АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отложении судебного разбирательства
г. Иркутск Дело №А19-5271/2022
23.08.2022
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 16.08.2022
Определение в полном объеме изготовлено 23.08.2022.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Архипенко А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Станотиной В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства» (664007, Иркутская область, Иркутск город, Бабушкина улица, 14, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» (665268, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об обязании снести объект,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 (доверенность от 25.02.2022 № 28, паспорт),
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом),
установил:
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства» обратилось с исковым заявлением к муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» с требованиями:
- обязать осуществить демонтаж (снос) памятного камня, установленного в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск на км 1486+600 – км 1497+000 (справа), на участке г. Тулун, в границах земельного участка с кадастровым номером 38:30:000000:37, имеющий размеры: высота 2,30 м., ширина 2,35 м., толщина 0,80м. с координатами в системе координат МСК-38: т. 1 Х=636213.83, Y=2286258.42; т. 2 Х=636216.06, Y=2286260.11;
- взыскать судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый месяц неисполнения судебного акта, начиная со следующего месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик в представленном отзыв на исковое заявление указал на то, что не является собственником спорного объекта, потому считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того, считает, что памятный камень не попадает в треугольник видимости, потому оснований для его демонтажа нет.
Обстоятельства дела.
В собственности Российской Федерации находится участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на км 1486+600 - км 1497+000, на участке г. Тулун, с кадастровым номером 38:30:000000:37.
Для целей обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранения, а также улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния, повышения пропускной способности, указанный земельный участок закреплен на праве оперативного управления за Федеральным казенным учреждением «Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства» (Выписка из ЕГРН от 18.11.2021г. № КУВИ-99/2021/432180852).
В целях соблюдения требований по безопасности дорожного движения и руководствуясь статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», 21.07.2020 Управлением была обследована автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск -Кемерово - Красноярск - Иркутск на км 1486+600 - км 1497+000, на участке г. Тулун в полосе отвода автомобильной дороги.
Полоса отвода автомобильной дороги согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» -это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В ходе обследования выявлено, что в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» на км 1486+600 - км 1497+000 (справа), на участке г.Тулун размещен памятный камень, имеющий размеры: высота 2,30 м, ширина 2,35 м, толщина 0,80 м.
Камень размещен на островке безопасности примыкания ул. Юбилейная, г. Тулун, на расстоянии 9,5 м от проезжей части федеральной автодороги, координаты камня в системе координат МСК-38: т. 1. Х=636216,83; Y=2286258.42; т. 2. Х=636216.06, Y=2286260,11.
Согласование установки памятного камня с владельцем дороги – Управлением Федерального агентства не осуществлялось.
По мнению истца, памятный камень установлен в нарушение статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пунктам 3-4 указанной статьи и пункту 9Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.08.2020 № 313 , в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, запрещаются: размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Размещением памятного камня фактической высотой - 2,30 м. в треугольнике видимости в границах полосы отвода автомобильной дороги нарушен и пункт 5.1.8 ГОСТ 58653-2019, согласно которому в треугольнике видимости не обеспечено пространство для обзора от поверхности дороги и до высоты 2,5 м.
Когда памятный камень уже был установлен - 14.08.2020, администрация города Тулуна обратилась к Управлению за согласованием его установки в границах полосы отвода федеральной автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 38:30:000000:37.
Письмом от 07.09.2020 Управление отказало администрации города Тулуна в согласовании установки памятного камня в полосе отвода на земельном участке с кадастровым номером 38:30:000000:37 в связи с прямым запретом на размещение в полосе отвода автомобильной дороги предметов и конструкций, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, установленным, статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 9 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.08.2020 № 313.
05.08.2020 Управление обратилось к администрации города Тулуна с претензией о демонтаже постороннего предмета, расположенного в полосе отвода автомобильной дороги, однако администрация демонтировать объект отказалась, указав на то, что место установки памятного согласовано межведомственной комиссией по безопасности дорожного движения, которая пришла к единому мнению, что установленный объект не создает помех водителям при проезде на данном участке дороги.
Письмами от 09.09.2020, от 18.10.2021 Управление повторно информировало администрацию о необходимости проведения демонтажа постороннего объекта.
Посредством проведения контрольных мероприятий 19.11.2021 Управлением выявлено, что памятный камень до настоящего времени не демонтирован (акт обследования полосы отвода, придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск – Кемерово –Красноярск – Иркутск от 19.11.2021).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, и равным образом несет и риски, связанные с причинением таким имуществом вреда третьим лицам.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или Договором.
