АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
Е-mail: sud@irkutsk.arbitr.ru
Интернет-сайт арбитражного суда (http://irkutsk.arbitr.ru.)
тел. (395-2) 24-12-96, факс (395-2) 24-15-99
г. Иркутск Дело №А19-5010/08-46
«26» мая 2008 г.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
к Обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная жилищно-строительная компания»
о взыскании 221 902 руб. 82 коп.
при участии представителей:
от истца:
от ответчика:
установил:
Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области заявлен иск о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная жилищно-строительная компания» в пользу ФИО1 неустойки в размере 221 902 руб. 82 коп., понуждении ответчика исполнить обязательства по гарантийному письму №30/0139 от 29.02.2008г.
Ответчик заявил о прекращении производства по делу в связи с тем, что данный спор не подведомственен арбитражному суду.
В судебном заседании 20 мая 2008 года объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 26 мая 2008 года. После перерыва слушание продолжено при участии тех же представителей сторон.
Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела суд установил.
Компетенция арбитражных судов и сфера их юрисдикции установлена ст. 127 Конституции РФ и в ст.ст. 4, 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Согласно ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, указанных в Кодексе и иных федеральных законах, другими организациями и гражданами.
Следовательно, определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав, предмет спора, экономический характер требования.
Предметный критерий разграничения подведомственности исходит из того, что все экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. все споры в сфере бизнеса, относятся к подведомственности арбитражных судов.
При отнесении конкретного спора к экономическому представляется заслуживающим внимание подход, при котором определяющее значение имеет сфера общественных отношений, где возник данный спор. Экономический спор можно также определить как спор из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, возникший в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, или в связи с обеспечением доступа к такой деятельности, а также с предъявлением юридическими лицами иных требований экономического (имущественного характера). При этом экономический характер спора должен отражать существо взаимоотношений между спорящими сторонами, содержание правоотношения, из которого возник спор или требование.
Деятельность ООО «ТСЖК» по строительству многоэтажных жилых домов является видом экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993г. №17, и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст.
Однако, отношения экономического характера, из которых возник спор или требование, должны быть таковыми для обеих сторон спора, тем не менее, отношения из которых возник данный спор, экономического характера для истца не носят.
Пунктом 5 ст. 29 Кодекса допускается возможность отнесения федеральным законом к подведомственности арбитражных судов дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Право на предъявление иска от своего имени в защиту публичных интересов, в случаях, предусмотренных федеральным законом, имеют государственные и иные органы (п.1 ст. 53 АПК РФ).
Таким образом, в настоящее время в АПК РФ закреплены два условия обращения государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту прав других лиц: во-первых, возможность такого обращения должна быть прямо предусмотрена федеральным законом, и, во-вторых, целью обращения должна быть защита публичных интересов.
Предъявление иска со стороны этих органов может последовать в тех случаях, когда заинтересованные лица по тем или иным причинам не могут сами обратиться в суд за защитой своих прав, тогда обращение в суд может последовать со стороны тех лиц, которые не являются субъектами спорного материального правоотношения.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется данное строительство. Контролирующий орган вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства (ч. 5 п. 8 ст. 23).
Правовое положение этих участников процесса определяется тем, что они имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступают в защиту других лиц, когда нарушены публичные интересы. Истцом в материально-правовом смысле является то лицо, в защиту которого предъявлен иск.
Как усматривается из материалов дела, отношения между ООО «ТЖСК» и непосредственно гражданкой ФИО1 вытекают из заключенного договора участия в долевом строительстве и являются отношениями гражданско-правового характера, выражающими исключительно частный интерес.
Истец, выступая в защиту прав и интересов стороны договора участия в долевом строительстве гражданки ФИО1, представляет частные интересы физического лица, не имеющие отношения к публичным отношениям, т.е. интересам общества и государства в целом.
Таким образом, содержание правоотношений также не позволяет отнести данный спор к подведомственности арбитражного суда.
Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских правоотношений относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
На основании вышеизложенного, суд, установив, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде прекращает производство по делу.
Руководствуясь ст. ст. 150, 151, 184, 185, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия.