ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А20-5834/18 от 24.07.2019 АС Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о включении в реестр требований кредиторов

г. НальчикДело №А20-5834/2018

31 июля 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 24 июля 2019 года

Определение в полном объеме изготовлено 31 июля 2019 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Кустовой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жилоковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Сина», г. Чегем, задолженности перед бюджетом в размере 8 687 704 рублей 95 копеек,

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 20.06.2019 №09-19/06164,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральная налоговая служба России в лице Управления ФНС России по КБР (далее – заявитель, ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью «Сина» (далее – должник) задолженности перед бюджетом третьей очереди в сумме 8 687 704 рублей 95 копеек, в том числе 5 548 215 рублей по налогу на добавленную стоимость, 364 055 рублей 38 копеек пени по налогу на добавленную стоимость, 1 107 рублей 23 копейки пени по налогу на доходы физических лиц, 42 рублей 46 копеек пени по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 151 рубль 37 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, 26 рублей 01 копейка пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование, 2 774 107 рублей 50 копеек штрафа по налогу на добавленную стоимость.

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения заявления надлежащим образом, в том числе публично путём размещения информации на сайте Арбитражного суда КБР в сети Интернет.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявленные требования. Одновременно пояснил, что доказательств принятия мер администрирования задолженности по налогам и страховым взносам, на которые начислены 1 107 рублей 23 копейки пени по налогу на доходы физических лиц, 42 рублей 46 копеек пени по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 151 рубль 37 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, 26 рублей 01 копейка пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование, налоговая инспекция представить не может. Сами налоги, на которые начислены пени, должником уплачены, страховые взносы и НДФЛ – в 2017 году, ЕНВД уплачен в 2018 году,

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению с учетом следующего.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда КБР от 05.03.2019общество с ограниченной ответственностью «Сина», ОГРН <***>, ИНН <***>, было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, как ликвидируемого должника сроком на три месяца, конкурсным управляющим утвержден ФИО2. Решением суда от 05.03.2019 должник был признан несостоятельным (банкротом), как ликвидируемый должник, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на три месяца, конкурсным управляющим утвержден ФИО2, судебное заседание по итогам процедуры было назначено на 27.05.2019. Определением от 27.05.2019 срок конкурсного производства был продлен на один месяц. Решением суда от 05.03.2019 должник был признан несостоятельным (банкротом), как ликвидируемый должник, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на три месяца, конкурсным управляющим утвержден ФИО2, судебное заседание по итогам процедуры было назначено на 27.05.2019. Определением от 01.07.2019 срок конкурсного производства был продлен на два месяца.

В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) уполномоченным органом признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» предусмотрено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

В силу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии со статьями 113, 125 настоящего Федерального закона право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 71 и 100 настоящего Федерального закона.

Из смысла пункта 3 статьи 100 Закона о банкротстве вытекает, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд конкурсным управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственников имущества должника, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

В силу пункта 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявлять свои требования к должнику в течение двух месяцев с даты опубликования объявления о признании должника банкротом; реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Объявление о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 15.03.2019, с заявлением о включении в реестр требований кредиторов заявитель обратился в Арбитражный суд КБР 08.05.2019.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 года решением от 14.06.2018 №16536 должник был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 2 774107 рублей 50 копеек, должнику доначислено

5 548 251 рубль задолженности по налогу, 364 055 рублей 38 копеек пени в связи с его несвоевременной уплатой. Указанное решение вступило в силу, должником в установленном порядке не оспорено. В дальнейшем налоговым органом было вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, решение от 21.11.2018 №07240037848 и соответствующее постановление о взыскании задолженности за счет имущества.

Поскольку наличие задолженности по налогу на добавленную стоимость подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе требованием, решением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств, решением и постановлением о взыскании задолженности за счет имущества должника, а доказательств уплаты суду не представлено, возражений не заявлено, требования заявителя в части 8 686 377 рублей 88 копеек, из которых 5 548 251 рубль - задолженность по налогу на добавленную стоимость, 364 055 рублей 38 копеек задолженность по пене в связи с его несвоевременной уплатой, 2 774 107 рублей 50 копеек – штраф за неуплату налога на добавленную стоимость, подлежит удовлетворению.

В остальной части суд признает требование уполномоченного органа необоснованным с учетом следующего.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, производится в судебном порядке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 №20-П и Определении от 04.07.2002 №202-О, пени являются дополнительным платежом, компенсирующим потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Поэтому налоговая инспекция вправе взыскивать пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога. Проверка соблюдения отделением срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.

Из пояснений представителя заявителя следует, что налоги, на которые начислены пени в размере 1 107 рублей 23 копейки по налогу на доходы физических лиц, 42 рублей 46 копеек по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 151 рубль 37 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, 26 рублей 01 копейка по страховым взносам на обязательное социальное страхование, были уплачены должником, страховые взносы и НДФЛ – в 2017 году, ЕНВД уплачен в 2018 году. Доказательств направления должнику требований об уплате вышеуказанных пеней в установленные сроки, принятия соответствующих мер администрирования по взысканию указанных сумм пеней, заявителем суду не представлено, в связи с чем требование заявителя в указанной части удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 134 Закона о банкротстве требования уполномоченного органа являются требованиями кредиторов третьей очереди реестра требований кредиторов должника. В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Требования заявителя удовлетворить частично.

Включить Федеральную налоговую службу в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Сина» третьей очереди с суммой задолженности в размере 8 686 377 рублей 88 копеек, из которых 5 548 251 рубль - основной долг, 364 055 рублей 38 копеек – пеня, 2 774 107 рублей 50 копеек – штраф. В остальной части отказать.

Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья С.В. Кустова