АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о приостановлении производства по делу
г. Иркутск Дело № А19-3861/2020
06 мая 2020 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Козловой И.В., при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной А.А., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ "ЕВРОПЛАЗА" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 20.01.2010, адрес: 664011, <...>) к Российской Федерации в лице ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 30.09.2008, адрес: 664003, <...>), МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 13.06.1995, адрес: 109012, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД ТЕАТРАЛЬНЫЙ, 3) о взыскании 50 000 руб.,
при участии в судебном заседании: стороны не присутствовали; установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ "ЕВРОПЛАЗА" (далее – истец, ООО "СК "ЕВРОПЛАЗА") обратилось в
Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ИРКУТСКОЙ, МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (далее – ответчик, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) о взыскании 50 000 руб.
Истец ходатайств не заявил.
Ответчик направил отзыв на исковое заявление, заявив возражения по существу заявленных требований.
От всех сторон ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости приостановления производства по делу исходя из следующих обстоятельств.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 02.04.2020 с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены нерабочие дни.
Указ «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 28.04.2020 установил с 6 по 8 мая 2020 г. включительно нерабочие дни.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приостановлен личный прием граждан в судах.
Таким образом, лица, участвующие в деле, ограничены в допуске в судебные заседания. При этом от всех лиц, участвующих в деле, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» предусмотрено, что отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ (далее - орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в частности, о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» если орган государственной власти, уполномоченный на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ отвечать в судах от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, имеет территориальные органы с правами юридического лица и вред причинен гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц такого территориального органа, то иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа, действиями должностных лиц которого причинен вред (статья 28 ГПК РФ, статья 35 АПК РФ), если иное не предусмотрено законодательством.
При этом в любом случае выступать от имени Российской Федерации в суде будет федеральный орган государственной власти.
Поскольку ответчиком по требованию о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, является ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, являющийся органом государственной власти, и взыскание подлежит исполнению за счет бюджетных средств, арбитражный суд приходит к выводу необходимости постановки на обсуждение сторон вопроса о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, финансового органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации.
Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, пунктом 1 раздела I которого разъяснено, что в случае необходимости суд, арбитражный суд вправе приостановить производство по делу (часть 5 статьи 3, пункт 4 статьи 144 АПК РФ), если лица, участвующие в деле, лишены возможности присутствовать в судебном заседании в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.
Учитывая невозможность явки сторон в судебное заседание для дачи пояснений, необходимых для правильного и всестороннего рассмотрения дела по существу, в том числе о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, финансового органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, отсутствие ходатайств о рассмотрении дела без участия сторон, объявления периода с 04.04.2020 по 11.05.2020 нерабочими днями на территории Российской Федерации, что по существу лишает арбитражный суд и лиц, участвующих в деле, возможности совершения процессуальных действий, предусмотренных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по сбору и представления доказательств, арбитражный суд считает необходимым приостановить производство по настоящему делу.
Производство по настоящему делу приостанавливается применительно к пункту 4 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, до снятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(COVID-19) и принятия распоряжения (акта) Верховного Суда Российской Федерации о снятии ограничений на личный прием граждан в судах.
При этом, арбитражный суд обращает внимание лиц, участвующих в деле, на право заявления ходатайства о возобновлении производства по делу при устранении обстоятельства, послуживших основанием для приостановления производства оп делу.
Руководствуясь статьями 144, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
приостановить производство по делу № А19-3861/2020 до снятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и принятия распоряжения (акта) Верховного Суда Российской Федерации о снятии ограничений на личный прием граждан в судах.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Судья И.В. Козлова