АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 9
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии обеспечительных мер
г. Элиста
17 февраля 2021 года Дело № А22-223/2021
Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Челянова Д.В., в рамках дела по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) к обществу с ограниченной ответственностью «Центр - Продукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об аннулировании лицензии № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019, рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «Центр - Продукт» о принятии обеспечительных мер,
у с т а н о в и л:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (далее – ФС Росалкогольрегулирование) обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Центр Продукт» (далее - Общество, ООО «Центр Продукт») на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), дистиллят зерновой, дистиллят висковой).
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2021 заявление ФС Росалкогольрегулирование принято к производству, возбуждено производство по делу № А22-223/2021.
16 февраля 2021 года в рамках дела № А22-223/2021 в арбитражный суд поступило заявление ООО «Центр Продукт» о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.12.2020г. № 10/34-пр о приостановлении действия лицензии от 21.08.2019 № 08 ПСЭ 0008830 на период судебных разбирательств до разрешения судом вопроса об аннулировании или отказе в аннулировании лицензии и вступления решения суда по делу № А22-223/2021 в законную силу.
В обоснование заявления общество указало, что непринятие истребуемых обеспечительных мер может причинить значительный ущерб Обществу, лишит возможности осуществлять производственную деятельность и получать доходы при сохранении у него обязательств уплаты расходов по поддержанию деятельности и исполнению обязательств перед бюджетом, сотрудниками, банками и контрагентами; Решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.12.2020 №10/34-пр о приостановлении действия лицензии может привести к банкротству общества, прекращению налоговых отчислений, массовому увольнению сотрудников; при принятии истребуемых предварительных обеспечительных мер будут соблюдены интересы государства по поступлению налогов в бюджет и предотвращено причинение значительного ущерба имущественным интересам Общества;Общество лишено права не только на осуществление производства видов продукции, указанной в лицензии, но и права на реализацию остатков уже произведенной продукции, которое сохраняется за лицензиатами даже после аннулирования лицензии в течение двух месяцев в соответствии с положениями пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ООО «Центр-Продукт» осуществляет предпринимательскую деятельность по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), дистиллята зернового, дистиллята вискового) на основании лицензии от 21.08.2019 № 08ПСЭ0008830.
В связи с нарушением Обществом лицензионных условий ФС Росалкогольрегулирования принято решение № 10/33-пр от 29.12.2020 г. о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в связи с оборотом этилового спирта, информация о котором не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (постановление МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО от 08.11.2019 № 07-19/911-16), а также повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (постановления МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО от 14.02.2020 № 10-20/95-2, от 14.02.2020 № 10-20/97-2 и от 14.02.2020 № 10-20/99-2).
29 декабря 2020 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» приняла решение № 10/34-ПР о приостановлении действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), дистиллята зернового, дистиллята вискового) от 21.08.2019 № 08ПСЭ0008830, выданной ООО «Центр - Продукт» (ИНН <***>) в связи с выявлением нарушений, являющихся основанием для аннулирования лицензии.
При этом, ФС Росалкогольрегулирования поручила Межрегиональному управлению Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо – Кавказскому федеральному округу произвести снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с непредставлением в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо федеральным органом по контролю и надзору решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
В случае непредставления лицензиатом в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии лицензиата до принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением федерального органа по контролю и надзору.
В срок не более чем 14 дней со дня вступления в законную силу принятого судом или федеральным органом по контролю и надзору решения об аннулировании лицензии лицензирующий орган осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 55 от 12.10.2006 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» указано, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ следует иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. При этом суд оценивает, насколько истребуемая требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие, хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
При рассмотрении соответствующих ходатайств суд устанавливает баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов.
Оценка обстоятельств, обосновывающих необходимость принятия соответствующей меры по обеспечению иска, является прерогативой суда, разрешающего спор.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 АПК РФ для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской экономической деятельности.
Аналогичные положения изложены в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 согласно которому не может быть удовлетворено ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса.
Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» установлено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требований конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Как следует из материалов дела, предметом спора по настоящему делу является заявление ФС Росалкогольрегулирование об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), дистиллята зернового, дистиллята вискового) от 21.08.2019 № 08ПСЭ0008830, выданной ООО «Центр - Продукт» (ИНН <***>).
В рамках настоящего дела Общество обратилось в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.12.2020г. № 10/34-пр о приостановлении действия лицензии от 21.08.2019 № 08 ПСЭ 0008830 на период судебных разбирательств до разрешения судом вопроса об аннулировании или отказе в аннулировании лицензии и вступления решения суда по делу № А22-223/2021 в законную силу.
Исследовав материалы дела, суд отмечает, что решение ФС Росалкогольрегулирование от 29.12.2020г. № 10/34-пр о приостановлении действия лицензии от 21.08.2019 № 08 ПСЭ 0008830 в силу частей 1 и 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ принято ФС Росалкогольрегулирование в связи с обращением в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии направлено на предотвращение дальнейшей деятельности общества с нарушением требований законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции до разрешения в суде вопроса об аннулировании лицензии.
В связи с чем, учитывая, что право лицензирующего органа на приостановление лицензии поставлено напрямую в зависимость от наличия формальных оснований для ее аннулирования, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление Общества является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Кроме того, в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, из материалов дела следует, что Обществом не представлены доказательства наличия условий для применения обеспечительных мер, предусмотренных ст. 90 АПК РФ, Общество не представило доказательств, каким образом непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; доказательства о возможном причинении значительного ущерба обществу в случае непринятия обеспечительных мер.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы Общества, учитывая особый характер регулируемых правоотношений, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление Общества о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.12.2020 № 10/34-пр о приостановлении действия лицензии от 21.08.2019г. № 08ПСЭ0008830 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 65, 71, 90, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
о п р е д е л и л:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Центр-Продукт» о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.12.2020г. № 10/34-пр о приостановлении действия лицензии от 21.08.2019г. № 08ПСЭ0008830 на период судебных разбирательств до разрешения судом вопроса об аннулировании или отказе в аннулировании лицензии и вступления решения суда по делу № А22-223/2021 в законную силу, - отказать.
Настоящее определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Судья Д.В. Челянов