Арбитражный суд Калининградской области | |
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040 | |
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru | |
http://www.kaliningrad.arbitr.ru | |
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е | |
г. Калининград | Дело №А21-675/2011 |
«27» апреля 2011года
Резолютивная часть определения объявлена «27» апреля 2011 года
Определение изготовлено в полном объеме «27» апреля 2011 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
председательствующего Педченко О.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Балтиктоп»
к ОАО «Российские железные дороги»
о взыскании 92 412,29руб.
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности и паспорту
от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности и удостоверению
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Балтиктоп» (далее – Истец), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – Ответчик) о взыскании суммы 92 412,29руб., из которой 89 821,20руб. ущерба от недостачи груза – бензина моторного при перевозке в августе 2010г. по отправке №АЖ 325036 и 2 591,09руб. проценты на основании ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации(далее – ГК РФ). При этом Истец ссылается на положения ст.ст.11, 12, 14, 395, 486, 516, 793, 796, 797 ГК РФ и ст.ст. 95,96, 125 Федерального закона от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ).
Ответчик исковые требования не признает по мотивам , указанным в отзыве на иск и письменных возражениях. Ответчик просит оставить иск без рассмотрения. В отзыве на иск Ответчик указывает, что Истцом не соблюден претензионный порядок спора, предусмотренный Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС); расчет недостающей массы груза выполнен Истцом без учета нормы естественной убыли бензина, установленной параграфом 1 п.1 ст.24 СМГС – 2% от массы груза, сданного к перевозке; Истец не предъявлял Ответчику претензии с требованием оплаты процентов на основании ст.395 ГК РФ. Возражая на заявленные исковые требования, Истец сослался на Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2011г. по делу №А21-2904/2010, в котором суд кассационной инстанции применил положения CMГС к спорным правоотношениям сторон перевозки по доставке груза, следовавшего из России в Россию транзитом через территории Республики Беларусь и Литовской Республики.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что следует приостановить производство по данному делу ввиду следующего.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2011г. по делу №А21-2904/2010 рассмотрена и удовлетворена кассационная жалоба
ОАО «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.07.2010г. по делу №А21-2904/2010 и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010г.. По данному делу суд первой и апелляционной инстанции не применили нормы СМГС к спорной перевозке из России в Калининградскую область, Россия транзитом через территории Республики Беларусь и Литовской Республики, а также не нашли оснований для применения протокола 51-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества с 01.01.2010, которым в Соглашение об особенностях применения СМГС введены изменения и дополнения. Так статья 1 первого абзаца дополнена сноской следующего содержания: «при перевозках грузов со станций Калининградской железной дороги назначением на иные станции Российских железных дорог и в обратном направлении применяются положения настоящего Соглашения». Кассационная инстанция в постановлении по данному делу указала следующее.
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ под перевозками в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта понимаются перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статьей 1 СМГС предусмотрено, что предметом названного Соглашения является установление прямого международного железнодорожного сообщения для перевозок грузов между железными дорогами государств, названия которых указаны в данном Соглашении. В число таких государств, наряду с другими, входят Российская Федерация, Республика Белоруссия, Литовская Республика.
В параграфе 3 статьи 2 СМГС указаны случаи, когда СМГС не применяется к перевозкам грузов. В частности, СМГС не применяется к перевозкам грузов, если станции отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах железной дороги страны отправления.
Из дела следует, что перевозка груза с российской станции отправления на российскую станцию назначения производилась транзитом по территории Литовской Республики и Республики Белоруссия.
Согласно изменениям, внесенным 28.10.2009 на 51-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества СНГ в Соглашение об особенностях применения отдельных норм СМГС, при перевозках грузов со станций Калининградской железной дороги назначением на иные станции Российских железных дорог и в обратном направлении применяются положения СМГС.
Совет был образован на основе Соглашения о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств 1992 года, подписанного главами правительств государств - членов СНГ. Статья 1 Соглашения определяет, что Совет учрежден для координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов его деятельности.
Протоколом заседания Совета Глав Правительств государств - участников Содружества СНГ от 20.03.1992 было утверждено положение о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. В пункте 1 Положения Совет определяется как "межгосударственный орган, координирующий работу железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне".
Согласно пункту 7 Положения о Совете среди основных задач, стоящих перед Советом, является принятие нормативных документов по кругу своей деятельности. Кроме того, к функциям Совета относится утверждение нормативных документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса в межгосударственном сообщении и в сообщениях с третьими странами.
На 19-м заседании Совета (30.09.1997 - 01.10.1997) было принято Соглашение об особенностях применения СМГС (вступило в силу с 01.07.1998), которое представляет собой нормативный акт отраслевого органа международной организации (СНГ) и имеет обязательный характер для всех участников Совета, поддержавших его принятие.
Соглашение об особенностях применения СМГС не вносит изменений в СМГС, а определяет, что перевозки грузов в прямом международном сообщении между железными дорогами сторон осуществляются на основании СМГС с учетом особенностей применения его отдельных норм, изложенных в приложениях к Соглашению об особенностях применения СМГС.
Данные действия железнодорожных администраций по установлению на пространстве стран СНГ и Балтии особого режима применения норм СМГС согласуются с положениями Венской Конвенции 1969 года.
В соответствии со статьей 2 Соглашения об особенностях применения СМГС изменения и дополнения к нему утверждаются решением Совета и вводятся в действие с даты, указанной в протоколе заседания Совета.
В соответствии с протоколом 51-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества с 01.01.2010 в Соглашение об особенностях применения СМГС введены изменения и дополнения. Так статья 1 первого абзаца дополнена сноской следующего содержания: «при перевозках грузов со станций Калининградской железной дороги назначением на иные станции Российских железных дорог и в обратном направлении применяются положения настоящего Соглашения».
Данное постановление кассационной инстанции обжаловано в порядке надзора ООО «ТНГ Петрохим» в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.20111г. заявление ООО «ТНГ Петрохим» о от 06.04.20111г. заявление ООО «ТНГ Петрохим» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо- Западного округа от 04.03.2011г. по делу №А21-2904/2010 принято к производству.
Учитывая, что по делу №А21-2904/2010 исследуется вопрос о применении положений CMГС при перевозках из России в Калининградскую область, Россия транзитом через
территории Республики Беларусь и Литовской Республики и Ответчик ссылается на
вышеуказанное постановление кассационной инстанции, суд считает, что производство по данному делу подлежит приостановлению применительно к п.1 ч.1 ст.143 АПК РФ до
размещения на официальном сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации
судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения по существу заявления ООО
«ТНГ Петрохим» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2011г. по делу №А21-2904/2010
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 143, статьями 145,147 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Приостановить производство по делу №А21-675/2011 до размещения на официальном
сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации судебного акта, вынесенного
по результатам рассмотрения по существу заявления ООО «ТНГ Петрохим» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2011г. по делу №А21-2904/2010
Определение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в
течение месяца со дня его принятия.
Судья | О.М.Педченко |
2
3
(подпись, фамилия)
4