ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А20-3260/15 от 29.11.2018 АС Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  о принятии обеспечительных мер   

г. НальчикДело №А20-3260/2015

«29» ноября 2018  года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи А.В. Выборнова

рассмотрев ходатайство  Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР, г. Нальчик

о принятии обеспечительных мер,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике с учетом уточненных требований обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью проектно-строительная фирма «ДАР-98» о взыскании задолженности в размере 8 579 600 руб. 74 коп., из которых: 8 465 833 руб. 24 коп. – долг по арендной плате, 113 767 руб. 50 коп. - пени.

            Решением от 04.03.2016 суд принял к рассмотрению уточненные исковые требования истца от 29.02.2016, взыскал с общества в пользу территориального управления 6 576 927 рублей задолженности по арендной плате и в доход федерального 2 А20-3260/2015 бюджета 55 884 рубля 63 копейки.

            Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 апелляционная жалоба на решение от 04.03.2016 по делу № А20-3260/2015 обществу возвращена, его ходатайство о восстановлении процессуального срока на апелляционное обжалование отклонено.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 08.09.2016 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.03.2016 по делу № А20-3260/2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Решением Арбитражного суда КБР от 11.01.2018 (уточненные исковые требования истца составили 16 328 466 рублей 92 копейки), оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018, взыскано с общества с ограниченной ответственностью проектно-строительная фирма «ДАР-98» в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике 702 139 рублей 14 копеек задолженности по арендной плате, в остальной части иска отказано.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 23.08.2018 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.01.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 по делу № А20-3260/2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Определением суда от 08.11.2018 судебное заседание назначено на 06.12.2018.

    В рамках указанного дела  А20-3260/2015 от  истца поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер  в виде  запрета:

Ликвидационной комиссии Общества с ограниченной ответственностью проектно-строительная фирма «Дар - 98», в том числе ликвидатору ФИО1, составлять промежуточный ликвидационный баланс <***> "ДАР - 98" иликвидационный баланс <***> "ДАР - 98"; производить реализацию движимого, недвижимого имущества, принадлежащего <***> "ДАР - 98", на каком-либо вещном праве, а также производить реализацию иных имущественных прав;

Единственному учредителю (участнику) Общества с ограниченной ответственностью проектно-строительная фирма «Дар-98» - ФИО2,   утверждать   промежуточный   ликвидационный   баланс   <***> "ДАР - 98" и ликвидационный баланс ООО "ДАР-98"; производить реализацию (отчуждать) движимого-недвижимого имущества, принадлежащего ФИО2, на каком-либо вещном праве, а также производить реализацию иных имущественных прав;

УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике, а также ее подразделениям, вносить сведения о прекращении (ликвидации) <***> "ДАР - 98" в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц;

Банку России и его подразделениям по КБР согласовывать промежуточный ликвидационный и/или ликвидационный баланс <***> "ДАР - 98";

Управлению Росреестра по КБР, проводить государственную регистрацию сделок по реализации (отчуждению) недвижимого имущества, принадлежащего <***> "ДАР - 98" и/или ФИО2, на каком - либо вещном праве, а также государственную регистрацию перехода права собственности <***> "ДАР - 98" и/или ФИО2 на иных лиц;

УправлениюГИБДДпоКБР,запретитьосуществлять регистрацию/перерегистрацию перехода права собственности на автотранспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, принадлежащие <***> "ДАР - 98" и/или ФИО2;

Управлению Ростехнадзора по КБР, запретить осуществлять регистрацию/перерегистрацию перехода права собственности на спецтехнику, самоходные машины и другие виды техники; трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, принадлежащие <***> "ДАР - 98" и/или ФИО2 на каком - либо вещном праве;

Наложить аресты, на расчетные/лицевые счета <***> "ДАР - 98" и/или ФИО2.

В обоснование заявленной обеспечительной меры заявитель указывает, что   при непринятии обеспечительных мер, общество будет ликвидировано и будет невозможным исполнить принятое по настоящему делу решение арбитражного суда, чем причинит значительный вред заявителю.

