыльцо находятся на разных друг от друга уровнях, в то время как  благоустройство плиточного покрытия укладывалось строго по горизонтали. Никаких доказательств подтверждающих перечисленные в отзыве и приведенных пояснениях возражения суду не представлены, как и не представлен, в частности,  и  муниципальный контракт от 18.06.2019 № 010-64-633/19  на работы по благоустройству улицы Урицкого.

Ранее ответчик утверждал, что согласно положению о комитете городского обустройства администрации города Иркутска, утвержденному решением Думы города Иркутска от 26.05.2011 № 005-20-230343/1, организация благоустройства территории города Иркутска, входит в полномочия комитета и потому  стороной муниципального контракта от 18.06.2019 № 010-64-633/19 по благоустройству общественной территории «Улица Урицкого» является именно комитет.

Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области представила отзыв по иску, где сообщила:

- здание, расположенное по адресу: <...>, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Застройка ул. Урицкого», кон. XIX - нач. XX вв., на основании пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за, регистрационным номером 381721035300005 и по решению исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 24.06.1980  № 294 взято под государственную охрану местного значения памятников истории и культуры г. Иркутска - приказом Службы от 17.10.2019 № 330-спр «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца памятника, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения, «Здание Застройка ул. Урицкого», кон. XIX - нач. XX вв.» утверждено охранное обязательство.

Согласно Правовому режиму использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия (ансамбля) регионального значения - «Застройка улицы Урицкого», утвержденному распоряжением Службы от 27.10. 2011 № 214-спр «Об утверждении границ и режимов объекта культурного наследия - ансамбля «Застройка улицы Урицкого», разрешает:

-           реконструкцию инженерных сетей, не создающих угрозу зданиям памятникам;

-           благоустройство территории, с учетом видов использования усадеб и улицы, а также с учетом формирования условий благоприятного зрительного восприятия ансамбля и близлежащих объектов культурного наследия.

            При этом в  соответствии с пунктом 2 статьи 36  Закона № 73-ФЗ земляные, строительные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 этого же закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, и при условии реализации согласованных региональным органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия.

            Во исполнение требований Закона № 73-ФЗ Комитетом городского обустройства администрации города Иркутска в  составе в Службу проектной документации 30.04.2019 «Проект благоустройства общественной территории «Улица Урицкого» был согласован Раздел 12. Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Застройка улицы Урицкого», кон. XIX - нач. XX вв., шифр: 03/2019-СОКН, выполненный ООО «Наследие», 2019 г., г. Иркутск на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы - Акт государственной историко-культурной экспертизы от 29 апреля 2019 года раздела документации, обосновывающей «Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Застройка улицы Урицкого», кон. XIX - нач. XX вв. при проведении работ по благоустройству.

Суд определением по делу предложил ответчикам представить документы по проектированию благоустройства общественной территории «Улица Урицкого», получению необходимых согласований и проведению соответствующих слушаний, обосновать соответствие проектной документации требованиям градостроительному и охранному законодательству; представить  муниципальный контракт от 18.06.2019 № 010-64-633/19 по благоустройству общественной территории «Улица Урицкого» и документы на его исполнение; когда работы были закончены в отношении здания истца; представить проектную документацию, регламентирующее техническое обустройство брусчатого покрытия с фасадной части здания и крыльцом и обосновать его соответствие техническим нормам и правилам; представить исполнительную документацию по приемке оконченных работы в этой части улицы; описать со ссылкой на правовые и технические нормы условия выполнения работ по благоустройству улиц города в части примыкающих к таким улицам объектам недвижимости третьих лиц, а также передать указанный пакет документов передать истцу не позднее 10 дней даты судебного заседания.

В заседание суда 28.054.2022  ответчики предоставили  муниципальные контракты № № 010-64-267/19 с ООО «Наследие» (на разработку проекта благоустройства общественной территории);   010-64-633/19;  010-64-612/19 с муниципальным унитарным предприятием города Иркутска «Иркутскавтодор» (выполнение работ  по  благоустройству общественной территории)  с проектной и исполнительной   документация, актами о приемке выполненных работ и т.д. на представленном СD-диске; Раздел 12 проекта благоустройства общ. Территории «Улица Урицкого»; Договор на проведение государственной историко-культурной экспертизы от 20 марта 2019 года и Акт государственной историко-культурной экспертизы Акт № 94 от 20 октября 2019 года и пояснил.

