ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-42/18 от 04.09.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск
«06» сентября 2018 года Дело № А19-42/2018
Резолютивная часть определения объявлена «04» сентября 2018 года

Определение в полном объеме изготовлено «06» сентября 2018 года 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Александровой О.О., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мытник Е.С.,  рассмотрев в судебном заседании ходатайство ФИО1 об  исключении имущества из конкурсной массы, 

по делу по заявлению гражданки ФИО2  (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения гор. Шелехов Иркутской области, СНИЛС  <***>, ИНН <***>, место жительства: 666036, <...>) о признании ее банкротом, 

при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,

установил:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.04.2018 (резолютивная часть  решения от 03.04.2018) ФИО2 (далее ФИО1) признана банкротом, в отношении должника введена процедура реализации  имущества гражданина, финансовым управляющим имуществом должника утвержден  арбитражный управляющий ФИО3 (далее ФИО3). 

ФИО4 02.07.2018 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с  ходатайством об установлении ежемесячных выплат на личные нужды, в котором просит  выделять ежемесячно в течение срока проведения процедуры реализации имущества  гражданина из конкурсной массы денежные средства в размере прожиточного минимума 


для работающего на оплату личных нужд должника, а также прожиточный минимум на  ребенка. 

ФИО4, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного  разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайств не направила. 

Финансовый управляющий ФИО3, надлежащим образом извещённый о  времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств  не направил. 

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, ходатайства не  направили; о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим  образом (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее АПК РФ). 

Ходатайство рассматривается в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в их отсутствие. 

Исследовав представленные в материалы ходатайства доказательства, суд установил  следующее. 

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального  закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее Закон о  банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным  судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом и Законом о банкротстве, с  особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы  несостоятельности (банкротства). 

Согласно статье 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся  на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и  введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты  принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением  имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи. 

По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о  банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы  имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть  обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого  существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость  имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с  положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей. 

Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в  соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о  чем выносится определение, которое может быть обжаловано. 


Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено  взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. 

Из приведенной нормы следует, что при решении вопроса об исключении  имущества из конкурсной массы ключевым вопросом является возможность обращения на  него взыскания в соответствии с действующим законодательством. 

В соответствии с частью 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть  обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности,  в том числе: продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной  величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на  его иждивении. 

Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации № 45 от 13.10.2015 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие  процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» при  рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных  предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого  баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в  том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности). 

Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о  банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о  предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и  содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении  ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном  размере на оплату личных нужд. Названные ходатайства рассматриваются судом в  порядке статьи 60 Закона о банкротстве. 

Российская Федерация является социальным государством, политика которого  должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и  свободное развитие человека. 

В настоящее время государственным ориентиром в области социального  обеспечения является прожиточный минимум, закрепленный Федеральным законом «О  прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ от 24.10.1997 (далее Закон о  прожиточном минимуме). 

Прожиточный минимум необходим при установлении гражданам государственных  гарантий получения минимальных денежных доходов и представляет собой стоимостную  оценку потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. 


В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор  продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения  здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. 

В статье 6 Закона о прожиточном минимуме установлено, что семья (одиноко  проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже  величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте  Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение  социальной поддержки. 

Таким образом, обеспечение величины прожиточного минимума для своих граждан  – одна из важнейших задач Российского государства в рамках его социальной политики. 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о прожиточном минимуме  прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки  уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной  политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на  федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения  устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других  социальных выплат; формирования федерального бюджета. В аналогичных целях  устанавливается прожиточный минимум в субъектах РФ. 

Согласно пункта 1 стати 4 Закона о прожиточном минимуме (в ред. 03.12.2014)  величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально- демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах  Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4  настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и  данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне  потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты  питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и  сборам. 

Как указано выше, ФИО1 признана банкротом решением Арбитражного суда  Иркутской области от 09.07.2018. 

