ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А21-5112/2008 от 09.12.2008 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского,2

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Резолютивная часть объявлена 09.12.08г.

Полный текст изготовлен   16.12.08г.

г. Калининград

Дело №

А21-5112/2008

“16”

декабря

2008г.

Арбитражный суд Калининградской области в составе: председательствующего

Залужной Ю.Д.

судей

Гениной С.В., Мялкиной А.В.

При ведении протокола судебного заседания

председательствующим

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области

к

Совету депутатов Пионерского городского округа, Администрации Пионерского городского округа

о

признании недействующими в части решений №2 от 24.01.08г. (в редакции от 24.01.08г.), №10 от 28.02.08г.  

при участии:

от истца:

Абаев Г.К., доверенность от 29.01.08г.

от ответчика:

Совет депутатов – Фомичева О.Н., доверенность от 16.05.08г., Администрация – Володченкова Е.Н., доверенность от 10.11.08г.

от третьего лица:

установил:Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее Служба по тарифам) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействующим в части установления тарифов на водоотведение и водопотребление решений  Совета депутатов Пионерского городского округа: №2 от 24.01.08г. (в редакции от 28.02.08г.) и №10 от 28.02.08г. В обосновании требований сослалось на нарушение ответчиками ст.13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предусматривающей срок для вступления в силу решений об установлении тарифов в один месяц, в отличие от оспариваемых актов, которыми срок действия тарифов установлен ранее даты принятия самих решений. По мнению заявителя, оспариваемые акты изданы с нарушением приказа №20-01т/07 Службы по тарифам, так как установленные ими тарифы превышают утвержденные названным Приказом предельные индексы максимально возможного изменения тарифов.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, представил письменные пояснения, в которых указал, что установление тарифов является прерогативой органа по регулированию тарифов, который должен был быть создан в Пионерском городском округе в соответствии со ст.4,5 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.04г. «Об основах регулирования субъекта организаций коммунального комплекса». Поскольку такой орган в Пионерском городском округе не создан, полномочия органа регулирования должна осуществлять Администрация Пионерского городского округа, в силу ст.26, 47 Устава  Пионерского городского округа. Считает, что право на обращение в суд у Службы по тарифам возникло в связи с неисполнением Администрацией предписания, в соответствии с п.4 ч.3 ст.17 Федерального закона №210-ФЗ.

Представитель Администрации в удовлетворении заявленных требований просила отказать по тем основаниям, что предписание Службы по тарифам адресовано ненадлежащему органу, правом отмены оспариваемых актов глава Администрации Пионерского городского округа не обладает.

Представитель Совета депутатов Пионерского городского округа высказалась против заявленных требований, считает, что суд не должен рассматривать спор по существу, так как предписание об отмене тарифов адресовано органу, который их не устанавливал. Прежде чем требовать отмены  решений, Служба по тарифам должна была направить предписание на рассмотрение представительному органу местного самоуправления, а в случае его неисполнения обратиться в суд с указанными выше требованиями. Просила суд оставить заявление без рассмотрения.

Как следует из материалов дела решением Совета депутатов Пионерского городского округа №2 от 24.01.08 г. установлены тарифы для населения на жилищные и коммунальные услуги, включая услуги на водопотребление и водоотведение. Указанное решение не было опубликовано, в связи с чем, 28.02.08 г. в него внесены изменения решением №13, в том числе касающиеся порядка его опубликования и введения в действие – в газете «Новости Пионерского». В указанном печатном издании за 01.02.08 г. текст решения №2 от 24.01.08г. был опубликован

Поскольку указанное решение касалось исключительно тарифов, установленных для населения, Совет депутатов Пионерского городского округа принял дополнительное решение №10 от 28.02.08 г., которым были установлены тарифы на коммунальные услуги, включая услуги на водопотребление и водоотведение, для юридических лиц.

Посчитав, что при установлении тарифов на водопотребление и водоотведение были превышены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов, установленные приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.05.07 г. №20-01т/07, Службой по тарифам был составлен акт от 24.06.08 г. о нарушении действующего законодательства о тарифах.

