ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-9650/15 от 10.09.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99 

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, 664011, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

 http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отложении судебного разбирательства

г. Иркутск Дело № А19-9650/2015

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Красько Б.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко З.А.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной  ответственностью строительная компания "ОСТРОГ" (ОГРН <***>, ИНН  <***>, адрес: 664007, <...>)  к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025,  <...>), 

об оспаривании решения государственного органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности,
от государственного органа – ФИО2 – представитель по доверенности,

установил:

заявителем представлены дополнительные доказательства и письменные пояснения  по делу. 

Вместе с тем, документы подтверждающие довод заявителя о принадлежности ему на  праве аренды земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:225, в нарушение  положений пункта 3 части 1 статьи 126 АПК РФ заявителем не представлены. 

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал. 

Представитель государственного органа в судебном заседании требование оспорил,  представил дополнительные пояснения. 

В письме ТУ Росимущества в Иркутской области от 08.05.2015 № ШЕА-38/5259 


указано на расположение земельного участка в землях особо охраняемых природных  территорий и объектов, частичного расположения в границах водоохранной зоны и  прибрежной защитной полосы Иркутского водохранилища, территорий (земель) общего  пользования, красных линий. 

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий  регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об  особо охраняемых природных территориях" (далее ФЗ РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ), особо  охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного  пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют  особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и  оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти  полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим  особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам  общенационального достояния. 

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ, государственный кадастр  особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих  территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих  территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической,  исторической и культурной ценности. 

Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным  территориям, согласно ФЗ РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ, осуществляется путем принятия  органами государственной власти (федеральными или региональными) или органами  местного самоуправления нормативного правового акта. Земельные участки, принадлежащие  к категории особо охраняемых территорий и объектов, касательно которых такие акты не  принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Последние  не являются ограниченными в обороте (ст. 27 ЗК РФ). (Постановление Президиума ВАС РФ  от 28.02.2012 N 13763/11 по делу N А43-22536/2010). 

Кроме того, из ст. 27 и п. п. 1, 4 ст. 95 ЗК РФ следует, что действующим  законодательством не запрещено предоставлять гражданам в собственность земельные  участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных  территорий, в том числе государственных природных заповедников. Такие земельные  участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается при  соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного  воздействия на природные комплексы. (Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2015 N 


58-КГ15-2). 

Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных  территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти. 

В настоящее время согласно пункту 7 Порядка ведения государственного кадастра  особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от  19.03.2012 N 69, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий  федерального значения (федеральный кадастр), ведется Министерством природных ресурсов  и экологии Российской Федерации (Минприроды России); государственные кадастры особо  охраняемых природных территорий регионального и местного значения (региональные  кадастры), ведутся уполномоченными органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. 

В силу пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии  Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 29.05.2008 N 404 Министерство природных ресурсов и экологии Российской  Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны  природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду  их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного  фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо  охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных  отношений, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы,  касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы),  государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и  государственной экологической экспертизы. 

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере  природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.06.2004 N 400 (далее - положение) Федеральная служба по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. 

 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении  Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2 Положения). 


Согласно пункту 5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере  природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный  государственный экологический надзор, включающий в себя государственный земельный  надзор; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;  федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых  природных территорий федерального значения; государственный надзор в области охраны и  использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за  исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление  которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями,  находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской  Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки). 

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою  деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с  другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения). 

Как следует из пункта 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области, утвержденного  Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июня 2011 №  439 Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования (далее также - Росприроднадзор) регионального уровня,  осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Иркутской области. 

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов,  утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282  (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 649) Федеральное агентство  водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным  имуществом в сфере водных ресурсов. 

 Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства  природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2 Положения). 

В пункте 4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282, указано, что  Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно  или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через  подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами 


исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными  организациями. 

Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов  является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов  межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и  управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на  Федеральное агентство водных ресурсов, в бассейне реки Енисей, на территории Республики  Тыва, Республики Хакасия, Таймырского, Эвенкийского, Усть-Ордынского Бурятского  автономных округов, Красноярского края и Иркутской области, где расположены отделы  водных ресурсов, являющиеся структурными подразделениями Управления. 

Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского  бассейнового водного управления является территориальным структурным подразделением  Енисейского бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов,  осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным  имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Енисейское БВУ, в пределах  бассейнов водных объектов на территории Иркутской области и Усть-Ордынского  Бурятского автономного округа. 

Как следует из Положения о Службе архитектуры Иркутской области, утвержденного  постановлением администрации Иркутской области от 31 октября 2007 года № 261-па  Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по  управлению в области архитектуры, который в соответствии с возложенными на нее  задачами в установленном порядке осуществляет обеспечение разработки схемы  территориального планирования Иркутской области. 

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд, на основании статьи 51 АПК РФ  полагает необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора Енисейское бассейновое водное  управление Министерства природных ресурсов Российской Федерации в лице  территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового  водного управления; Управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области и Службу архитектуры  Иркутской области. 

С учетом указанных обстоятельств, судебное разбирательство по делу подлежит  отложению. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 51, 158 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

определил:

требований относительно предмета спора Енисейское бассейновое водное управление 

Министерства природных ресурсов Российской Федерации (660041, г. Красноярск, пр-т 

Свободный, дом 72, каб. 401) в лице территориального отдела водных ресурсов по 

Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления (адрес: 664025, г. 

Иркутск, ул. Марата, д.44); Службу архитектуры Иркутской области (местонахождение: 

в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области 

(местонахождение: <...>).

минут в помещении арбитражного суда по адресу: 664025, г. Иркутск, б. ФИО3, 70, 

кабинет № 310, телефон № <***>, факс <***>.

Адрес электронной почты: a19.zshevchenko@ARBITR.RU, по которому лица,  участвующие в деле, могут получить информацию о рассматриваемом деле. Документы,  поступившие на указанный e-mail, носят информационный характер и не рассматриваются в  качестве процессуальных документов. 

заявителю – 1) договор аренды земельного участка с кадастровым номером  38:06:000000:225 со всеми приложениями и дополнениями к нему и доказательством  государственной регистрации договора аренды и приложений к нему; 2) доказательства  направления копии искового заявления в адрес третьих лиц; 3) полную кадастровый выписку  на земельный участок и выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое  имущество и сделок с ним на дату рассмотрения дела; 4) документально подтвердить  предоставление земельного участка для строительства; 5) указать права и законные  интересы, которые нарушены оспариваемым решением государственного органа; 

государственному органу – мотивированный, документально обоснованный отзыв на  заявление, с учетом содержания письма от 08.05.2015 № ШЕА-38/5259; 

Управлению Росприроднадзора по Иркутской области – сведения о включении  земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:225 (части указанного земельного  участка) в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий; наличии  установленных ограничений по использованию земельного участка/его части; 


территориальному отделу водных ресурсов по Иркутской области Енисейского  бассейнового водного управления – сведения о расположении земельного участка с  кадастровым номером 38:06:000000:225/его части в границах водоохранной зоны и  прибрежной защитной полосы Иркутского водохранилища; наличии установленных  ограничений по использованию земельного участка/его части; 

Службе архитектуры Иркутской области – сведения о расположении земельного участка  с кадастровым номером 38:06:000000:225 в границах красных линий. 

надлежащим образом оформленными полномочиями либо известить суд о возможности 

проведения судебного заседания без участия представителей.

Любые дополнения, пояснения и уточнения по данному делу представить суду не  позднее чем за 7 (семь) рабочих дней до даты судебного заседания. 

Суд разъясняет лицам, участвующим в деле, возможность получения информации о движении  дела на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области по веб-адресу:  www.irkutsk.arbitr.ru, а также по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru. 

Судья Б.В. Красько