ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А21-683-7/20 от 05.04.2022 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-683-7/2020

«6»

апреля

2022 года

Резолютивная часть определения вынесена и оглашена 5 апреля 2022 года.

Полный текст определения изготовлен 6 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи З. Б. Лузановой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.Р.Сафроновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации муниципального образования «Нестеровский городской округ»

об отсрочке исполнения судебного акта

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности.

конкурсный управляющий ФИО2

от ФНС России: ФИО3 по доверенности.

от АО «Янтарьэнергосбыт»: ФИО4 по доверенности.

установил:

24.01.2020 ФНС России обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) МУП «Водоканал и благоустройство» (ОГРН <***> ИНН <***>).

Определением суда от 27.01.2020 заявление кредитора принято к производству, назначено судебное заседание для проверки обоснованности заявления.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2020 в отношении МУП «Водоканал и благоустройство» введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим должника утверждена ФИО5.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.06..2020 МУП «Водоканал и благоустройство» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО2.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Водоканал и благоустройство»конкурсный управляющий ФИО2 обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, в котором просил исключить из конкурсной массы Предприятия имущество, относящееся к комплексу водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Нестеровского района Калининградской области и взыскать соответствующую компенсацию с Администрации муниципального образования «Нестеровский городской округ»(далее - Администрация), в размере рыночной стоимости передаваемых объектов. Также конкурсный управляющий просил оставить в конкурсной массе Предприятия нежилое здание – хранилище с кадастровым номером 39:08:320003:74, расположенное по адресу: <...> стоимостью 1 242 125,62 руб.

Определением от 14.07.2021 суд первой инстанции исключил из конкурсной массы должника, названное конкурсным управляющим имущество, оставил в ней нежилое здание – хранилище и взыскал с Администрации в пользу Предприятия 4 356 004,12 руб. компенсации за исключаемое из конкурсной массы имущество. Определением от 14.07.2021 суд исправил опечатку в резолютивной 2 А21-683/2020 части определения суда от 14.07.2021, указав 164 610 руб. вместо 4 356 004,12 руб.

Определением от 20.09.2021 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 определение от 14.07.2021 отменено, имущество, относящееся к комплексу водоснабжения и водоотведения, а также соответствующие земельные участки исключены из конкурсной массы Предприятия, названное нежилое здание – хранилище оставлено в конкурсной массе, с Администрации в пользу должника взыскана компенсация в размере 4 254 175,80 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2021 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.

Администрация обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 1 июля 2024 года, указывая, что

- бюджет муниципального образования «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утвержден решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» от 23.12.2021 № 67;

- на дату поступления уведомления УФК по Калининградской области о поступлении исполнительного документа ФС № 037981833 от 27.10.2021 на сумму 4 254 175,80 руб. и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № 21-683-7/2020, на основании которого было выдано уведомление, было получено Администрацией 20.12.2021, когда проект бюджета был уже сформирован и расходы на сумму 4 254 175,80 руб. по этому исполнительному листу не были запланированы;

- доходы на 2022 год запланированы в сумме 633 472,4 тыс. руб., в том числе собственные доходы 140 870 тыс. руб., что составляет 22,2% от общей суммы доходов; остальная часть – это межбюджетные трансферты; исполнение бюджета за январь 2022 года составило 3,8% вместо запланированных 8,3%, бюджетом недополучено 6 275 тыс. руб. плановых доходов;

- расходная часть бюджета сформирована, исходя из прогноза социально-экономического развития Нестеровского муниципального округа в условиях ближайших трех лет и необходимости инвестирования в ключевые направления жизнедеятельности округа; главным образом – это социальная поддержка жителей муниципального округа, реализация национальных проектов и повышение заработной платы, инфраструктурное развитие округа;

- расходы бюджета на 2022 год запланированы в сумме 647 212,3 тыс. руб., что превышает доходы на 13 739,9 руб.; дефицит в сумме 13 739,9 руб. планируется покрыть как за счет коммерческого кредита в сумме 13 000 тыс. руб., так и за счет остатка средств на счете бюджета муниципального округа;

