Арбитражный суд Калининградской области
ул. Рокоссовского, д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@ arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Калининград
Дело №
А21-1508-66/2013
05
марта
2019 года
Резолютивная часть определения объявлена 04 марта 2019 года.
Полный текст определения изготовлен 05 марта 2019 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Скорняковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём с/з Чурилиной Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФНС России на действия арбитражного управляющего ФИО1
при участии в судебном заседании: согласно протоколу,
установил:
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 08.05.2013 в отношении общества с ограниченной ответственностью Международное строительное предприятие «РОССБАН» (далее – ООО МСП «РОССБАН») введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утвержден ФИО2.
Решением суда от 16.12.2013 ООО МСП «РОССБАН» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
Определением суда от 30 октября 2017 года конкурсным управляющим утвержден ФИО3
Конкурсный кредитор ФНС России обратилась с жалобой на действия арбитражного управляющего ФИО1 в период исполнения им обязанностей конкурсного управляющего Должником, выразившиеся в:
1. неопубликовании результатов проведения процедуры банкротства наблюдения в отношении ООО «МСП «РОССБАН» в нарушение ст. 28 Закона о банкротстве;
2. предоставлении собранию кредиторов отчета конкурсного управляющего 28.10.2016, не соответствующего требованиям Приказа Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» в части "указания сведений о балансовой и рыночной стоимости активов должника, размере текущих обязательств должника;
3. неразмещении в ЕФРСБ сведений о заключении договоров купли-продажи имущества ООО «МСП «РОССБАН» в нарушение п. 7.3 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников входе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденых Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495;
4. неразмещении в ЕФРСБ сообщения о результатах проведения тор" имуществом должника, состоявшихся 12.05.2015, 18.12.2015, 26.02.2016, в газете « Коммерсантъ» - 12.05.2015, 02.10.2015, 18.12.2015, 26.02.2016, 30.09.2016, а также неразмещения сведений в части состоявшихся 26.09.2014 торгов имуществом OОО МСП «Россбан» на сумму 73 259 280,00 руб. в нарушение п. 9 ст. 110 и п. 6 ст.28 Закона о банкротстве;
5. непредставлении в налоговые органы налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «МСП «РОССБАН»;
6. неудержании и неуплаты НДФЛ с выплаченной заработной платы в нарушение пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве и статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации;
7. неприложении к отчету конкурсного управляющего ООО «МСП «РОССБАН» о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства 28.10.2016 документов, подтверждающих указанные в них сведения, в нарушение п. 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299;
8. несвоевременном проведении мероприятий по закрытию открытых расчетных счетов в нарушение пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве;
9. нарушении очередности погашения текущих платежей по налогам, в т.ч. НДФЛ с выплаченной заработной платы, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве;
10. несвоевременном необращении в суд с ходатайством об увеличении лимитов расходов на привлеченных специалистов, необходимых для исполнения обязанностей конкурсного управляющего, что является нарушением требований части 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве;
11. использовании специального банковского счета для расчетов по договорам купли-продажи имущества, не являющего предметом залога, в нарушение ст. 138 и 133 Закона о банкротстве;
12. несвоевременном исполнении обязанности по передаче имущества ООО»МСП «РОССБАН» покупателю ООО «ДальБалтикстрой», что привело к взысканию с ООО «МСП «РОССБАН» неустойки.
Информация о данном судебном заседании, а также тексты судебных актов по делу размещены в Картотеке арбитражных дел в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Лица, участвующие в деле и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, считаются извещёнными, в том числе в порядке ч. 6 ст. 121 АПК РФ. Какие-либо ходатайства, в том числе по вопросу о возможности проведения данного судебного заседания, не поступили.
Судебное заседание проведено в отсутствие лиц, не обеспечивших явку представителей.
Представитель уполномоченного органа, выступив в судебном заседании, доводы жалобы поддержал.
Конкурсный управляющий просит в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзывах.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им оценку в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает жалобу ФНС России подлежащей удовлетворению в части.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрено право конкурсных кредиторов обжаловать действия (бездействие) арбитражного управляющего, нарушающие их права и законные интересы.
По правилам статьи 60 Закона о банкротстве жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке и сроки, установленные пунктом 1 указанной статьи Закона о банкротстве.
