ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-5080/15 от 13.05.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Иркутск                                                                                               Дело  А19-5080/2015

«20» мая 2015 года

Резолютивная часть определения объявлена  в судебном заседании  13.05.2015 года.

Определение в полном объеме изготовлено 20.05.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области  в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновым А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюФИО1 (ИНН <***>)

к Октябрьскому районному суду г. Иркутска, Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Иркутской области

о признании незаконным бездействия,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, ФИО2

от ответчиков: ФИО3 - представитель Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Иркутской области по доверенности,

установил:

ФИО1 (далее заявитель)  обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Октябрьского районного суда г. Иркутска  и  Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Иркутской области в необеспечении надлежащей реализации конституционного права ФИО1 на обращение (личный прием) в рамках проведения общероссийского дня приема граждан в День Конституции Российской Федерации 12.12.2014 в государственный орган - Октябрьский районный суд г. Иркутска в порядке, предписанном поручением Президента Российской Федерации № ПР-936 от 26.04.2013. и обязании Октябрьского районного суда г. Иркутска к исполнению обязанности по обеспечению надлежащей реализации конституционного права ФИО1 на обращение (личный прием) в порядке, предписанном поручением Президента Российской Федерации № ПР-936 от 26.04.2013  в  кратчайший срок (не более 1 недели).

В судебном заседании заявитель и его представитель  требования поддержали. ФИО1  сослался на  доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчиков в судебном заседании требования не признал.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд пришел к выводу, что производство по делу подлежит прекращению на основании следующего.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В  соответствии  с разъяснением по вопросу подведомственности дел арбитражному суду, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» критериями отнесения споров к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Следовательно, к подведомственности арбитражного суда относятся лишь те спорные правоотношения, которые возникают в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и непосредственно связаны с осуществлением такой деятельности. При этом, само по себе наличие статуса индивидуального предпринимателя и юридического лица не дает основания для безусловного отнесения спора с их участием к подведомственности арбитражного суда.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

На основании части 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом,  для реализации права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, заявитель  должен указать  на несоответствие оспариваемых действий (бездействия)  определенному закону либо иному нормативному акту, а также указать, какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемыми действиями (бездействием).

Как  следует из материалов дела, ФИО1,  как физическое лицо, гражданин Российской Федерации, житель г. Иркутска  в рамках проведения общероссийского дня приема граждан в День Конституции Российской Федерации 12.12.2014 прибыл в Октябрьский районный суд г. Иркутска в 13 час. 28 мин.  12.12.2014г.  на личный прием  к председателю Октябрьского районного суда г. Иркутска,  однако  не был пропущен охраной в связи с обеденным перерывом в период с 13-00 час. до 14-00 час.

Полагая, что Октябрьским районным судом г. Иркутска допущено бездействие в виде необеспечения надлежащей реализации конституционного права гражданина  ФИО1 на обращение (личный прием) к председателю Октябрьского районного суда г. Иркутска в период времени с 12-00 час. до 20-00 час. в рамках проведения общероссийского дня приема граждан в День Конституции Российской Федерации 12.12.2014 в государственный орган - Октябрьский районный суд г. Иркутска в порядке, предписанном поручением Президента Российской Федерации № ПР-936 от 26.04.2013,  ФИО1 обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.

Суд полагает, что данный спор не относится к подведомственности арбитражного суда и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку характер данного спора не свидетельствует о его экономической основе, спор не связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью и затрагивает права ФИО1 как физического лица.

Доказательств  обратного  суду не представлено.

Из самого  заявления усматривается,  что ФИО1  обратился  в  арбитражный суд именно как физическое лицо, права и законные интересы ФИО1 в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым бездействием не нарушены, данное обстоятельство  также не препятствуют осуществлению заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявление не может быть рассмотрено арбитражным судом ввиду  не подведомственности данного спора арбитражному суду.

Кроме того, из положений части 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не следует, что в арбитражном суде могут быть оспорены действия (бездействия) судов общей юрисдикции, должностных лиц судов общей юрисдикции. Жалоба на действия (бездействия) судьи, в данном случае, председателя Октябрьского районного суда г. Иркутска,  не может быть рассмотрена  арбитражным судом в  исковом порядке, а также  в  порядке главы 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законодательством  предусмотрен  иной порядок рассмотрения  действий (бездействий) судьи,  а именно,  Законом Российской Федерации  «О статусе судей в РФ»,  Федеральным законом  «Об обществах судейского сообщества в  Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

В силу п. 3  ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1  части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

определил:

производство по делу прекратить.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета Российской Федерации   госпошлину в размере 300 рублей

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную  силу.

     Судья                                                                                                         Л.А.Куклина