ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А22-3929/19 от 01.11.2019 АС Республики Калмыкия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возвращении искового заявления

г. Элиста

01 ноября 2019 года Дело № А22-3929/2019

Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия Джамбинова Л.Б., рассмотрев исковое заявление Министерства имущественных отношений Ставропольского края к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании реестровой ошибкой внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации с реестровыми номерами с 08.26-2.1 по 08.26-2.6, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации с реестровыми номерами с 08.26-2.1 по 08.26-2.6,

у с т а н о в и л:

Министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковыми требованиями к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании реестровой ошибкой внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации с реестровыми номерами с 08.26-2.1 по 08.26-2.6, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации с реестровыми номерами с 08.26-2.1 по 08.26-2.6.

При рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к своему производству, суд установил следующее.

Подсудность в арбитражном процессе - это относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретного арбитражного суда, управомоченного рассмотреть его и принять по нему решение (разрешить по существу).

Согласно статье 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

В соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подсудность, установленная статьями 35 и 36 настоящего Кодекса, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.

В силу части 1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

В обоснование исковых требований указано следующее.

Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - минимущество края) выступает государственным заказчиком землеустроительных работ по описанию и установлению местоположения границы Ставропольского края.

В рамках выполнения государственного задания подведомственному минимуществу края государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее - учреждение) было поручено исполнение землеустроительных работ по описанию и установлению местоположения границы Ставропольского края.

Для подготовки карты (плана) границ между субъектами Российской Федерации - Ставропольским краем и Республикой Калмыкия, учреждением был проведен поиск информации, содержащейся в публичной кадастровой карте Росреестра, размещенной на официальном сайте в сети Интернет по адресу: http/Zwww.rosreestr.ru/. В результате проведенного поиска установлено, что сведения о прохождении границы Ставропольского края по смежеству с Республикой Калмыкия по состоянию на 01.11.2018 уже внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее-ЕГРН).

Управлением Росреестра Республики Калмыкия по запросу Минимущества края (исх. № 10329/07рт 20.08.2018) предоставлена из фонда данных, полученных в результате проведения землеустроительных работ, копия землеустроительного дела по установлению и описанию границ Ставропольского края и Республики Калмыкия с инвентарным № 106142 (далее - землеустроительное дело № 106142), содержащего карту (план) границ между субъектами Российской Федерации - Республикой Калмыкия и Ставропольским краем, пояснительную записку и иные прилагаемые документы.

По данным пояснительной записки к землеустроительному делу № 106142, в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по государственному контракту № 1 от 10.04.2017 бюджетным учреждением Республики Калмыкия «Бюро технической инвентаризации» был выполнен комплекс землеустроительных работ по описанию и установлению местоположения границ между субъектами Российской Федерации -Республикой Калмыкия и Ставропольским краем.

По запросу государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» и Минимущества края из государственного фонда данных Управлением Росреестра по Ставропольскому краю была предоставлена копия дела по выдаче государственного акта на право пользования землей колхоза «Путь к коммунизму» Апанасенковского района Ставропольского края от 1978 года инвентарный № 88 (далее -землеустроительное дело № 88) и техническое делопроизводство колхоза им. Кирова Приютненского района Калмыцкой АССР от 1967 года, инвентарный № 3567 (далее - техническое делопроизводство № 3567).

Земли колхоза «Путь к коммунизму» Апанасенковского района Ставропольского края и колхоза им. Кирова Приютненского района Калмыцкой АССР являются смежными.

При сопоставлении данных описания прохождения границы Ставропольского края по смежеству с Республикой Калмыкия, указанных в землеустроительном деле № 88, техническом делопроизводстве № 3567, Законе Ставропольского края от 15.03.2004 № 17-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Апанасенковском районе Ставропольского края с материалами землеустроительного дела № 106142 выявлены разночтения в части прохождения границы между участком границы Апанасенковского района (муниципальное образование село Дивное) Ставропольского края и Приютненского района Республики Калмыкия. По материалам землеустроительного дела № 106142 граница проходит по водной глади озера Маныч, южнее острова Левый, тогда как в соответствии с материалами технического делопроизводства № 3567, землеустроительного дела № 88 граница проходит по территории острова Левый.

Кроме того, в перечне исходных материалов, поименованном в пояснительной записке к землеустроительному делу № 106142, указано техническое делопроизводство № 3567, однако, в качестве приложения к землеустроительному делу № 106142 отсутствует.

При этом, землеустроительное дело № 106142 не содержит в себе соглашения о координатном описании границы между субъектами Российской Федерации - Республикой Калмыкия и Ставропольским краем.

Согласно землеустроительному делу № 106142 для составления карты (плана) границы Ставропольского края и Республики Калмыкия были использованы листы-документы дежурных карт № L-38-63, L-38-75, на которых выполнено начертание административной границы. Однако, формуляр дежурной справочной карты № L-38-63 содержит отметку о том, что «участок границы по острову спорный», а оригиналы перечисленных дежурных карт имеют искажения текста согласования путем срезки, подчистки границы, показанной красной тушью посередине острова Левый и острова Правый и нанесения нового варианта границы по территории Ставропольского края.

В связи с данными обстоятельствами складывается правовая неопределенность в вопросе о том, как и где пролегает граница субъектов Российской Федерации - Ставропольского края и Республики Калмыкия, появляется правовая обязанность двух субъектов Российской Федерации разграничить свои территории.

Как следует из разъяснений, содержащихся в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ» заявленные Минимущества края исковые требования являются спором о гражданских правах на недвижимое имущество и рассматриваются в порядке искового производства.

При этом как указано в пункте 53 вышеуказанного Постановления Пленума от 29.04.2010 № 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В пункте 56 вышеуказанного Постановления Пленума от 29.04.2010 № 10/22 установлено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество

В исковом заявлении Истцом указано, что имеет место всего лишь реестровая ошибка.

Между тем, исправление данной ошибки, в случае удовлетворения исковых требований, повлечет изменений действующих границ между двумя субъектами Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что, несмотря на то обстоятельство, что исковые требования сформулированы как экономический спор, фактически между двумя субъектами Российской Федерации возник территориальный спор об установлении границ субъектов.

Вопрос об изменении границ между субъектами Российской Федерации решается в соответствии с частью 3 статьи 67, подпунктом "а" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации.

Оба субъекта Российской Федерации – Ставропольский край и Республика Калмыкия полагают, что спорный земельный участок находится на их территории, поэтому разрешение данного спора неизбежно затрагивает вопрос о границе между указанными субъектами Российской Федерации.

Поскольку спор между сторонами не является экономическим, Арбитражный суд Республики Калмыкия возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-0-17 и от 15.01.2009 N 144-0-Г1, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч.1 ст.47 и ч.3 с 1.56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов определяется нормами главы 4 АПК РФ.

Следовательно, в данном случае подлежат применению общие нормы АПК РФ о компетенции дел арбитражному суду (статьи 27, 28 АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27, 28, 38 п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Исковое заявление Министерства имущественных отношений Ставропольского края к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании реестровой ошибкой внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации с реестровыми номерами с 08.26-2.1 по 08.26-2.6, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации с реестровыми номерами с 08.26-2.1 по 08.26-2.6 – возвратить заявителю.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Приложение: исковое заявление на 6 листах, приложенные к заявлению документы, согласно перечню к исковому заявлению.

Судья Л.Б. Джамбинова