            Рассмотрев заявление о принятии обеспечительных мер, арбитражный суд считает его  подлежащим частичномуудовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

            На основании части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 91 Кодекса обеспечительными мерами может быть наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц, запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

В силу пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление от 12.10.2006 N 55) при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

На основании пункта 10 Постановления от 12.10.2006 N 55 и в силу пункта 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с ходатайством о применении обеспечительных мер.

Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 10 Постановления от 12.10.06 N 55).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган.

В силу пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, в частности, форма N Р16001 (заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией), N Р15001 (уведомление о принятии решения о ликвидации), N Р15002 (уведомление о формировании ликвидационной комиссии), N Р15003 (уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица).

   В качестве основания применения обеспечительных мер заявитель ссылается на то обстоятельство, что единственным участником ООО "Дар-98" ФИО2 принято решение № 1 о добровольной ликвидации общества от 14.09.2018. Указывает, что сообщение о принятом решении опубликовано в журнале "Вестник Государственной Регистрации" часть 1 N 40 (705) от 10.10.2018 г.

Указанные обстоятельства, по мнению Управления, свидетельствуют о том, что не принятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также может причинить заявителю значительный ущерб. Приостановление процедуры ликвидации общества по мнению заявителя необходимо во избежание  неблагоприятной ситуации в виде  неисполнения   судебного акта, так как результатом процедуры  ликвидации   будет является  полное списание долгов должника.

            Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на  27.11.2018,   лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица  является ликвидатор – ФИО1. Ответчиком  представлено в налоговый орган  уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001, запись об этом внесена налоговым органом 24.09.2018. Таким образом, заявителем представлены сведения о том, что учредителем ответчика предприняты меры по ликвидации юридического лица, что обосновывает доводы истца  о необходимости запретить производить регистрационные действия, связанные с внесением сведений о ликвидации общества.

В рассматриваемом случае, принятие учредителем юридического лица решения о ликвидации является также и действием по распоряжению принадлежащим учредителю имуществом в виде доли в обществе. При ликвидации юридического лица доля в уставном капитале как объект прав прекращается, следовательно, решение о ликвидации напрямую влияет на долю как объект гражданских правоотношений.

Запрет  производить  единственному учредителю реализацию либо отчуждение  движимого (недвижимого) имущества, иных имущественных прав  является обеспечительной мерой принудительного исполнения судебного акта. При наличии в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации общества, реализация  права  учредителя распоряжаться  имуществом приведет к нарушению  права кредитора и невозможности исполнения решения суда в  будущем.

Между тем, исходя из содержания статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункта 3 статьи 62 и статьи 63 Гражданского Кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия управления делами общества, в том числе право распоряжения денежными средствами и имуществом должника. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Из приведенных норм права усматривается, что ликвидационная комиссия является органом управления должником.

При этом Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий ликвидационной комиссии и ее председателя с фактом внесения в Единый государственный реестр юридических лиц таких сведений.

Между тем,  оценивая  доводы заявителя о необходимости  запрещения определенных действий  ФИО2, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о принятии обеспечительных мер в указанной части, поскольку  ФИО2 ответчиком по делу не является, не привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, доказательств, свидетельствующих о принятии распорядительных действий в отношении  имущества общества   материалы дела не содержат.

Суд пришел к выводу, что истребуемые истцом обеспечительные меры  в указанной части не связаны с предметом заявленных требований и не обеспечивают фактическую реализацию целей обеспечительных мер. Доводы истца о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также о намерении ответчика осуществить действия по отчуждению  своей доли в  уставном капитале общества либо  совершения действий по уменьшению объема  своего имущества  носят предположительный характер.