Так как до настоящего времени объект, расположенный в полосе отвода автомобильной дороги администрацией не демонтирован, Управление, являясь законным владельцем автомобильной дороги, а также учреждением, уполномоченным на содержание автомобильных дорог общего пользования, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено названным кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Как указано в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения, судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Основываясь на приведенных положениях закона, истец просит взыскать в ответчика судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый месяц неисполнения судебного акта, начиная со следующего месяца со дня вступления в законную силу судебного акта о ее присуждении.
Ответчик в представленном отзыве на иск против удовлетворения исковых требований возражал в связи со следующим.
Постановлением мэра муниципального образования «город Тулун» от 26.06.2007 № 838 на территории муниципального образования «город Тулун» в целях обеспечения безопасности пешеходов и автотранспорта, сокращения аварийности была создана комиссия по безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2.1 Положения о комиссии по безопасности дорожного движения вмуниципальном образовании «город Тулун» основными задачами комиссии являются:
- обеспечение контроля за функционированием на территории муниципального образования - «город Тулун» государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения;
- обсуждение и утверждение городских программ, планов и мероприятий по безопасности движения, контроль за выполнением государственных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению потерь, вызванных аварийностью на городском транспорте;
- организация контроля за исполнением на территории муниципального образования -«город Тулун» законодательных актов Российской Федерации, других нормативных актов по вопросам безопасности движения;
- повышения безопасности движения пешеходов, автотранспорта, сокращения аварийности на улицах, дорогах, железнодорожных переездах на территории муниципального образования - «город Тулун»;
- укрепления транспортной дисциплины на маршрутах пассажирского транспорта.
11.08.2020 состоялось внеочередное заседание комиссии по безопасности дорожного движения рассмотревшей заявление учреждения «Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства» об ограничении видимости для участников движения и чинением водителям установленным в зоне отвода земли под федеральную трассу камнем памяти помехи при проезде данного участка.
Комиссия с выездом на место рассмотрела все варианты движения транспорта, пришла к единому мнению и приняла решение, что установленный объект не создает помехи водителям при проезде на данном участке автодорог. Видимость во всех направлениях соответствует требованиям правил дорожного движения. Движение транспорта на данном перекрестке регулируется светофорами.
Письмом от 14.08.2020 № 5997 администрация города Тулуна обратилась к Управлению за согласованием установки памятного камня, приложив акт межведомственной комиссии по Безопасности дорожного движения от 11.08.2020, в котором содержатся выводы о том, что установка памятного камня в выбранном для установки месте не создает помехи водителям, обеспечивается видимость дорожного полотна во всех направлениях.
Письмом от 07.09.2020 Управление отказало администрации города Тулуна в согласовании установки памятного камня в полосе отвода на земельном участке с кадастровым номером 38:30:000000:37 в связи с наличием прямого запрета на размещение каких-либо конструкций в полосе отвода земельавтомобильной дороги.
Руководствуясь положениями технических регламентов, как то СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правил градостроительного проектирования, ГОСТ 58653-2019, администрация настаивает, что памятный камень не затрагивает «треугольник видимости» автомобильной дороги, не препятствует обзору поверхности дороги.
Довод истца о том, что статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен прямой запрет на размещение в полосе отвода автомобильной дороги предметов и конструкций, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, установленным, ответчик считает несостоятельным, потому как памятный камень не подпадает под понятие зданий, строений, сооружений, не относится к рекламным конструкциям, и ,следовательно, в перечень объектов, запрещенных к размещению в полосе отвода земель, не входит, следовательно может быть размещен в полосе отвода автомобильной дороги.
Также администрация указала, что постановлений или распоряжений об установке памятного камня ею не издавалось, администрация города непосредственного участия в установке памятника не принимала, это была полностью инициатива жителей города Тулуна, а обращение администрации к учреждению за согласованием установки памятника продиктовано лишь желанием местных властей оказать поддержку населению в реализации инициативы по установке памятника.
Администрация города Тулуна считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Требования истца о взыскании судебной неустойки ответчика также считает необоснованным в виду отсутствия на его стороне выгоды, чрезмерности заявленного размера неустойки.
В судебном заседании истец дал следующие пояснения.
Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования согласно статье 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, - источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; внебюджетные поступления; местные бюджеты (статья 13).
Решением Думы городского округа - «город «Тулун» от 01.12.2020 № 33-ДГО утверждено «Положение о порядке установки и содержания памятников, мемориальных, информационных досок, памятных знаков и других объектов увековечивания памяти выдающихся личностей и знаменитых событий на территории муниципального образования - «Город «Тулун»».
Согласно Положению инициировать обращение об установке объектов увековечивания памяти вправе органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица и общественные организации, действующие на территории муниципального образования (пункт 4.1).