- имеются вынесенные в 2015, 2017, 2021 годах решения Нестеровского районного суда Калининградской области, обязывающие Администрацию выполнить капитальный ремонт помещений, провести расселение граждан из аварийного многоквартирного дома, возвести и ввести в эксплуатацию очистные сооружения на территории г. Нестерова; в отношении решения суда расселить жителей аварийного многоквартирного жилого дома предоставлена отсрочка до 31.12.2022; а в отношении решения суда об обязании Администрации возвести и ввести в эксплуатацию очистные сооружения на территории г. Нестерова в настоящее время предоставлена отсрочка исполнения до 01.01.2025;

- Администрация обратилась к Губернатору Калининградской области с просьбой изыскать возможность увеличения финансовой стоимости бюджету Нестеровского городского округа на 2022 год в сумме 4 254 174,8 руб.

Конкурсный управляющий, кредиторы - ФНС России и АО «Янтарьэнергосбыт» возражают против предоставления отсрочки, ссылаясь на возрастание текущих платежей в случае ее предоставления; на непринятие Администрацией надлежащих мер по включению в бюджет расходов в размере взысканной с Администрации суммы; полагая, что дефицит бюджета не является основанием неисполнения судебного акта; нарушение баланса интересов кредиторов и Администрации.

Согласно статье 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению должника вправе отсрочить исполнение судебного акта.

В силу части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.12.2003 N 467-О указал, что Арбитражный процессуальный кодекс и законодательство об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления о рассрочке (об отсрочке) исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. При оценке таких причин и обстоятельств надлежит исходить из необходимости соблюдения баланса интересов должника, взыскателя, а также публичных интересов, если они затрагиваются при исполнении судебного акта.

В части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

.Согласно статье 31 Бюджетного кодекса РФ принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 названного Кодекса выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

На основании пункта 1 статьи 153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), в том числе финансовые органы, обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его на с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают исполнение бюджета и осуществляют иные бюджетные полномочия, определенные данным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется финансовым органом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета (статья 6 Кодекса).

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете: в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но только в пределах объема бюджетных ассигнований (пункты 1 и 3 статьи 217 Кодекса).

На основании пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 Кодекса).

Согласно пунктам 5, 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Исходя из вышеизложенного, утверждение бюджета муниципального образования и внесение в него изменений относится к исключительному ведению представительного органа соответствующего муниципального образования. К полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, в том числе финансового органа, отнесены составление проекта бюджета муниципального образования и, соответственно, проектов изменений в бюджет, а также исполнение утвержденного представительным органом бюджета. Непосредственная организация исполнения местного бюджета на основе сводной бюджетной росписи возлагается на финансовый орган муниципального образования.

Следовательно, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования, а именно местные администрации и финансовые органы не наделены полномочиями по внесению изменений в утвержденный представительным органом данного муниципального образования местный бюджет. Они лишь обеспечивают исполнение этого бюджета и в случае необходимости вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с предложением о внесении в утвержденный бюджет изменений.

Финансовый орган муниципального образования также уполномочен вносить изменения в сводную бюджетную роспись, в том числе в случае необходимости исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета.

По смыслу статьи 217 вышеназванного Кодекса и разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.

Таким образом, исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.

При недостаточности у муниципального образования предусмотренных решением представительного органа данного муниципального образования на текущий финансовый год денежных средств для обеспечения исполнения выданного судом исполнительного документа администрация и финансовый орган указанного муниципального образования, организующие исполнение исполнительного документа, вправе и одновременно обязаны совершить следующие действия:

1) уведомить представительный орган муниципального образования о недостаточности утвержденных бюджетом на текущий финансовый год денежных средств для исполнения исполнительного документа, выданного судом, и внести предложения по соответствующей корректировке размера бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов;

2) внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования, направленные на перераспределение расходов, предусмотренных данной росписью на цели исполнения исполнительных документов, с тем, чтобы предусмотреть расходы на исполнение конкретного исполнительного документа (полномочие финансового органа муниципального образования).

Полномочия по внесению изменений в бюджет муниципального образования, направленных на обеспечение исполнения конкретного судебного акта и выданного на его основе исполнительного документа, предоставлены только представительному органу соответствующего муниципального образования.