С целью разработки проектной документации по благоустройству ул. Урицкого в 2019 году Комитетом по обустройству был заключен с ООО «Наследие» муниципальный контракт № 010-64-267/2019 от 20.03.2019, техническим заданием к которому подрядчик обязывался  предусмотреть мероприятия, направленные на сохранение памятников, расположенных в границах ансамбля застройки ул. Урицкого, а также разработать документацию в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ; СП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и других строительных норм и правил.

Во исполнение контракта ООО «Наследие» заключило 20.03.2019 с государственным экспертом ФИО3 на проведение государственной историко-культурной экспертизы раздела документации «Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Застройка улицы Урицкого», как раздела, входящего в состав проектной документации - «Благоустройство улицы Урицкого в городе Иркутске». По результатам экспертом был составлен акт государственной историко-культурной экспертизы с положительными заключением и сформирован следующий вывод: «Анализ принятых и разработанных мероприятий позволяет сделать вывод, что соблюдение мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Застройка улицы Урицкого» при проведении в непосредственной близости от него строительных работ, исключает возможность повреждения и негативного влияния на памятник. Документация по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения соответствует законодательными требованиям РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия», что указывает, по мнению администрации и комитета по обустройству, на выполнение подготовку к выполнению работ в соответствии с соответствующим законодательством.

Выполнение работ по «Благоустройство улицы Урицкого в городе Иркутске» муниципальным контрактом  от 18.06.2019 № 010-64-633/19  было поручено МУП города Иркутска «Иркутскавтодор».

ООО «СНИДО», которому  на основании заключенного с ним  13.06.2019 муниципального контракта № 010-64-612/19 года было поручено оказание услуг по контролю качества за выполнением работ по благоустройству ул. Урицкого, подтверждено соответствие выполненных работ по благоустройству ул. Урицкого требованиям проектной документации.

Приведенные доказательства, как полагают ответчики, свидетельствуют о принятии им всех необходимые меры для недопущения возникновения негативных последствий для памятников культурного наследия при проведении работ по благоустройства улицы Урицкого в г. Иркутске и проведении работ по благоустройству в соответствии с законодательством  РФ.

В части обоснования соответствия проектной документации требованиям градостроительного законодательства, обоснования соответствия проектной документации, регламентирующей техническое обустройство брусчатого покрытия с фасадной части здания и крыльцом техническим нормам и правилам; описания со ссылкой на правовые и технические нормы условия выполнения работ по благоустройству улиц города в части,  примыкающих к таким улицам объектам недвижимости третьих лиц,  ответчик сообщил об отсутствии у него возможности предоставить данную информацию в связи с отсутствием у представителя профильного образования, отсутствия специальных знаний и навыков в данной сфере, необходимых для предоставления доводов для обоснования вышеуказанных вопросов.

В этой связи суд обращает внимание ответчиков на то, что сообщение  представителя ответчиков об отсутствии у него возможности предоставить пояснения и доказательства по поставленным судом на обсуждение вопросам  ввиду отсутствия у него профильного образования, отсутствия специальных знаний и навыков в данной сфере, не освобождает их от возложенной на них  статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанности как обоснования своих возражений, так и несения как это предусмотрено в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ негативных последствий неисполнения своих процессуальных обязанностей (см.также разъяснения пункта 2, 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции»).

Суд также в соответствии с требованиями  статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктов 36, 37  постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021  № 46 подчеркивает, что отношения между сторонами согласно квалификации истца возникли не из причинения вреда как это пытаются представить ответчика, а из вещных правоотношений, а потому не могут регулироваться правилами статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, а регулируются нормами, регламентирующими вещные правоотношения.

Суд, с учетом положений пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 46 ,  удовлетворил ходатайство ответчиков о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в соответствии ООО «Наследие» и  ООО «Урбан План».

В очередное заседание суда истцом представлены дополнительные пояснения.

В составе электронной документации, предоставленной ответчиком в судебном заседании 29.04.2022, судом  приобщен Проект благоустройства ул. Урицкого в г. Иркутске (1-ый этап) Рабочая документация. Раздел 5 «Проект организации строительства»  и  Рабочая документация 28/17-ГП Том 2. Генеральный план.

Согласно пункту 6.8. «28/17-ПОС» проектом определен следующий перечень ответственных работ, скрываемых последующими работами, которые оформляются актами освидетельствования скрытых работ: -геодезическая разбивочная основа для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей; -геодезическая разбивка осей сооружений.