В таком же порядке и в сроки рассматриваются жалобы на действия (бездействия) арбитражного управляющего лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (пункт 3 статьи 60 Закона о банкротстве).
Основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом:
- или факта несоответствия этих действий (бездействия) законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей);
- или факта несоответствия этих действий (бездействия) требованиям разумности;
- или факта несоответствия этих действий (бездействия) требованиям добросовестности.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего бремя доказывания должно распределяться следующим образом: кредитор либо иное лицо обязан доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает права и законные интересы кредитора либо данного лица, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям закона, добросовестности и разумности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве (пункт 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве).
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий и бездействия конкурсного управляющего незаконными. При этом предусмотренный в указанных нормах перечень не является исчерпывающим.
Доводы первого пункта жалобы уполномоченного органа о том, что конкурсный управляющий ФИО1 обязан был осуществить публикацию сведений о результатах процедуры банкротства наблюдение (в которой он не был временным управляющим), судом рассмотрены, не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Положениями пункта 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ предусмотрено, что не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:
- наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
- наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
- фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
- наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
- наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;
- стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника и дата окончания инвентаризации в случае, если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась инвентаризация;
- сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, оснований для превышения размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;
- балансовая стоимость (при наличии) имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также дата, на которую эта стоимость определена;
- выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
- источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
- дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
Пункт 6.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 189-ФЗ.
Пунктом 6.2 приведенной нормы предусмотрены специальные положения, касающиеся соответствующего сообщения по результатам процедуры наблюдения. Пункт 6.2 также введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 189-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что он вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а пункт 1 статьи 1 Федерального закона, которым внесены изменения в статью 28 Закона о банкротстве, вступает в силу с 01.07.2014.
Процедура наблюдения в отношении должника завершена решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.2013 года, то есть до включения в статью 28 Закона о банкротстве пунктов 6.1, 6.2. Следовательно, у арбитражного управляющего ФИО1, как и у временного управляющего ФИО2, не возникло обязанности, предусмотренной указанными положениями.
Доводы жалобы по второму пункту о том, что Отчет конкурсного управляющего не содержит сведения о сформированной конкурсной массе и о сумме текущих обязательств Должника, рассмотрены судом, не подлежат удовлетворению.
Сведения об имуществе Должника включены в Отчет, что подтверждается материалами дела, в отношении указания сумм текущих обязательств Должника, по мнению суда, у арбитражного управляющего отсутствовала обязанность по указанию таких сведений.
В силу пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Перечень сведений, который должен содержаться в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности, предусмотрен в пункте 2 названной статьи Закона о банкротстве.
Абзацем одиннадцатым пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве к сведениям, подлежащим обязательному указанию конкурсным управляющим в отчете, отнесены сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка.
Между тем абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве в указанной редакции введен пунктом 33 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 482-ФЗ).
Пунктами 7 и 8 Закона N 482-ФЗ установлено, что к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу данного Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.
С момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения Закона о банкротстве (в редакции данного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве (в редакции указанного Федерального закона).
Учитывая, что дело о несостоятельности (банкротстве) ООО «МСП «Россбан» возбуждено 28.02.2013 года, процедура конкурсного производства в отношении должника введена решением от 08.05.2013 года, то к настоящему делу положения Закона о банкротстве применяются без учета изменений, внесенных Законом N 482-ФЗ.
При этом в пункте 2 статьи 143 Закона о банкротстве до внесения вышеуказанных изменений Законом N 482-ФЗ отсутствовали требования об обязательном указании в отчете конкурсного управляющего сведений о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка.
Пункт 3 жалобы содержит указание на неисполнение конкурсным управляющим обязанности по опубликованию сведений о заключении Договоров купли-продажи по итогам торгов имущества Должника. Суд полагает, что данный пункт жалобы подлежит удовлетворению в части, исходя из даты вступления в законную силу Приказа Минэкономразвития № 495 от 23 июля 2015 года (дата вступления 08.03.2016 года).
