О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. НальчикДело №А20-4043/2019
01 февраля 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 26 января 2021 года
Полный текст определения изготовлен 01 февраля 2021 года
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Л.К. Дабаговой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Р.Соблировой
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди гражданина Тхаитлова Беслана Сафарбиевича, г. Нальчик задолженности в размере 2 098 778,62 руб.
У С Т А Н О В И Л:
Решением Арбитражного суда КБР от 11.11.2019 года ФИО1 Беслан Сафарбиевич признан несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура реализации имущества сроком на три месяца до 31.01.2020. Финансовым управляющим суд утвердил ФИО2 (360000, КБР, <...>) из числа членов Ассоциации МСРО «Содействие».
В рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) гражданина Тхаитлова Беслана Сафарбиевича ФГКУ «Росвоенипотека» обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о включении в реестр требований кредиторов гражданина Тхаитлова Беслана Сафарбиевичазадолженности в размере 2 098 778,62 руб., из которых: 1 821 136,10 руб. – основной долг, 277 642,52 руб. – проценты за пользование целевым жилищным займом по ставке рефинансирования ЦБ РФ 4,25% на дату возврата средств на именной накопительный счет – 02.09.2020.
Финансовый управляющий должника отзывом на заявление просил отказать в удовлетворении заявления в связи с необоснованностью и пропуском срока исковой давности, а также сроком для предъявления кредитором своих требований.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.12.2002 (далее – Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве установлено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 №45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу пункта 1 статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.
Согласно статье 810 Гражданского кодекса Российской Федерации, заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа; если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 334, пунктом 1 статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" 02.04.2013 между ФИО3 (заемщик) и Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») (займодавец) заключен договор №1209/00059829 целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, по условиям которого займодавец предоставляет заемщику заем в размере 950 266,10 руб. для уплаты первоначального взноса в целях приобретения жилого помещения (квартиры) по договору купли-продажи в собственность заемщика с использованием ипотечного кредита по кредитному договору от 02.04.2013 №ВИ-16-099, выданному ЗАО «Русский строительный банк» (кредитор), находящегося по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Гагарина, 34, кв. 55, площадью 52 кв.м., состоящего из 2-х комнат, находящегося на 3 этаже, договорной стоимостью 2 000 000 рублей; для погашения обязательств перед кредитором по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете должника.
Согласно пункту 6 договора целевого жилищного займа №1209/00059829 от 02.04.2013, заключенному между должником и ФГКУ "Росвоенипотека", погашение целевого жилищного займа осуществляется займодавцем (ФГКУ "Росвоенипотека").
Пунктом 7 договора предусмотрено, что в случае, если заемщик (должник) досрочно уволен с военной службы и у него не возникли основания, представленные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", устанавливающие основания возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете, целевой жилищный займ подлежит возврату займодавцу.
Согласно пункту 8 договора средства целевого жилищного займа подлежат возврату заемщиком после возникновения оснований для исключения заемщика из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
После приобретения ФИО3 квартиры на основании договора купли-продажи от 23.04.2013 соответствующее обременение в виде залога на квартиру зарегистрировано в ЕГРН за ЗАО «Русский строительный банк» и Министерством обороны Российской Федерацией.
Согласно доводам кредитора, поскольку квартира приобреталась с использованием целевого жилищного займа и ипотечного кредита и на основании пункта 4 статьи 77 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке), пункта 10 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2008 N 370 (далее - Правила предоставления целевых жилищных займов), пункта 4 договора ЦЖЗ, она считается находящейся одновременно в залоге у ЗАО «Русский строительный банк» и Российской Федерации в лице ФГКУ "Росвоенипотека", с даты государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
При этом согласно договору целевого жилищного займа от 02.03.2013, заключенному должником и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", погашение целевого жилищного займа осуществляется займодавцем (учреждение) (пункт 6 договора). В случае, если заемщик (должник) досрочно уволен с военной службы и у него не возникли основания, представленные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон N 117-ФЗ), устанавливающие основания возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете, целевой жилищный займ подлежит возврату займодавцу (пункт 7 договора). Согласно пункту 8 договора средства целевого жилищного займа подлежат возврату заемщиком после возникновения оснований для исключения заемщика из реестра участников НИС.
Право собственности должника на указанную квартиру подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2013 серия 07-АВ N 335916.
Согласно пунктам 75 Правил предоставления целевых жилищных займов, в случае, если участник досрочно уволен с военной службы и у него не возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона, участник возвращает уполномоченному органу средства целевого жилищного займа, а также средства, учтенные на именном накопительном счете участника и перечисленные уполномоченным органом в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения участника из реестра участников (далее -Задолженность). Согласно подпункту «в» пункта 80 Правил предоставления целевых жилищных займов, при нарушении сроков возврата задолженности участник платит уполномоченному органу неустойку в виде пеней в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
В соответствии с Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, регистрирующий орган вносит в реестр запись об исключении военнослужащего из реестра с указанием реквизитов этих документов и направляет в уполномоченный федеральный орган сведения об исключении военнослужащего из реестра по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом.