На основании акта, в соответствии со ст.17 Федерального закона №210-ФЗ   заявителем было вынесено предписание о прекращении нарушений за №1-08 от 25.06.08 г.,  которое   01.07.08  г.  было выдано  под роспись  исполняющему   обязанности директора МУ «Управляющая компания г.Пионерский»  Гришаточкиной  Н.Н.,   полномочия  которой определены доверенностью №2-1669 от 24.06.08г.

Не получив ответа на предписание в срок до 21.07.08г. (45-дневный  срок со дня выдачи предписания, установленный п. 4 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»), Служба по тарифам обратилась в суд с указанными выше требованиями.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит заявление Службы по тарифам подлежащим оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», орган регулирования субъекта РФ вправе выдавать предписание органу регулирования муниципального образования о досрочном пересмотре установленных органом регулирования муниципального образования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае установления их на уровне выше максимальных и (или) ниже минимальных предельных индексов, установленных органом регулирования субъекта Российской Федерации.

В случае неисполнения указанного предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается заявителем, орган регулирования муниципального образования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в Пионерском городском округе не создан, ввиду отсутствия бюджетного финансирования на его содержание, а также отсутствия законодательной инициативы представительного органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решения о создании данного органа и утверждении положения о его деятельности.

Предписание от 25 июня 2008 г. № 1-08 о прекращении нарушения органом регулирования МО «Пионерский городской округ» законодательства о государственном регулировании тарифов организаций коммунального комплекса» вынесено Службой    по тарифам главе городского округа (мэру) и администрации Пионерского городского округа.

Однако, к компетенции главы городского округа (мэра) и администрации Пионерского городского округа не относится  принятия  решения  по  утверждению     тарифов   для муниципальных предприятий ЖКХ на коммунальные услуги.

В соответствии с пп. 6 п.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г.
«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления относится установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.   

Пунктом 2.37. ст.34 Устава муниципального образования «Пионерский городской округ» также определено, что установление цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, является прерогативой Совета депутатов Пионерского городского округа.

Согласно п. 3.2.5. ст. 47 Устава к компетенции администрации Пионерского городского округа в области коммунального, бытового и торгового обслуживания, благоустройства относится только осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей.

Довод заявителя о том, что поскольку глава Пионерского городского округа (мэр) утвердила решение Совета депутатов, следовательно, правомочна рассматривать предписание и отменять решение представительного органа местного самоуправления, судебная коллегия находит несостоятельным. В соответствии с п. 13 ст. 35, пп. 2 п. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 10 и п.11 ст. 41, пп. 2 п.2 ст.45 Устава МО «Пионерский городской округ» подписание решения представительного органа местного самоуправления является обязанностью главы городского округа. Устав МО «Пионерский городской округ» не допускает иных вариантов действий главы администрации при получении решения Совета депутатов, т.к. закрепленные в Уставе нормы являются императивными, и подлежат неукоснительному исполнению.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что глава городского округа (мэр), получив предписание Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, не обладала полномочиями по воздействию на представительный орган местного самоуправления путем обязания его внести изменения в оспариваемое решение или требовать его отмены полностью.

Следовательно, по мнению судебной коллегии, предписание должно было быть адресовано непосредственно представительному органу – Совету депутатов Пионерского городского округа.

Однако, Совету депутатов Пионерского городского округа Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области предписания не вносила, в связи с чем, заявителем был не соблюден преддосудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пп. 4 п. 3 ст. 17 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210 - ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В соответствии с п.2 ст. 148 АПК РФ, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Руководствуясь статьями 184, 185, ст.191, ст.194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                        О П Р Е Д Е Л И Л:

           Заявление службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области об отмене решений Совета депутатов Пионерского городского округа от 28.02.08г. №10 и от 24.01.08г. №2 оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в месячный срок.

           Председательствующий                                         Залужная Ю.Д.

           Судьи                                                                        Генина С.В.

                                                                                            Мялкина А.В.