Министерство экономического развития Российской Федерации приказом от 23 июля 2015 г. N 495 утвердило Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1) (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2016 г., регистрационный номер 41182, 26 февраля 2016 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Согласно пункту 4 названного приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 положения нового Порядка проведения торгов применяются к отношениям по продаже имущества или предприятия должника на торгах в электронной форме, если сообщение о продаже имущества или предприятия должника опубликовано в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Законом о несостоятельности, после даты вступления в силу настоящего приказа.
Таким образом, у конкурсного управляющего возникла обязанность по опубликованию данных сведениям только после 08.03.2016 года (с пункта 10 по пункт 17, по состоявшимся торгам, таблица пункта 3 жалобы).
Доводы жалобы относительно отсутствия публикаций сведений о проведении торгов по продаже имущества на ЕФРСБ и в газете «КоммерсантЪ» подлежат удовлетворению, т.к. материалами дела подтверждается факт неопубликования сообщений в ЕФРСБ по торгам от 12.05.2015г. и от 18.12.2015г., в газете «КоммерсантЪ» - от 12.05.2015г., 02.10.2015г.
Жалоба в части признания действий конкурсного управляющего ФИО1 по непредоставлению в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве, с даты утверждения конкурсного управляющего, он исполняет обязанности руководителя должника и иных органов управления должника. Перечень обязанностей конкурсного управляющего, предусмотренный пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, не является исчерпывающим.
Следовательно, именно на конкурсного управляющего согласно положениям пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статей 23, 24, 27 НК РФ возлагается обязанность по организации ведения бухгалтерского учета должника, и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности.
При этом, наличие специальной ответственности за нарушения в рамках правоотношений по ведению бухгалтерского учета, предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов не исключают ответственности лица, исполняющего обязанности конкурсного управляющего за ненадлежащее исполнение данных обязанностей, выразившихся в необеспечении исполнения должником возложенных на него обязанностей по ведению бухгалтерского учета, предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности, уплате налогов. Равным образом не освобождает конкурсного управляющего как руководителя должника от исполнения предусмотренных законом обязанностей то обстоятельство, что налоговым органом не были применены меры налогового контроля в отношении должника, так как данное обстоятельство не освобождает должника и его руководителя от обязанности соблюдать требования законодательства.
Конкурсным управляющим факты вмененных ему нарушений в виде непредставления бухгалтерской и налоговой отчетности после его утверждения конкурсным управляющим не отрицались, наличие объектов налогообложения подтверждено данными, отраженными в отчете конкурсного управляющего.
Налоговые декларации были направлены арбитражным управляющим в налоговый орган после принятия данной жалобы уполномоченного органа к производству, что не может являться надлежащим исполнением соответствующей обязанности.
Согласно п. 6 жалобы неправомерные действия конкурсного управляющего ФИО1 выражены в неудержании и неуплате НДФЛ с выплаченной заработной платы в сумме 14 499 995,36 руб. в нарушение пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве и статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Отчетом конкурсного управляющего от 28.10.2016 во вторую очередь реестра требований кредиторов включена задолженность в сумме 5 910 535,04 рублей. Вторая очередь реестра требований кредиторов удовлетворена в размере 2 588 984,66 рублей. Согласно выписке по расчетному счету № <***>, открытому в Калининградском филиале ПАО АКБ «Связь-Банк» всего на выплату заработной платы направлено 14 499 995,36 рублей (с назначением платежа «... на выплату заработной платы....»).
Частью 1 статьи 136 Закон о банкротстве установлено, что при определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 25 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (в редакции, действовавшей на дату введения процедуры банкротства в отношении ООО «МСП «РОССБАН») разъяснено, что при разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, судам необходимо иметь в виду следующее.
Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В соответствии со ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не шлющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Таким образом, конкурсным управляющим ФИО1 при выплате работникам должника задолженности по оплате труда, включая вторую очередь, должен был одновременно уплатить налог на доходы физических лиц в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Аналогичная позиция в настоящее время закреплена в п. 41.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 60 от 23.07.2009г. «О некоторых вопросах, связанных с принятием федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой требования работников, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, включаются в реестр требований кредиторов в полном размере без вычета подлежащих удержанию сумм налога на доходы физических лиц или членских профсоюзных взносов. В случае осуществления в ходе процедуры банкротства расчетов по таким требованиям удерживаемые должником суммы этого налога или таких взносов уплачиваются в режиме реестровых требований второй очереди.
