ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-9558/20 от 22.04.2022 АС Иркутской области

[A1]



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в процессуальном правопреемстве

г. Иркутск Дело № А19-9558/2020  « 25 » апреля 2022 года. 

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 22.04.2022 года. 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Акопян Е.Г., при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ширяевой Н.Д.,  рассмотрев в судебном заседании заявление МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ  ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о  процессуальном правопреемстве 

дело по исковому заявлению участников индивидуального предпринимателя  ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) 

к МИНИСТЕРСТВУ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664011,  <...>), 

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НАРОДНЫЙ  МАРШРУТ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 666021, <...>), 

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СЛАВА» (ОГРН:  <***>, ИНН: <***>, адрес: 664049, <...>, КВАРТИРА 15А/1) 

к МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ 

ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664027, ИРКУТСКАЯ 

ОБЛ., <...> Д. 1А),

об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц, органов,  организаций 


[A2] при участии ПРОКУРОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОКУРАТУРА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ; ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899, адрес: 664011, г.  Иркутск, ул. Володарского, 5) 

при участии в судебном заседании: 

от истца: ФИО2, доверенность 38 АА 3625125 от 29.11.2021 (удостоверение  адвоката); 

от ответчиков: от ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ»: ФИО3 доверенность от  25.02.2020 (паспорт); от МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО  ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ФИО4 доверенность № 1 от 10.01.2022  (удостоверение); от МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И  ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ООО «СЛАВА»: не явились, извещены  надлежащим образом; 

от Прокуратуры Иркутской области: ФИО5 (служебное удостоверение),

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец, ИП  ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к МИНИСТЕРСТВУ  ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  (далее – ответчик, Министерство) с требованиями: 

- межмуниципальный маршрут № 120 «ФИО6 (ост. Конечная) - Иркутск (ост.  Автовокзал) - ФИО6 (ост. Конечная)» 

- № 126 «ФИО6 (ост. Гончарово) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) - ФИО6 (ост.  Гончарово)», 

оформленные Протоколом оценки, сопоставления заявок на участие в открытом  конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту  регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским  наземным электрическим транспортом в Иркутской области № 3/2020 от 14.04.2020,  свидетельствами об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и  картами маршрута регулярных перевозок. 


[A3] 2) применении последствия признания торгов недействительными в виде  прекращения действия (признания недействительными): 

- свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам  регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским  наземным электрическим транспортом в Иркутской области - Лот № 1: 

* межмуниципальный маршрут № 120 «ФИО6 (ост. Конечная) - Иркутск (ост.  Автовокзал) - ФИО6 (ост. Конечная)» 

* № 126 «ФИО6 (ост. Гончарово) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) - ФИО6 (ост.  Гончарово)», 

- карт маршрута в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок  пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим  транспортом в Иркутской области - Лот № 1: 

* межмуниципальный маршрут № 120 «ФИО6 (ост. Конечная) - Иркутск (ост.  Автовокзал) - ФИО6 (oст. Конечная)» 

* № 126 «ФИО6 (ост. Гончарово) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) - ФИО6 (ост.  Гончарово)», 

выданных участникам простого товарищества, состоящего из ООО «СЛАВА» и  ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ». 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2020 в удовлетворении  исковых требований отказано. 

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021  решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2020 года по делу № А199558/2020 оставлено без изменения. 

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.08.2021  решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2020 по делу № А19-9558/2020 и  постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 года по тому  же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение. 

Определением от 27.09.2021 ООО «СЛАВА», ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ»,  МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, ООО «СЛАВА», ООО  «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ» исключены из числа третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора. 


[A4] что перераспределение функций органов исполнительной власти и полномочий не  прекращает и не изменяет установленных с их участием правоотношений, ответчиком по  настоящему делу должно являться Министерство транспорта и дорожного хозяйства  Иркутской области. Из чего следует, что в данном случае произошло функциональное  правопреемство от министерства жилищной политики, энергетики и транспорта  Иркутской области к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской  области. 

Рассмотрев заявление о замене стороны по делу и представленные документы, суд  считает заявление о процессуальном правопреемстве не подлежащим удовлетворению по  следующим основаниям. 

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного  хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской  области от 01.03.2021 № 122-пп, (далее – Положение, Постановление № 122-пп),  Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области является  исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим  функции по реализации на территории Иркутской области государственной политики в  области организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным,  автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и  пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на  территории Иркутской области. 