В соответствии с п. 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005г. №655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников НИС.
Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти об исключении военнослужащего из реестра участников НИС.
На основании сведений, полученных ФГКУ «Росвоенипотека» из регистрирующего органа (вх. № 276 дсп от 21.11.2016г.) именной накопительный счет ФИО3 аннулирован 29.11.2016 в связи с ошибочным включением в реестр участников НИС. На дату закрытия именного накопительного счета у ФИО3 образовалась задолженность перед ФГКУ «Росвоенипотека» по договору ЦЖЗ на сумму 1 821 136 руб. 10 коп.
Из возражения финансового управляющего следует, что кредитор 16.12.2016 направил должнику письмо о задолженности и требованием о погашении.
По состоянию на 01.09.2018 за счет средств учреждения исполнены обязательства по погашению обязательств по договору ипотечного кредита от 17.10.2011 N 47/ВИ/10-2011 на общую сумму 2 289 674 рубля 09 копеек.
Суд считает требования кредитора необоснованными ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 117-ФЗ участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников. Целевой жилищный заем - денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с данным Законом (пункт 8 статьи 3 Закона N 117-ФЗ). Согласно статье 14 Закона N 117-ФЗ источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника. Со дня предоставления целевого жилищного займа учет дохода на именном накопительном счете участника осуществляется, исходя из остатка накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете. Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закон N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Особенности погашения целевого жилищного займа установлены статьей 15 Закона N 117-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 117-ФЗ погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 данного Закона, а также в случаях, указанных в статье 12 названного Закона.
Категории военнослужащих, относящихся к участникам накопительно-ипотечной системы, определены частью 1 статьи 9 Закона N 117-ФЗ. При наличии оснований, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие включаются в реестр участников, формируемый федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу) представляет собой исполнение государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655) предусмотрено, что основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, а в случае ошибочного открытия указанного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы; при этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в федеральный бюджет; документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа об исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы (пункты 7 и 8).
Основания исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников накопительно-ипотечной системы перечислены непосредственно в части 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". В качестве таковых выступают: 1) увольнение военнослужащего с военной службы; 2) исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; 3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета (данные положения полностью воспроизведены в пункте 18 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
В силу приведенных нормативных положений исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы возможно только при наличии одного из указанных оснований. Если же лицо ошибочно было включено в реестр участников накопительно-ипотечной системы, то аннулирование записи о нем в реестре и закрытие специального накопительного счета допускаются только до момента получения им соответствующих денежных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года N 1-П указал на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Как следует из названного Постановления, такое правовое регулирование, при котором добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает существенный источник дохода, который он получал в течение длительного времени, при том, что возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, не соответствует принципу справедливого равновесия между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица.
Из этого исходит и Верховный Суд Российской Федерации, который в определении от 15 июня 2017 года N 206-КГ17-4 указал, что действия должностных лиц Управления расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанные с прекращением исполнения взятых на себя обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего после фактического включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы и предоставления целевого жилищного займа, на законе не основаны.
Иное истолкование и применение оспариваемых законоположений, в том числе судами, расходилось бы с их действительным смыслом и вело бы к нарушению гарантий прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации. Указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 2794-О
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что кредитор по договору ЦЖЗ перечислил 1 821 136 руб. 10 коп., последний платеж произведен 24.11.2016.
Таким образом, ФГКУ «Росвоенипотека» неправомерно аннулировало запись о должнике в реестре и закрыло специальный накопительный счет уже после получения им денежных средств.
Кроме того, финансовым управляющим заявлено о пропуске кредитором срока исковой давности.
В силу статей 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ, пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43) исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" возражения на требования конкурсных кредиторов, основанные на пропуске исковой давности, являются средством защиты заинтересованных лиц, а потому могут заявляться любым лицом, имеющим право на заявление возражений относительно требований кредиторов в соответствии со статьями 71 или 100 Закона о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В пункте 24 Постановления N 43 разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (пункт 1 статьи 207 ГК РФ).
Судом установлено, что последний платеж произведен кредитором 24.11.2016, 29.11.2016 именной накопительный счет ФИО3 аннулирован. 16.12.2016 заявитель направил должнику письмо о задолженности с требованием погашения.