Арбитражный управляющий ФИО1 пояснял, что он производил начисление НДФЛ и резервировал сумму НДФЛ на расчетном счете, но не производил ее выплату, мотивов таких действий суду не представлено, как и соответствующих доказательств.
Доказательства, подтверждающие начисление и оплату налога на доход физических лиц с выплаченной реестровой заработной платы в размере 2 588 984,66 руб., конкурсным управляющим ООО «МСП «РОССБАН», в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы по данному пункту признаются обоснованными, жалоба в указанной части подлежит удовлетворению.
Жалоба в части ненадлежащего исполнения обязанностей конкурсного управляющего, выразившееся в неприложении к Отчету от 28.10.2016 года необходимых документов, рассмотрена судом, признается обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже, чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Кроме того, в пункте 2 статьи 143 Закона о банкротстве установлен перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего.
В соответствии с Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства составляет в том числе отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства (пункт 2).
В отчетах арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов (пункт 3). Отчет арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде (пункт 4).
Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве (пункт 10).
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение (пункт 11 в соответствии с пунктом 10 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства является формой контроля собранием кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего.
Следовательно, конкурсный управляющий должен представлять собранию кредиторов достоверную информацию в полном объеме, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов. Материалами дела подтверждается, что Отчет конкурсного управляющего от 28ю.10.2016 года не содержит приложений в виде документов, подтверждающих сведения, изложенные в нем, в частности по расходованию денежных средств, погашению реестровой задолженности.
Доводы жалобы уполномоченного органа о несвоевременном проведении мероприятий по закрытии. Открытых расчетных счетов не нашли своего подтверждения, опровергнуты Справкой ПАО Банк «ФК Открытие» от 16.12.2015г. (том 5, лист дела 35), жалоба в данной части удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 9 жалобы неправомерные действия конкурсного управляющего ФИО1 выражены в нарушении очередности погашения текущих платежей по налогам, в т.ч. НДФЛ с выплаченной заработной платы, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.
Как следует из материалов дела, согласно отчету конкурсного управляющего от 28.10.2016 реализовано имущество ООО МСП «Россбан» на общую сумму 129 468 294,88 руб. (в т.ч. не залог 4 112 111 руб.) и 696 887,00 (не залог) рублей. Таким образом, незалоговое имущество реализовано на 4 808 998 руб., залоговое на 124 659 296,88 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 138 Закона о банкротстве в случае, если залогом имущества должника обеспечиваются требования конкурсного кредитора по кредитному договору, из средств, вырученных от реализации предмета залога, восемьдесят процентов направляется на погашение требований конкурсного кредитора по кредитному договору, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. Оставшиеся средства от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника в следующем порядке:
пятнадцать процентов от суммы, вырученной от реализации предмета залога. -для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника в целях погашения указанных требований;
оставшиеся денежные средства - для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
Исходя из вышеизложенного, денежные средства от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника в ере 24 931 859,37 руб. (124 659 296,88 * 20 / 100), из которых 6 232 964,84 руб. -5 % для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, 18 698 894,53 руб. - 15 % для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника в целях погашения указанных требований.
Согласно данным отчета конкурсного управляющего ФИО1 от 28.10.2016 общая сумма расходов на проведение процедуры банкротства в отношении должника составляла 9 510 823,42 руб., в т.ч. сумма вознаграждения арбитражного управляющего, проценты по вознаграждению временного управляющего составляли, расходы на оплату лиц, привлеченных конкурсным управляющим в ходе процедуры банкротства конкурсное производство.
Таким образом, общий размер расходов по погашению судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО «МСП Россбан» на 28.10.2016 составлял 9 510 823,42 рублей.
Исходя из вышеизложенного, зарезервированные денежные средства в размере 5 % в сумме 6 232 964,84 руб. должны были быть направлены на погашение текущих требований первой очереди, в том числе на оплату привлеченных специалистов.
Следовательно, непогашенная задолженность по текущим платежам первой очереди, в том числе на оплату привлеченных специалистов, оставалась непогашенной в размере 3 277 858,58 рублей (9 510 823,42 - 6 232 964,84).