Значительный размер цены иска сам по себе не является основанием для того, чтобы делать вывод о невозможности исполнения судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Анализируя доводы заявителя, арбитражный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае имеется необходимость в принятии заявленных обеспечительных мер в части, касающейся запрещению ответчику (ООО «Дар-98»), ликвидационной комиссии, регистрационным органам составлять(утверждать), согласовывать промежуточный ликвидационный баланс ответчика, производить реализацию движимого, недвижимого имущества, производить реализацию иных имущественных прав, принадлежащего ООО "ДАР - 98", производить государственную регистрацию сделок по реализации (отчуждению) недвижимого и движимого имущества, принадлежащего <***> "ДАР - 98", вносить сведения о прекращении (ликвидации) ООО "ДАР - 98", наложить арест на денежные средства ООО «Дар-98», находящиеся на расчетных (лицевых) счетах общества в пределах исковых требований, поскольку в случае удовлетворения заявления о взыскании задолженности по арендной плате, непринятие обеспечительных мер, может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.

Анализ конкретных обстоятельств дела и представленных истцом доводов и доказательств подтверждает, что принятие обеспечительных мер необходимо для сохранения существующего состояния отношений (status quo) между сторонами. Указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что существует риск неисполнения судебного акта.

Соответствие  действительности сведений, содержащихся в представленных доказательствах, в силу установленных законом правил принятия обеспечительных мер (срочность, отсутствие другой стороны при разрешении ходатайства) может быть проверено судом только по внешним признакам источников доказательств, что может быть компенсировано возможностью другой стороны впоследствии заявить об отмене обеспечительных мер, представив соответствующее обоснование.

Согласно статьям 7 и 8 АПК РФ арбитражный суд обязан обеспечивать равную судебную защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, и не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Обеспечительные меры определены с учетом принципа баланса интересов лиц, участвующих в деле, испрашиваемые обеспечительные меры, в части касающееся ООО «ДАР-98» связаны с предметом спора и направлены на предотвращение нарушения прав и имущественных интересов истца.

   Руководствуясь статьями 90, 91, 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                 О П Р Е Д Е Л И Л:

            Ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР удовлетворить.

    Запретить ликвидационной комиссии Общества с ограниченной ответственностью проектно-строительная фирма «Дар - 98», в том числе ликвидатору ФИО1, составлять промежуточный ликвидационный баланс <***> "ДАР - 98" иликвидационный баланс <***> "ДАР - 98"; производить реализацию движимого, недвижимого имущества, принадлежащего <***> "ДАР - 98", на каком-либо вещном праве, а также производить реализацию иных имущественных прав;

Запретить единственному учредителю (участнику) Общества с ограниченной ответственностью проектно-строительная фирма «Дар-98» - ФИО2,   утверждать   промежуточный   ликвидационный   баланс   <***> "ДАР - 98" и ликвидационный баланс ООО "ДАР-98"; производить реализацию (отчуждать) движимого-недвижимого имущества, принадлежащего ФИО2, на каком-либо вещном праве, а также производить реализацию иных имущественных прав;

Запретить УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике, а также ее подразделениям, вносить сведения о прекращении (ликвидации) <***> "ДАР - 98" в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц;

Запретить Банку России и его подразделениям по КБР согласовывать промежуточный ликвидационный и/или ликвидационный баланс <***> "ДАР - 98";

Запретить Управлению Росреестра по КБР, проводить государственную регистрацию сделок по реализации (отчуждению) недвижимого имущества, принадлежащего <***> "ДАР - 98", на каком - либо вещном праве, а также государственную регистрацию перехода права собственности <***> "ДАР - 98" на иных лиц;

Запретить УправлениюГИБДДпо КБР, осуществлять регистрацию/перерегистрацию перехода права собственности на автотранспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, принадлежащие <***> "ДАР - 98";

Запретить Управлению Ростехнадзора по КБР осуществлять регистрацию/перерегистрацию перехода права собственности на спецтехнику, самоходные машины и другие виды техники; трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, принадлежащие <***> "ДАР - 98" на каком - либо вещном праве;

Наложить аресты, на расчетные/лицевые счета <***> "ДАР - 98" .

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано  в Шестнадцатый арбитражный суд  апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья                                                                                          А.В. Выборнов