Трехлетний срок исковой давности начинает течь с момента, когда истец узнал о предполагаемом нарушении его прав. Учитывая направление 16.12.2016 требования должнику о возврате денежных средств, вследствие ошибочного включения в программу НИС военнослужащих.
Поскольку ФГКУ «Росвоенипотека» обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении требований в реестр 01.12.2020, заявителем пропущен срок исковой давности.
Доказательств взыскания задолженности по договору целевого жилищного займа от 02.04.2013 в судебном порядке, предъявления решения суда к исполнению заявителем не представлено; кредитор с заявлениями в суд не обращался и в принудительном порядке задолженность с должника не взыскивалась.
Отсутствие решений судов о взыскании задолженности по указанному договору, возбужденные и оконченные исполнительные производства за период времени с 2016 года по настоящее время свидетельствуют о пропуске кредитором ФГКУ «Росвоенипотека» процессуального общего срока исковой давности для обращения с заявлением о взыскании задолженности и включения в реестр требований кредиторов.
При данных обстоятельствах пропуск срока исковых требований заявлен обосновано, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Кроме того, финансовый управляющий должника в возражении указала на пропуск срока предъявления кредитором своих требований с целью включения в реестр требований кредиторов.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.10.2019 по делу №А20-4043/2019 гр. ФИО1 Беслан Сафарбиевич признан несостоятельным (банкротом), в отношении гр. Тхаитлова Беслана Сафарбиевича введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим утверждена ФИО2. Сведения о введении процедуры реализации имущества должника направлены для опубликования в соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ: сообщение в ЕФРСБ и в официальном печатном издании - объявление № 01210002893 от 09.11.2019. Таким образом, срок для предъявления кредиторами требований в деле о банкротстве истек 09.01.2020.
ФГКУ «Росвоенипотека» обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении требований в реестр 01.12.2020, т.е. с пропуском срока для предъявления своих требований в рамках дела о банкротстве должника. Кредитор также не заявил ходатайства о восстановлении срока на включение в реестр требований кредиторов.
Процедура банкротства является публичной, сведения о введении процедуры банкротства публикуются в издании «Коммерсантъ», в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве; судебные акты арбитражного суда по делам о банкротстве публикуются на федеральном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет.
Данные публикации носят общедоступный характер. Кредитор не был лишен либо ограничен в информации о введении в отношении должника процедуры банкротства, и, следовательно, имел возможность своевременно обратиться в арбитражный суд с требованием о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника.
Однако, несмотря на все возможности своевременно обратиться в арбитражный суд с настоящим требованием, кредитор пропустил установленный законом о банкротстве срок закрытия реестра требований кредиторов должника.
Кредиторы и третьи лица, включая кредитные организации, в которых открыты банковский счет и (или) банковский вклад (депозит) гражданина-должника, считаются извещенными об опубликовании сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, по истечении пяти рабочих дней со дня включения таких сведений в ЕФРСБ, если не доказано иное, в частности, если ранее не было получено уведомление, предусмотренное абзацем восьмым пункта 8 статьи 213.9 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 213.7 Закона о банкротстве).
Таким образом, кредитору было известно о признании ФИО4 банкротом и ГКУ «Росвоенипотека» не могло не знать о необходимости своевременной подачи требования о включении в реестр требований кредиторов должника, и обладало возможностью это сделать.
На основании п.4 ст.142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №58, если залоговый кредитор предъявил свои требования к должнику или обратился с заявлением о признании за ним статуса залогового кредитора по делу с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, он не имеет специальных прав, предоставляемых залогодержателям Законом о банкротстве (право определять порядок и условия продажи заложенного имущества в конкурсном производстве и др.).
Исходя из п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан", если кредитор по требованию, обеспеченному залогом единственного пригодного для постоянного проживания должника и членов его семьи жилого помещения, не предъявил это требование должнику в рамках дела о банкротстве либо обратился за установлением статуса залогового кредитора с пропуском срока, определенного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, и судом было отказано в восстановлении пропущенного срока, такой кредитор не вправе рассчитывать на удовлетворение своего требования за счет предмета залога, в том числе посредством обращения взыскания на данное имущество вне рамок дела о банкротстве. Соответствующее требование учитывается в реестре требований кредиторов как не обеспеченное залогом.
Таким образом, суд отказывает в признании требования ФГУ «Федеральное управление накопительноипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», как подлежащего включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника и обеспеченного залогом имущества должника.
Исследовав доказательства, арбитражный суд пришел к выводу и об отсутствии оснований для признания требования кредитора подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества должника.
При данных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Федеральному государственному казенному учреждению «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов гражданина Тхаитлова Беслана Сафарбиевича задолженности в размере 2 098 778,62 руб. отказать.
Настоящее определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Судья Л.К. Дабагова