ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А20-1082/17 от 05.02.2018 АС Кабардино-Балкарской Республики

06/2018-4973(1)

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об уменьшении размера исполнительского сбора

г. Нальчик Дело № А20-1082/2017  05 февраля 2018 года 

 Резолютивная часть определения объявлена 05 февраля 2018

 Определение в полном объеме изготовлено 05 февраля 2018 

 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики 

в составе судьи Тишковой Ф.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А.Дерико,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Союза "Объединение  организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики" (ОГРН <***> ИНН  <***>), г. Нальчик 

об освобождении от взыскания исполнительского сбора

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора: 

-судебного пристава исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР ФИО1, г. Нальчик 

-управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской  Республике, г. Нальчик 

в рамках дела по иску открытого акционерного общества "Теплоэнергетическая компания"  (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Нальчик 

к союзу "Объединение организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики" (ОГРН  <***> ИНН <***>), г. Нальчик 

о взыскании 1 262 630 рублей 17 копеек,
при участии в судебном заседании:

от Союза "Объединение организаций профсоюзов КБР" – ФИО2 (доверенность от  28.12.2017 № 427/04); 

 У С Т А Н О В И Л :

 Союз "Объединение организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики"  (далее-Союз) 04.12.2017 обратился в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с  заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 88 059рублей  76 копеек, установленного постановлением судебного пристава исполнителя Нальчикского 


ГОСП УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике от 15.11.2017   № 7009/17/425658. 

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора привлечены: 

 -судебный пристав исполнитель Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР ФИО1 определением суда от 05 декабря 2017; 

 -Управление федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской  Республике (<...> «а») определением суда от 12 января 2018. 

 В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные исковые  требования, заявил о приобщении к делу дополнительных документов, в том числе о  направлении лицам, участвующим в деле, уточнений заявленных требований. 

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного  разбирательства, что подтверждается почтовыми уведомлениями, приобщенными к  материалам дела, а также размещением информации на официальном сайте в сети Интернет,  в судебное заседание не явились, никаких возражений суду не представили. 

Однако, судебный пристав-исполнитель на предыдущем судебном заседании  возражал против освобождения должника от уплаты исполнительского сбора в связи с  отсутствием законных оснований. 

В соответствии с нормами статьи 49 АПК РФ, уточненные требования заявителя  судом приняты к рассмотрению, дополнительные документы приобщены к материалам дела. 

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле,  арбитражный суд установил следующие обстоятельства. 

Открытое акционерное общество "Теплоэнергетическая компания" обратилось в  арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к союзу  "Объединение организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики" о взыскании  задолженности в размере 1 262 630 рублей 17 копеек, из которых: 1 079 804 рубля 04  копейки- задолженность по оплате потребленной тепловой энергии по договору № 536 от  01.01.2014г. за период с 01.01.2015г. по 15.10.2016г.;182 826 рублей 13 копеек - проценты за  пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки платежа, 


предусмотренные статьей 395 ГК РФ с 01.01.2015 по 20.03.2017. 

Решением Арбитражного суда КБР от 05.07.2017 с союза "Объединение организаций  профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики" (ОГРН <***> ИНН <***>) в  пользу открытого акционерного общества "Теплоэнергетическая компания" (ОГРН  <***>, ИНН <***>) взыскана задолженность в размере 1 257 996рублей  59копеек, из которых: 1 079 804 рубля 33 копейки - задолженность; 178192 рубля 26 копеек –  проценты, а также с союза "Объединение организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской  Республики" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере  25532рубля. 

По вступлении указанного решения в законную силу, судом выданы исполнительные  листы, в том числе, исполнительный лист ФС № 011222320 от 07.08.2017 на взыскание  задолженности в размере 1 257 996 рублей 59 копеек. 

На основании указанного исполнительного листа, судебным приставом исполнителем  УФССП России по КБР принято постановление от 05.09.2017 о возбуждении  исполнительного производства № 90757/17/07009-ИП на основании исполнительного листа  ФС № 011222320 от 07.08.2017 о взыскании задолженности в размере 1 257 996 рублей 59  копеек в отношении должника - Союза "Объединение организаций профсоюзов Кабардино- Балкарской Республики", выданного арбитражным судом КБР по делу № А20-1082/2017. 

Вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства  получено должником 12.09.2017, что подтверждается отметкой в их получении на указанном  постановлении и не оспаривается должником. 

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен  пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в  исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного  постановления; должник был предупрежден об ответственности в случае не исполнения  требования судебного пристава-исполнителя в установленный срок. 

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок,  установленный для добровольного исполнения, 15 ноября 2017, судебным приставом  исполнителем ГОСП УФССП по КБР было возбуждено исполнительное производство о  взыскании с Союза "Объединение организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской  Республики" исполнительского сбора в размере 88059,76рублей. 

Союз "Объединение организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики"  обратился в арбитражный суд с учетом уточнения об уменьшении исполнительского сбора,  установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Нальчикского городского  отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по 


Кабардино-Балкарской Республике от 15 ноября 2017 в размере 88059рублей 76 копеек по  исполнительному производству № 07009/17/425658, на одну четверть. 

В обоснование указанного требования, заявитель ссылается на финансовое положение  и стечение обстоятельств, которые не позволили исполнить требования постановления в  установленный срок для добровольного исполнения. 