Для рассмотрения вопроса увековечивания памяти на основании пункта 5.1 Положения в числе прочих документов предусмотрено предоставление письменного согласия собственника земельного участка (в случае, если объект увековечивания памяти устанавливается непосредственно на земельном участке) или лица, которому земельный участок принадлежит на ином вещном праве на землю.
Администрация города Тулуна осуществляет регистрацию и учет поступивших от инициаторов ходатайств и документов, необходимых для принятия Думой города Тулуна решения об увековечении памяти, указанных в пункте 5.1 настоящего раздела и рассматривает документы в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их регистрации (пункт 5.2 Положения), представленные инициатором документы рассматривает по результатам рассмотрения через орган администрации города Тулуна (отдел культуры и молодежной политики) направляет в комиссию по культурно-историческому наследию муниципального образования - «город Тулун» (пункты 5.3, 5.4 Положения ).
Предоставление неполного пакета документов является основанием для отказа в удовлетворении заявления (пункт 5.5).
В случае принятия Комиссией положительного решения и поддержания ходатайства мэром города Тулун мэр вносит в Думу города Тулун проект решения Думы об установке объекта увековечивания памяти (пункт 5.8).
Установленные на территории муниципального образования - «город «Тулун» объекты в силу пункта 6.5.2. Положения являются его достоянием, составной частью его историко-культурного наследия и подлежат сохранению, ремонту, реставрации и использованию для целей, не наносящих вреда их сохранности. Перенос объекта увековечивания памяти, демонтаж и восстановление осуществляется на основании постановления администрации города Тулуна.
Официальное открытие объекта увековечивания памяти проводится в форме торжественной церемонии с привлечением органов местного самоуправления (пункт 6.5.6 положения).
После установки объекта увековечивания памяти инициатор предоставляет информацию в том числе о собственнике объекта или о передаче на баланс организации, учреждения (пункт 6.5.7 Положения) и органом администрации оформляется паспорт, который выдается собственнику (пункт 7.5).
В целях сохранения памяти 09.09.2021 постановлением администрации городского округа «Город «Тулун» за № 1618 утвержден Реестр объектов увековечивания памяти, установленных с целью увековечивания памяти выдающихся личностей и знаменательных событий на территории городского округа муниципального образования - «Город «Тулун», в который под № 44 внесен объект (памятный знак) Памятный камень о наводнении, произошедшем в июне 2019 года, установленный 28.06.2020.
Оценивая в совокупности указанные нормы, учреждение полагает, что в отношении Памятного камня обязанности собственника возникают для органа местного самоуправления муниципального образования города Тулун - администрации, а потому она является надлежащим ответчиком.
Ответчик обратил внимание на принятие Положения о порядке установки и содержания памятников, мемориальных, информационных досок, памятных знаков и других объектов увековечивания памяти выдающихся личностей и знаменитых событий на территории муниципального образования - «Город «Тулун», утвержденное решением Думы городского округа - «город «Тулун» от 01.12.2020 № 33-ДГО, после даты установки памятника (28.06.2020) и потому его положение не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Вместе с тем, до принятия этого положения действовало Положение о порядке установки мемориальных досок и памятных знаков в г.Тулуне, утвержденное решением Думы города Тулуна от 07.05.2003 №17-ДГ, суд предлагает представить его суду и подтвердить соблюдение установленных им положений со стороны администрации города.
Суд предлагает ответчику произвести служебное расследование и установить каким образом, когда и на основании каких документов памятный камень был внесен в Реестр объектов увековечивания памяти, и выполнить требования определения от 05.07.2022.
В связи с необходимостью представления сторонами дополнительных пояснений и доказательств, суд в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ приходит к выводу об отложении судебного разбирательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
отложить судебное разбирательство на 13.10.2022 в 10 час. 00 мин. в помещении арбитражного суда по адресу: 664025, г. Иркутск, б. ФИО3, 70, кабинет № 321, судья Архипенко А.А., телефон № <***> (специалист ФИО4).
Дата судебного заседания определена с учетом очередного отпуска судьи.
Суд предлагает сторонам представить все имеющиеся доказательства, подтверждающие их доводы и возражения, кроме того:
Ответчику – представить Положение о порядке установки мемориальных досок и памятных знаков в г.Тулуне, утвержденное решением Думы города Тулуна от 07.05.2003 №17-ДГ; представить результаты служебного расследования, проведенного на предмет установления обстоятельств внесения информации о спорном камне в Реестр объектов увековечивания памяти; исполнить определение от 05.07.2022.
Судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Судья А.А. Архипенко