Согласно постановлению Правительства Иркутской области № 46-пп от 30.01.2018  «Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за IV  квартал 2017 года» величина прожиточного минимума за IV квартал 2017 года в целом по  Иркутской области в расчете на душу населения составляет 9 825 руб., для  трудоспособного населения – 10 413 руб., пенсионеров – 7 921 руб., детей – 10 030 руб.;  по районам Крайнего Севера Иркутской области и местностям, приравненным к районам 


Крайнего Севера, в расчете на душу населения составляет 11 895 руб., для  трудоспособного населения – 12 657 руб., пенсионеров – 9 566 руб., детей – 12 198 руб. 

В подтверждение необходимости исключения ежемесячно из конкурсной массы  денежных средств на личные нужды должника в размере прожиточного минимума для  трудоспособного населения ФИО1 представлены трудовая книжка, из которой  следует, что ФИО1 работает в АО «Иркутсккабель» скрутчиком изделий  кабельного производства третьего разряда; справки о доходах физического лица (форма 2- НДФЛ), согласно которым общий размер дохода ФИО1 за два месяца 2018 года  составил 59 330 руб. 28 коп. 

Учитывая право должника на достойную жизнь, суд приходит к выводу о  возможности исключения из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве  ФИО1 за счет дохода денежных средств в размере величины прожиточного  минимума, установленного для трудоспособного населения в Иркутской области. 

Из материалов дела также усматривается, что на иждивении ФИО1  находится дочь ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является студенткой  очной формы обучения на бюджетной основе ГБПОУ ИО «Иркутского техникума  архитектуры и строительства» в г. Шелехове, что подтверждается паспортом ФИО5, справкой от 18.12.2017 ГБПОУ ИО «Иркутского техникума архитектуры и  строительства» в г. Шелехове. 

Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и  детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное  право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38). 

Положениям Конституции Российской Федерации, обусловливающим  необходимость обеспечения на основе общепринятых в социальных государствах  стандартов родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно  выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования  Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989  года), которая исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех  сферах жизни обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и  административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их  благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей,  опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (пункт 2 статьи 3  Конвенции). 


Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка на получение  содержания от своих родителей (пункт 1 статьи 60) и корреспондирующую этому праву  обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  законодатель, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты  имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица  (кредитора, взыскателя), должен исходить из направленности политики Российской  Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ  правового статуса личности; конкретный размер удержания из заработной платы и иных  доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с  учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких  принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина  и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования  должника-гражданина и членов его семьи; при определении размера удержания из  источника дохода, являющегося для должника единственным источником существования,  надлежит учитывать, в числе прочего, размер этого дохода с тем, чтобы обеспечить  самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их  нормального существования (Постановление от 12.07.2007 № 10-П, Определения от  13.10.2009 № 1325-О-О, от 15.07.2010 № 1064-О-О, от 17.01.2012 № 14-О-О). 

В силу пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации порядок и  форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями  самостоятельно, соответственно, возможность (или невозможность) содержания  несовершеннолетних детей вторым родителем, должна учитываться в случае  предоставления таких доказательств суду. 

Подлежащие ежемесячному исключению из конкурсной массы денежные средства  должны гарантировать должнику и его несовершеннолетним детям условия, необходимые  для их нормального существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной  жизни. 

Таким образом, разрешая вопрос об исключении из конкурсной массы должника  суммы в размере прожиточного минимума на каждого ребенка, необходимо соотнести две  правовые ценности: права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического,  умственного, духовного, нравственного и социального развития (статья 27 Конвенции о  правах ребенка от 20.11.1989), с одной стороны, и закрепленное в статьях 307 и 309  Гражданского кодекса право кредитора по гражданско-правовому обязательству получить 


от должника надлежащее исполнение, с другой стороны, - и установления между  названными ценностями баланса. 

При этом под соответствующим балансом не может пониматься равенство интересов  детей как кредиторов по алиментам либо иным выплатам и обычных гражданско- правовых кредиторов. Коль скоро Российская Федерация является социальным  государством (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), под защитой  которого находятся материнство и детство (часть 1 статьи 38 Конституции Российской  Федерации), интересы детей имеют приоритетное значение по отношению к обычным  кредиторам. Равным образом данный вывод следует из положений пунктов 2 и 3 статьи  213.27 Закона о банкротстве, согласно которым алиментные требования либо требования  по выплатам к гражданину-банкроту в отличие от иных требований подлежат  первоочередному удовлетворению. 

