[A1]
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в процессуальном правопреемстве
г. Иркутск Дело № А19-9558/2020 « 25 » апреля 2022 года.
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 22.04.2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Акопян Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ширяевой Н.Д., рассмотрев в судебном заседании заявление МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о процессуальном правопреемстве
дело по исковому заявлению участников индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к МИНИСТЕРСТВУ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664011, <...>),
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 666021, <...>),
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СЛАВА» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664049, <...>, КВАРТИРА 15А/1)
к МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664027, ИРКУТСКАЯ
ОБЛ., <...> Д. 1А),
об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц, органов, организаций
[A2] при участии ПРОКУРОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОКУРАТУРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ; ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5)
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО2, доверенность 38 АА 3625125 от 29.11.2021 (удостоверение адвоката);
от ответчиков: от ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ»: ФИО3 доверенность от 25.02.2020 (паспорт); от МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ФИО4 доверенность № 1 от 10.01.2022 (удостоверение); от МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ООО «СЛАВА»: не явились, извещены надлежащим образом;
от Прокуратуры Иркутской области: ФИО5 (служебное удостоверение),
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к МИНИСТЕРСТВУ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – ответчик, Министерство) с требованиями:
- межмуниципальный маршрут № 120 «ФИО6 (ост. Конечная) - Иркутск (ост. Автовокзал) - ФИО6 (ост. Конечная)»
- № 126 «ФИО6 (ост. Гончарово) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) - ФИО6 (ост. Гончарово)»,
оформленные Протоколом оценки, сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области № 3/2020 от 14.04.2020, свидетельствами об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и картами маршрута регулярных перевозок.
[A3] 2) применении последствия признания торгов недействительными в виде прекращения действия (признания недействительными):
- свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области - Лот № 1:
* межмуниципальный маршрут № 120 «ФИО6 (ост. Конечная) - Иркутск (ост. Автовокзал) - ФИО6 (ост. Конечная)»
* № 126 «ФИО6 (ост. Гончарово) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) - ФИО6 (ост. Гончарово)»,
- карт маршрута в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области - Лот № 1:
* межмуниципальный маршрут № 120 «ФИО6 (ост. Конечная) - Иркутск (ост. Автовокзал) - ФИО6 (oст. Конечная)»
* № 126 «ФИО6 (ост. Гончарово) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) - ФИО6 (ост. Гончарово)»,
выданных участникам простого товарищества, состоящего из ООО «СЛАВА» и ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ».
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2020 года по делу № А199558/2020 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.08.2021 решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2020 по делу № А19-9558/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 года по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением от 27.09.2021 ООО «СЛАВА», ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ», МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, ООО «СЛАВА», ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ» исключены из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
[A4] что перераспределение функций органов исполнительной власти и полномочий не прекращает и не изменяет установленных с их участием правоотношений, ответчиком по настоящему делу должно являться Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. Из чего следует, что в данном случае произошло функциональное правопреемство от министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.
Рассмотрев заявление о замене стороны по делу и представленные документы, суд считает заявление о процессуальном правопреемстве не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 № 122-пп, (далее – Положение, Постановление № 122-пп), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации на территории Иркутской области государственной политики в области организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской области.
Согласно подпунктам 1-2, 7-13 пункту 7 Министерство транспорта в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:
в сфере обеспечения организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном й пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской области:
[A5] транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской области;
Для осуществления вышеуказанных полномочий Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области передана штатная численность и соответствующие бюджетные ассигнования в размере, обеспечивающем содержание передаваемых единиц, в том числе от министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в количестве 15 единиц государственных гражданских
[A6] служащих Иркутской области и 4 единиц работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области (пункт 2 Постановления № 122-пп).
Таким образом, из указанного выше постановления следует, что произошло создание еще одного Министерства, которому передана часть полномочий ответчика, при этом МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ не было ликвидировано или реорганизовано.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
По смыслу названной нормы процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с имевшим место правопреемством в материальном правоотношении, следовательно, для замены стороны по делу суду необходимо установить, произошло ли правопреемство в материальном гражданском правоотношении.
В настоящем деле материальным гражданским правоотношением является правоотношения между МИНИСТЕРСТВОМ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ как организатора торгов и участниками конкурса.
Следует отметить, что сама по себе передача МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ на будущее отдельных полномочий МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, не означает замену лица в спорном правоотношении, а именно организатора торгов и конкурса № 3/2020.
С учетом того обстоятельства, что на момент проведения конкурса № 3/2020 МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ еще не существовало, а МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, обладало соответствующими полномочиями, передача вновь созданному Министерству части функций ответчика, а именно полномочий в сфере дорожного хозяйства и транспорта не означает замену лица в спорном материальном правоотношении.
[A7] Руководствуясь изложенным, суд полагает, что изменение компетенции указанных выше государственных органов не влечет за собой переход материальных прав, а, следовательно, и процессуальное правопреемство в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что в данном случае имеет место функциональное правопреемство, не принимается судом по следующим основаниям.
Функциональное правопреемство в силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
Возможность функционального правопреемства обусловлена возможностью перераспределения публично-правовых функций и полномочий между названными органами. Процессуальное правопреемство допускается при установлении факта передачи правопреемнику полномочий и функций ликвидируемого (реорганизованного) органа. Установление такого факта осуществляется на основании акта о реорганизации или ликвидации органов власти (местного самоуправления).
Материалами дела не подтверждаются указанные обстоятельства, передача полномочий не свидетельствует о реорганизации юридического лица или ином качественно новом преобразовании, в результате которого в материальные и как следствие процессуальные отношения вступает фактически новый субъект - правопреемник.
Таким образом, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ является вновь созданным юридическим лицом, и не является функциональным правопреемником МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в спорных правоотношениях.
Заявитель не представил доказательств, являющихся основаниями для процессуальной замены в спорном правоотношении, а именно, что произошел переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому.
Суд полагает, что в спорных правоотношениях к МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ не перешли процессуальные права и обязанности МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
[A8] Заявитель не представил доказательств, являющихся основаниями для процессуальной замены в спорном правоотношении, а именно, что произошел переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому в рамках этого дела.
Кроме того, согласно статье 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). При невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца. О вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика или об отказе в этом выносится определение.
ИП ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к МИНИСТЕРСТВУ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ с требованием о признании ненормативным правового акта, решения по открытому конкурсу № 3/2020 от 14.04.2020 и действия (бездействия) ответчика по лоту № 1 в части признания победителем участников договора простого товарищества ООО «СЛАВА» и ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ» незаконными.
Определением от 27.09.2021 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по ходатайству истца привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Право выбора ответчиков в конкретном споре относится к диспозитивным полномочиям истца (часть 5 статьи 46 и часть 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение ответчиков по делу является безусловным правом истца, в реализацию которого арбитражный суд не вправе вмешиваться.
Предъявление требований к ненадлежащему составу ответчиков является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявления МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о процессуальном правопреемстве.
Руководствуясь статьями 48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
в удовлетворении заявления Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области о процессуальном правопреемстве отказать.
[A9] Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.Г. Акопян