Рассмотрев заявление об уменьшении размера исполнительского сбора, суд находит  его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

Основания, условия и размер взыскания с  должника исполнительского сбора регламентированы статьей 112 Федерального закона от  02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". 

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона об исполнительном  производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на  должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для  добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им  исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с  момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении  исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным  приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи  112 Закона об исполнительном производстве, если должник не представил судебному  приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие  непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях  обстоятельств. 

В пункте 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что суд вправе с учетом  степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа,  имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или  рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более  чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей  статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации  оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от  взыскания исполнительского сбора. 

Положения статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ подлежат применению с учетом  разъяснений Конституционного суда Российской Федерации относительно конституционно- правового смысла и сущности взыскиваемого в рамках исполнительного  производства исполнительского сбора как санкции, меры публично-правовой  ответственности должника за неисполнение им требований исполнительного документа в 


установленный срок для добровольного исполнения, которые изложены в постановлении от  30.07.01 г. N 13-П. 

Соответственно, в силу пункта 2 статьи 112 Федерального закона, пункта  2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ N 13-П основанием для  взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий:  невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный  судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у  должника уважительных причин для такого неисполнения. 

При этом, к таким уважительным причинам законодателем и Конституционным судом  Российской Федерации в названном постановлении отнесены чрезвычайные, объективно  непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне  контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая  требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного  документа. 

Материалы дела свидетельствуют о том, что постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено при наличии двух  вышеназванных условий. 

Вместе с тем, суд приходит к выводу о необходимости снижения  суммы исполнительского сбора ввиду следующего. 

В период с марта 2017 по 03 ноября 2017 в производстве судебного пристава  исполнителя находилось два исполнительных листа о взыскании с должника долга на сумму  2 059,089,82рубля и на сумму 181 340,65рублей. В процессе исполнения указанных судебных  актов были применены меры принудительного исполнения путем наложения ареста на  банковские счета и кассу (постановления от 13 апреля 2017), а также обращения взыскания  на имущество третьих лиц –арендаторов (постановление об обращении взыскания на  денежные средства, получаемые должником на основании договора аренды от 01.07.2017),  что привело к приостановлению всей финансово-хозяйственной деятельности организации.  Кроме того, исполнение исполнительного документа в срок, установленный для  добровольного исполнения стало невозможным из-за сложного финансово-экономического  положения должника, связанного с подачей 29.06.2017 ОАО «Теплоэнергетическая  компания» иска в суд о признании Союза несостоятельным (банкротом)», дело № А20- 2372/2017. Наладить финансово-экономическое положение должника и выплатить по  возбужденным двум исполнительным листам удалось только в начале ноября текущего года,  в связи с чем, вынесено постановление об окончании исполнительного производства по двум  исполнительным листам. 


Указанные обстоятельства, по мнению должника, свидетельствуют о том, что  должник не уклонялся от выполнения своих обязательств, предпринимал все меры для  добровольного исполнения, но исполнение было невозможным. Также заявитель указал, что  СОЮЗ «ООП КБР» является общественной организацией, не является субъектом  предпринимательской деятельности, источником финансирования являются членские  взносы, деятельности организации имеет социальную направленность. 

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13- П указано, что размер штрафного взыскания (в данном случае исполнительского сбора),  поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности,  должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ст. 55 Конституции Российской  Федерации. Установленный в пункте 1 статьи 81 Закона размер сбора представляет собой  лишь допустимый его максимум, который с учетом характера совершенного  правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его  имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен. 

Арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить  размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава- исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени  вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных  обстоятельств. 

При этом, обязанность доказывания в рамках исполнительного производства  уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа  в установленный срок возложена на должника. 

В силу вышеназванного постановления Конституционного суда, характер  совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя,  его имущественное положение являются правовыми основаниями  для уменьшения размера исполнительского сбора. 

В постановлении от 30.07.2001 N 13-П также указано, что судом могут быть учтены и  иные существенные обстоятельства. Следовательно, суд наделен правом самостоятельно  квалифицировать те или иные обстоятельства в качестве  оснований уменьшения исполнительского сбора. 

Изучив материалы дела с учетом приведенных выше требований Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Конституционного суда  Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что определенный судебным приставом- исполнителем в оспариваемом постановлении размер подлежащего взысканию с 


должника исполнительского сбора в размере 88059рублей 76 копеек не соответствует  тяжести и характеру допущенного должником нарушения. 

Должник просит уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от  установленного размера 88059рублей 76 копеек. 

Согласно пункту 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины  должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения  должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить  взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну  четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. 

Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства с учетом  требований части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, суд пришел к  выводу о том, что с учетом имущественного положения должника и степени его вины,  размер подлежащего взысканию с должника исполнительского  сбора подлежит уменьшению на одну четверть, до 66 044рублей 07 копеек. 

Руководствуясь статьями 49, 324, 184,185,176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

 О П Р Е Д Е Л И Л :

Принять уточнение Союза "Объединение организаций профсоюзов Кабардино- Балкарской Республики" об уменьшении размера исполнительского сбора. 

Уменьшить исполнительский сбор, установленный постановлением судебного  пристава-исполнителя Нальчикского городского отдела судебных приставов Управления  федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике от 15  ноября 2017 в размере 88059рублей 76 копеек по исполнительному производству   № 07009/17/425658, до 66 044рублей 07 копеек. 

Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный  апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики. 

Судья Ф.М. Тишкова