Следовательно, при определении баланса интересов кредиторов, должника и его  детей не подлежит учету ссылка на ухудшение заявленным должником размером суммы,  подлежащей исключению из конкурсной массы должника на содержание детей в размере  прожиточного минимума на каждого ребенка, положения кредиторов по обязательствам с  более низкой очередностью удовлетворения. 

Для определения баланса интересов кредиторов и детей должника необходимо  установить, что заявленный должником размер суммы, подлежащей исключению из  конкурсной массы должника на содержание детей, носит явно завышенный и чрезмерный  характер, чем может быть причинен вред иным кредиторам гражданина. При этом  необходимо исходить не из относительного (процентного) показателя, а из абсолютной  величины денежных средств, выделенных каждому ребенку. 

Такие доказательства в материалы дела не представлены.

Право на получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального,  высшего образования в РФ предусмотрено Конституцией РФ, государство гарантирует его  общедоступность. 

Поскольку дочь должника ФИО5 на дату рассмотрения настоящего заявления  является студентом очного отделения на бюджетной основе ГБПОУ ИО «Иркутского  техникума архитектуры и строительства» в г. Шелехове, последняя на основании статьи 2  Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации» относится к нетрудоспособным гражданам. 

Исходя из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и  кредиторов, а также в силу прямого указания абзаца 8 части 1 статьи 446 Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, что учитывая 


возраст Ивановой В.О. и дату окончания учебного заведения (июнь 2019 г.), а также  учитывая, что у совершеннолетнего ребенка должника - Ивановой В.О. имеется отец  Иванов О.Г., сведения о нетрудоспособности которого в материалы дела не представлены,  суд считает возможным ежемесячно, с даты открытия процедуры реализации имущества и  до ее завершения из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве Ивановой  М.М., исключать денежную сумму, составляющую ½ величины прожиточного минимума,  установленную на территории Иркутской области для детей на совершеннолетнего  ребенка должника в период его обучения на очном отделении образовательного  учреждения. 

Возражения относительно ходатайства ФИО1 об исключении имущества из  конкурсной массы лицами, участвующими в деле не заявлены. 

При таких обстоятельствах, с учетом представленных ФИО1 материалы  ходатайства сведений и доказательств, а также того, что решением арбитражного суда  введена процедура реализации имущества гражданки ФИО1, арбитражный суд  приходит к выводу об обоснованности заявленного ФИО1 ходатайства и  исключении из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве ФИО1,  ежемесячно, начиная с апреля 2018 г. за счет сумм дохода денежных средств в размере не  более величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, а также  денежные средства, составляющие ½ величины прожиточного минимума, установленного  на территории Иркутской области для детей, на содержание совершеннолетнего ребенка  ФИО1 в период его обучения на очном отделении образовательного учреждения. 

Принимая во внимание, что величина прожиточного минимума на душу населения и  по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской  Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев,  предусмотренных пунктами 3 и 4 пункта статьи 4 Федерального закона «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации») определяется ежеквартально, арбитражный суд  приходит к выводу об удовлетворении ходатайства без установления фиксированного  размера величины прожиточного минимума. 

Размер денежных средств подлежит определению с учетом величины прожиточного  минимума, установленного в каждый период, в который подлежат исключению денежные  средства. 

Руководствуясь статьями 60, 213.25 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 184, 185, 223 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:


ходатайство удовлетворить.

Исключать ежемесячно, начиная с апреля 2018 года, из конкурсной массы,  формируемой в деле о банкротстве ФИО1, за счет сумм дохода  денежные средства в размере не более величины прожиточного минимума для  трудоспособного населения, а также денежные средства, составляющие ½ величины  прожиточного минимума, установленного на территории Иркутской области для детей, на  содержание совершеннолетнего ребенка ФИО1 в период его  обучения на очном отделении образовательного учреждения. 

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный  суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его  вынесения. 

 Судья О.О. Александрова