Графическая часть (Стройгенплан) «28/17-ПОС.ГЧ», содержит три листа: План демонтажа М 1:500; План монтажа освещения М 1:500; План благоустройства М 1:500.

На указанных планах отражена информация о высотных отметках, в том числе и высотных отметках у здания истца.

Сведения о высотных отметках, отраженных в Графической части «28/17-ПОС.ГЧ» относительно здания истца совпадают с данными, содержащимися в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) № 755 от 16.04.2019 г., на которые идет ссылка в Заключении МУП БТИ г. Иркутска № 213м/21 от 13.12.2021.

Так по состоянию на апрель 2019 года, высотные отметки здания составляли у южного угла здания 432.34, между южным и северным крыльцом 432.41 и от северного крыльца в сторону ул. Карла Маркса 432.45, что отражено также на листе № 2 Проекта «28/17-ГП» План демонтажа М 1:500 и Ведомости демонтажных работ.

На листах  № 4 и № 5  Проекта «28/17-ГП» План организации рельефа М 1:500, по мнению истца, проектировщиком обществом с ограниченной ответственностью «Урбан План» допущены описки  -  существующие высотные отметки (обозначены черным цветом) у здания истца обозначены у южного угла здания  - 432.43, у южного крыльца - 432.39 и у северного крыльца 432.44, что повлекло к завышению проектируемых отметок (обозначены красным цветом) у южного угла здания 432.50 у южного крыльца 432.47 и у северного крыльца 432.46,  по мнению истца, завышены  на 9 см., вместо отметки 432.34 указана отметка 432.43; на листе № 5 Проекта «28/17-ГП» План земляных масс М 1:500 к обозначению существующих высотных  отметок  у здания истца в также в завышенных показателях -  432.44, между южным и северным крыльцом 432.44 и от северного крыльца в сторону ул. Карла Маркса 432.45 (завышена на 10 см., вместо отметки 432.34 указана отметка 432.44.

К представленному ранее Заключению МУП БТИ г. Иркутска № 213м/21 от 13.12.2021  приобщена Схема высотной съемки координирования благоустройства возле здания по адресу: <...> от 07.12.2021.

Согласно Схемы от 07.12.2021 г., фактические высотные отметки составляют:

- у южного угла здания высотная отметка 432.55, вместо запроектированных 432.50. Разница в сторону увеличения 5 см. от проектной;

- у южного крыльца здания высотная отметка 432.54, вместо запроектированной 432.47. Разница в сторону увеличения 7 см. от проектной;

- у северного крыльца здания высотная отметка 432.56, вместо запроектированной 432.46. Разница в сторону увеличения 10 см от проектной.

Перечисленные выше документы, как полагает истец, свидетельствуют о выполнении работ по благоустройству улицы Урицкого в г. Иркутске в спорных местах не в соответствии с Проектом «28/17-ГП»; в приобщенных ответчиком документах на бумажном носителе и в электронном виде отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что геодезической службой была проведена проверка геометрических размеров, координат и высотных отметок в рабочих чертежах и согласование в установленном порядке вопросов по устранению обнаруженных в них неувязок, что является нарушением статьи  52 Градостроительного кодекса РФ.

Истец обратил внимание и на то, что в пакете документов, предоставленной Администрацией г. Иркутска, отсутствует договор с аккредитованной организацией на проведение мониторинга за состоянием оснований, фундаментов и несущих конструкций ОКН, а также документы, подтверждающие факт проведения такого мониторинга и соответственно результаты мониторинга, хотя мониторинг был предусмотрен абзацем 2 пункта 16.1. Акта государственной историко-культурной экспертизы от 29.04.2019., составленного государственным экспертом ФИО3, а на всех графических изображениях Проекта благоустройства улицы Урицкого в г. Иркутске, предоставленного ответчиком, здание истца изображено с крыльцом у каждого входа с двумя ступенями, однако после проведения благоустройства крыльцо стало больше напоминать «ванну», в которой после осадков скапливается вода, влияющая и на конструктивные элементы здания.

Истец представил документы по отделки фасада в 2015 году мрамором.

Ответчик дал следующие дополнительные пояснения по делу. Требования к благоустройству территорий общественного назначения города Иркутска изложены в Правилах благоустройства территории города Иркутска, утвержденных Решением Думы г. Иркутска от 25.12.2008 № 004-20-560950/8.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Правил 1. Проектирование общественных пространств общегородского и районного значения следует осуществлять по индивидуальным проектам на основе комплексного анализа территории с учетом мнения субъектов городского развития.