В соответствии с отчетом конкурсного управляющего от 28.10.2016 во вторую очередь реестра требований кредиторов включена задолженность в сумме 5 910 535,04 рублей. Вторая очередь текущих платежей составляла 9 510 823,42 рублей.
Таким образом, денежных средств в размере 18 698 894,53 руб. (15 %) достаточно для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, которая составляет 15 421 358,46 руб., что подтверждается разделом Сведения о расходах на проведение конкурсного производства (стр. 33) отчета конкурсного управляющего ООО «МСП Россбан» от 28.10.2016.
Исходя из вышеизложенного, требования кредиторов первой и второй очереди должны были быть погашены от зарезервированных денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, которых было достаточно для погашения таких требований.
Следовательно, денежные средства в размере 1 531 139,42 руб. (4 808 998 -3 277 858,58), вырученные от реализации незалогового имущества должны были быть направлены на погашение текущей задолженности по налоговым платежам в размере 18 440 482,98 руб., в т.ч.:
- по НДС в сумме 9 111 212,11 руб.; налогу на имущество в сумме 7 396 443,71 руб.;
- транспортному налогу в сумме 1 932 827,16 рублей.
Однако в нарушение положений законодательства о несостоятельности, конкурсным управляющим ФИО1 погашение текущих платежей в ходе конкурсного производства не осуществлялось, что также привело к нарушению прав уполномоченного органа как кредитора в деле о банкротстве ООО МСП Россбан» на своевременное и полное удовлетворение своих требований.
Поскольку конкурсный управляющий погашал текущую задолженность четвертой очереди по которой не указан период ее образования минуя текущую задолженность уполномоченного органа, суд считает верным вывод о нарушении конкурсным управляющим очередности погашения задолженности по текущим платежам.
Доводы жалобы о том, что арбитражный управляющий несвоевременно обратился в суд с ходатайством об увеличении лимитов расходов на процедуру, рассмотрены судом, признаются обоснованными.
Арбитражный управляющий указывает, что превышение лимитов на процедуру банкротства началось в процедуре конкурсного производства с 14 июня 2016 года и составило 2 257 071 рубль.
Арбитражный управляющий обратился в суд с соответствующим ходатайством о признании обоснованными расходов на привлеченных специалистов только 06.02.2018 года, уже после принятия указанной жалобы к производству и не будучи конкурсным управляющим Должником, что не может являться, по мнению суда, разумным и добросовестным поведением и надлежащим исполнением обязанностей.
Доводы жалобы по п. 10 об использовании конкурным управляющим специального расчетного счета для расчетов по Договорам купли-продажи имущества, не являющегося предметом залога, нашли свое подтверждение в представленной Выписке по счету, а также в пояснениях арбитражного управляющего, который указал, что на основном счете имелась картотека, поэтому иногда был использован специальный счет, что является нарушением положений ст.133 и 138 Закона о банкротстве.
Жалоба в части признания ненадлежащим исполнение обязанностей конкурсного управляющего, выразившееся в несвоевременном исполнении обязанности по передаче имущества ООО «Даль-Балтикстрой» подлежат удовлетворению, т.к. данное уклонение установлено решениями суда по делам №А21-7599/2015, А21-1830/2016, А21-1829/2016, привело к дополнительным расходам в виде неустойки и государственной пошлины, подлежащим удовлетворению из конкурсной массы.
Руководствуясь ст. 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Жалобу ФНС России удовлетворить в части.
Признать ненадлежащим исполнение обязанностей конкурсного управляющего ООО «МСП «Россбан» ФИО1, выразившееся в:
-неразмещении на ЕФРСБ сведений о результатах проведения торгов имущества Должника, заключения Договоров купли-продажи имущества по итогам торгов;
- несвоевременном предоставлении в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности;
- неудержании и неуплате НДФЛ;
- неприложении к Отчету от 28 октября 2016 года необходимых документов;
- нарушении очередности текущих платежей;
- несвоевременном обращении в суд с ходатайством об увеличении лимитов расходов;
- использовании специального счета для расчетов по Договорам купли-продажи имущества, не являющегося предметом залога;
- несвоевременном исполнении обязанности по передаче имущества ООО «Даль-Балтикстрой».
В удовлетворении остальной части жалобы отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Ю.В. Скорнякова