Согласно подпунктам 1-2, 7-13 пункту 7 Министерство транспорта в соответствии с  возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие  функции: 

в сфере обеспечения организации транспортного обслуживания населения  воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в  межмуниципальном й пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в  пригородном сообщении на территории Иркутской области: 


[A5] транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и  железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской  области; 

Для осуществления вышеуказанных полномочий Министерству транспорта и  дорожного хозяйства Иркутской области передана штатная численность и  соответствующие бюджетные ассигнования в размере, обеспечивающем содержание  передаваемых единиц, в том числе от министерства жилищной политики, энергетики и  транспорта Иркутской области в количестве 15 единиц государственных гражданских 


[A6] служащих Иркутской области и 4 единиц работников, замещающих должности, не  являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области  (пункт 2 Постановления № 122-пп). 

Таким образом, из указанного выше постановления следует, что произошло создание  еще одного Министерства, которому передана часть полномочий ответчика, при этом  МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ не было ликвидировано или реорганизовано. 

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным  актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка  требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в  обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и  указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии  арбитражного процесса. 

По смыслу названной нормы процессуальное правопреемство представляет собой  переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с  имевшим место правопреемством в материальном правоотношении, следовательно, для  замены стороны по делу суду необходимо установить, произошло ли правопреемство в  материальном гражданском правоотношении. 

В настоящем деле материальным гражданским правоотношением является  правоотношения между МИНИСТЕРСТВОМ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ  И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ как организатора торгов и участниками  конкурса. 

Следует отметить, что сама по себе передача МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА И  ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ на будущее отдельных  полномочий МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И  ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, не означает замену лица в спорном  правоотношении, а именно организатора торгов и конкурса № 3/2020. 

С учетом того обстоятельства, что на момент проведения конкурса № 3/2020  МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ еще не существовало, а МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ,  ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, обладало соответствующими  полномочиями, передача вновь созданному Министерству части функций ответчика, а  именно полномочий в сфере дорожного хозяйства и транспорта не означает замену лица в  спорном материальном правоотношении. 


[A7] Руководствуясь изложенным, суд полагает, что изменение компетенции указанных  выше государственных органов не влечет за собой переход материальных прав, а,  следовательно, и процессуальное правопреемство в порядке статьи 48 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Ссылка заявителя на то, что в данном случае имеет место функциональное  правопреемство, не принимается судом по следующим основаниям. 

Функциональное правопреемство в силу пункта 17 Указа Президента Российской  Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов  исполнительной власти» означает переход от ликвидированного (реорганизованного)  госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с  выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций. 

Возможность функционального правопреемства обусловлена возможностью  перераспределения публично-правовых функций и полномочий между названными  органами. Процессуальное правопреемство допускается при установлении факта передачи  правопреемнику полномочий и функций ликвидируемого (реорганизованного) органа.  Установление такого факта осуществляется на основании акта о реорганизации или  ликвидации органов власти (местного самоуправления). 

Материалами дела не подтверждаются указанные обстоятельства, передача  полномочий не свидетельствует о реорганизации юридического лица или ином  качественно новом преобразовании, в результате которого в материальные и как  следствие процессуальные отношения вступает фактически новый субъект -  правопреемник. 

Таким образом, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ является вновь созданным юридическим лицом, и не является  функциональным правопреемником МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ,  ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в спорных правоотношениях. 

Заявитель не представил доказательств, являющихся основаниями для  процессуальной замены в спорном правоотношении, а именно, что произошел переход  процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего  материального правоотношения к другому. 

Суд полагает, что в спорных правоотношениях к МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА  И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ не перешли процессуальные  права и обязанности МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И  ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. 


[A8] Заявитель не представил доказательств, являющихся основаниями для  процессуальной замены в спорном правоотношении, а именно, что произошел переход  процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего  материального правоотношения к другому в рамках этого дела. 

Кроме того, согласно статье 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими  истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). При невозможности  рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд  первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон  или с согласия истца. О вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика или об  отказе в этом выносится определение. 

ИП ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к  МИНИСТЕРСТВУ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ с требованием о признании ненормативным правового акта,  решения по открытому конкурсу № 3/2020 от 14.04.2020 и действия (бездействия)  ответчика по лоту № 1 в части признания победителем участников договора простого  товарищества ООО «СЛАВА» и ООО «НАРОДНЫЙ МАРШРУТ» незаконными. 

Определением от 27.09.2021 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО  ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по ходатайству истца привлечено к участию в  деле в качестве соответчика. 

Право выбора ответчиков в конкретном споре относится к диспозитивным  полномочиям истца (часть 5 статьи 46 и часть 1 статьи 135 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Определение ответчиков по делу является безусловным правом истца, в реализацию  которого арбитражный суд не вправе вмешиваться. 

Предъявление требований к ненадлежащему составу ответчиков является  самостоятельным основанием для отказа в иске. 

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявления  МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о процессуальном правопреемстве. 

Руководствуясь статьями 48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

определил:

в удовлетворении заявления Министерства жилищной политики и энергетики  Иркутской области о процессуальном правопреемстве отказать. 


[A9] Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд 

в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Е.Г. Акопян