Проект благоустройства улицы Урицкого был разработан с учетом мнения общественности города Иркутска: на стадии разработки проектной документации по благоустройству улицы Урицкого 31 января 2018 года администрацией города Иркутска была проведена проектная сессия по соучаствующему проектированию в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в Правобережном округе 31 января 2018 г. в бизнес-центре Троцкий.

Информация с приглашением для посещения указанной проектной сессии была опубликована в электронной сети на сайтах . По результатам проведенной проектной сессии был составлен отчет (прилагается). Мероприятие посетило ПО человек, в том числе территориальные общественные самоуправления, научное сообщество, советы ветеранов, бизнес сообщества, учащиеся художественных школ и др.

 У Истца была возможность на стадии разработки проекта благоустройства улицы Урицкого внести свои замечания и предложения по проекту, которой он не воспользовался.

Кроме того, оба крыльца уже имели просадки до проведения работ по благоустройству, а именно:  согласно заключению МУП «БТИ» г. Иркутска от 13.12.2021 оба крыльца уже имели просадки по состоянию на 16.04.2019,  южное и северное крыльцо находятся на разных друг от друга уровнях и истец как  собственник здания в  соответствии со статьей 210 ГК РФ должен нести бремя их содержания.

Руководитель проектной организации - общества с ограниченной ответственностью «Урбан План» (третье лицо)  пояснил, что доводы истца ранее озвучены не были , а потому просил время для подготовки отзыва по иску, в частности, сообщил о том, что при разработке проекта благоустройства были учтены особенности прилегающих к улице Урицкого улиц К.Маркса и Дзержинского, которые способствовали систематическому подтоплению зданий по ул.Урицкого и принято решение для преодоления таких последствий повысить уровень покрытия.

Суд предложил сторонам рассмотреть вопрос о назначении технической экспертизы по вопросу необходимости повышения уровня покрытия улицы Урицкого и истцу конкретизировать способ восстановления возможно нарушенных прав.

Суд обратил внимание истца на отсутствие отмостки у принадлежащего ему здания, а также на факт того, что и ранее уличное покрытие в отсутствие отмостки вплотную примыкало к стене здания без каких-либо технических переходов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 51, 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Отложить судебное заседание на 02.08.2022 на 15 час. 40 мин. в помещении арбитражного суда по адресу: 664025, г. Иркутск, б. ФИО4, 70, кабинет № 321, судья Архипенко А.А., телефон № <***> (специалист Доновская Н.Н.).Дата судебного заседания определена с учетом очередного отпуска судьи.

Истцу – направить в адрес третьих лиц исковых заявления со всеми приложениями и доказательства отправки представить в суд, назвать и обосновать неисполненные или ненадлежащим образом исполненные ответчиками при организации проектирования и проведении работ правовые и технические нормы, обосновать причинную связь между работами и выявленными недостатками, а также назвать основания возложения их именно на ответчиков;  конкретизировать способ восстановления возможно нарушенных прав; подтвердить тождественность  (идентичность)  материалов  крыльца, которые ранее были использованы при строительстве объекта, обосновать возможность эксплуатации здания без отмостки и учесть последствия ее отсутствия на мраморные плиты облицовки цоколя здания.

Ответчику и проектировщику (третьему лицу) - обосновать соответствие проектной документации требованиям градостроительному и охранному законодательству; обосновать соответствие выполненных работ  техническим нормам и правилам; описать со ссылкой на правовые и технические нормы условия выполнения работ по благоустройству улиц города в части примыкающих к таким улицам объектам недвижимости третьих лиц,  опровергнуть доводы истца о завышении уровня покрытия и ошибке в проектное документации.

Сторонам рассмотреть вопрос о назначении технической экспертизы по вопросу необходимости повышения уровня покрытия улицы Урицкого

Третьим лицам – отзыв по иску с объяснениями по существу возникших вопросов со ссылкой на технически и правовые нормы и доказательства. 

Указанный пакет документов передать истцу не позднее 10 дней даты судебного заседания.

Явка со стороны каждого из ответчиков компетентных и профессиональных представителей обязательна.

Суд разъясняет, что в случае, если в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, а их явка в соответствии с настоящим Кодексом была признана обязательной арбитражным судом, суд может наложить на указанных лиц судебный штраф в порядке и в размерах, которые предусмотрены в главе 11 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья                                                                                                        А.А. Архипенко