АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Южно - Сахалинск № дела А59 – 3297/2014
26 а в г у с т а 2014г.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего __Д Ж А В А Ш В И Л И В. Н.______
с у д е й _____________________________________________________
при ведении протокола судебного заседания секретарем КОСТЫК А. А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Сахалинской региональной общественной организации «Федерация дзюдо и самбо» (ОГРН 1026500002968, ИНН 6501084242) к Министерству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области об оспаривании приказа от 16. 04. 14 № 28.
В заседании приняли участие:
от заявителя –
от ответчика –
у с т а н о в и л:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным приказа от 16. 04. 14 № 28, которым у заявителя отозвана государственная аккредитация по виду спорта «самбо».
В обоснование своего требования заявитель указал, что оспариваемый приказ по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства. В частности, в нарушение пунктов 1. 2, 2. 1 и 2. 2 Положения о видах правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 26. 01. 10 № 12, оспариваемый акт издан в форме приказа, в то время как акты, носящие ненормативный характер, издаются в форме распоряжений. Обжалуемый акт не содержит указания на нормы закона, нарушение которых привело к принятию решения об отзыве аккредитации. Привел и другие доводы, изложенные в заявлении.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом своего представителя в судебное заседание не направил.
Ответчик также своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В представленном отзыве на заявление указал на несогласие с требованием заявителя по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.
В порядке статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия лиц, участвующих в деле.
В соответствии со ст. ст. 27 и 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, . . . органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, . . .затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, доводы заявления и отзыва на него, суд пришел к выводу о наличии процессуальных оснований к прекращению производства по делу ввиду того, что заявленные требования неподведомственны арбитражному суду.
Нормы части 1 статьи 198 АПК РФ предусматривают право на общение в арбитражный суд граждан, организаций и иных лиц с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, которые нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Частью 2 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности и, в частности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 33 АПК РФ определяется специальная подведомственность дел арбитражным судам, к которым, в частности, относятся дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ).
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 20 Постановления Пленума от 09. 12. 2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно части 1 статьи 27, пункту 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 Кодекса арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей. Эти дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Предметом спора по настоящему делу является оспаривание региональной общественной организацией «Федерация дзюдо и самбо» решения Министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области об отзыве государственной аккредитации по виду спорта «самбо».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04. 12. 2007 № 329 - ФЗ и статей 2, 5, 6 Устава Сахалинской региональной общественной организацией «Федерация дзюдо и самбо», утвержденной конференцией, протокол от 11. 04. 13 № 4 региональная спортивная федерация - региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации (далее - региональная общественная организация), или структурное подразделение (региональное отделение) общероссийской спортивной федерации, которые получили государственную аккредитацию и целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.
В силу части 2. 2 статьи 2 Устава общественной организации федерация осуществляет деятельность в соответствии, в том числе, с Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19. 05. 95 № 82 – ФЗ и «О некоммерческих организациях» от 12. 01. 96 № 7 – ФЗ.
Таким образом, Сахалинская региональная общественная организация «Федерация дзюдо и самбо», является некоммерческой организацией.
Приобщенный к материалам дела устав общественной организацией «Федерация дзюдо и самбо» также подтверждает правовой статус федерации в качестве некоммерческого объединения, не имеющего в качестве цели деятельности извлечение прибыли (статья 4).
Так, из статьи 4 Устава следует, что федерация создана в целях развития дзюдо и самбо на территории Сахалинской области, содействия в подготовке, организации и участия спортсменов сборной команды Сахалинской области по дзюдо в составе сборной команды Российской Федерации, пропаганды здорового образа жизни и общечеловеческих ценностей и достижения иных аналогичных целей.
Таким образом, суд, учитывая вышеизложенное, считает, что в арбитражный суд обратилась некоммерческая организация, деятельность которой не является предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Требования федерации о признании недействительным приказа об отзыве аккредитации не затрагивают его интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16. 1 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04. 12. 2007 № 329 - ФЗ региональные спортивные федерации вправе:
1) организовывать и проводить, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионаты, первенства и кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков субъекта Российской Федерации;
2) обладать всеми правами на использование символики и наименований спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики субъекта Российской Федерации;
3) организовывать и проводить региональные и межмуниципальные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта;
4) получать финансовую и иную поддержку в целях развития соответствующих видов спорта из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;
4.1) осуществлять подготовку контролеров-распорядителей;
5) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Возможность заключения некоммерческой организацией договоров, необходимых для осуществления ее уставной деятельности, и ее участие в гражданских правоотношениях влекут возможность рассмотрения арбитражным судом спора, который может вытекать из исполнения таких договоров или из соответствующих гражданско - правовых отношений, однако не влечет подведомственности арбитражному суду споров об оспаривании ненормативных правовых актов, не вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, возникший между региональной общественной организацией и Министерством Сахалинской области спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку связан с уставной деятельностью юридического лица - некоммерческой организации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в случаях, когда дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу подлежит прекращению.
Доказательства обращения региональной общественной организации в суд общей юрисдикции в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для рассмотрения спора, возникшего между региональной общественной организацией (некоммерческой организации) и Министерством. В этой связи производство по делу подлежит прекращению.
В связи с прекращением производства по заявлению государственная пошлина в общем размере 2 000 рублей, уплаченная общественной организацией за рассмотрение заявления, подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 333. 40 НК РФ.
Руководствуясь п. 1 ст. 150, ст. ст. 151, 184, 185 и 188 АПК РФ, с у д
о п р е д е л и л:
Производство по делу № А59 - 3297/2014 по заявлению Сахалинской региональной общественной организации «Федерация дзюдо и самбо» (ОГРН 1026500002968, ИНН 6501084242) к Министерству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области о признании недействительным приказа от 16. 04. 14 № 28 прекратить.
Возвратить Сахалинской региональной общественной организации «Федерация дзюдо и самбо» (ОГРН 1026500002968, ИНН 6501084242) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 11. 07. 14 № 15.
Определение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.
Председательствующий В. Н. ДЖАВАШВИЛИ.