Установлено, что Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Нестеровский городской округа» Калининградской области от 23.12.2021 № 67 утвержден бюджет указанного муниципального образования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанный бюджет не содержит расходного обязательства по исполнению вышеуказанного постановления Тринадцатого арбитражного суда от 07.10.2021.

В материалы дела представлены следующие документы:

- письмо Администрации № 698 от 11.02.2022, адресованное губернатору Калининградской области, с просьбой об изыскании возможности увеличения финансовой помощи бюджету Нестеровского городского округа в сумме 4 254 174,8 руб.;

- требования ведущего судебного при става-исполнителя ОСП Нестеровского района УФССП России по Калининградской области от 08.07.2021 и от 13.08.2021 о предоставлении Администрацией документов, подтверждающих выделение денежных средств из бюджета муниципального образования «Нестеровский городской округ» с 2018 по 2021 годы на капитальный ремонт дома согласно исполнительному листу суда от 15.08.2017;

- решение Нестеровского районного суда Калининградской области от 23.03.2021 по делу 2а-43/2021 об обязании Администрации расселить жителе й аварийного многоквартирного жилого дома и определение Нестеровского районного суда Калининградской области от 11.01.2022 по материалу № 13а-5/2й022, которым частично удовлетворено ходатайство Администрации и предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 23.03.2021 по делу № 2а-43/2021 до 31.12.2022;

- определение Нестеровского районного суда Калининградской области от 19.01.2022 по материалу № 13-11/2022 о предоставлении Администрации отсрочки исполнения решения суда от 23.06.2015 об обязании Администрации возвести и ввести в эксплуатацию очистные сооружения на территории г. Нестерова;

- контракт № 001235300002921000003-2 от 07.11.2021, заключенный между Администрацией и ПАО «Сбербанк Общество», на оказание услуг по предоставлению Администрации кредита в сумме 14 000 000 руб.

Вышеуказанные документы, по мнению суда, подтверждают наличие у Администрации обязательств по исполнению требующих существенных расходов судебных актов, принятых ранее постановления Тринадцатого арбитражного суда от 07.10.2021.

Признавая тот факт, что Администрация до настоящего времени не обратилась в окружной Совет депутатов МО «Нестеровский городской округ» с уведомлением о недостаточности утвержденных бюджетом на текущий финансовый год денежных средств для исполнения выданного судом исполнительного документа, что необходимо сделать в о исполнение положений Бюджетного кодекса РФ, суд полагает возможным учесть обращение Администрации к Губернатору Калининградской области с просьбой о выделении дополнительного финансовой помощи бюджету округа как предпринимаемые Администрацией меры по исполнению судебного акта.

Довод конкурсного управляющего и кредиторов о возможности учета в статье расходов бюджета муниципального образования, утвержденного 23.12.2021, денежных средств на исполнение судебного акта, исходя из того, что еще 21.12.2021 постановлением кассационной инстанции было оставлено без изменения постановления Тринадцатого арбитражного суда от 07.01.1021, суд считает не соответствующим порядку принятия бюджета муниципального образования, которые предусматривают необходимость изыскания соответствующих ассигнований, что невозможности за столь краткий период времени.

Мнение конкурсного управляющего и кредиторов о необходимости немедленного направления бюджетных средств на исполнение судебного акта за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, влечет придание данному обязательству приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставит под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавая угрозу сбалансированности бюджета.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить ходатайство должника путем предоставления отсрочки исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 до 1 июля 2024 года, учитывая необходимость обеспечения организации исполнения бюджета муниципального образования таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность муниципального образования и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых им публичных интересов.

Вопрос об увеличении текущих расходов на проведение процедуры банкротства не является неразрешимым при наличии возможности приостановления производства по делу при отсутствии необходимости проведения иных мероприятий процедуры банкротства.

Руководствуясь статьями 324, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Предоставить Администрации муниципального образования «Нестеровский городской округ» отсрочку исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 по делу № А21-683-7/2020 сроком до 1 июля 2024 года.

Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

(подпись, фамилия)

З. Б. Лузанова