АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело № А23-8727/2019
Резолютивная часть определения объявлена 15 апреля 2022 года.
Полный текст определения изготовлен 22 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тысячновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Мостовский карьер" (248006, г.Калуга, с.Сосновый бор, ИНН <***>),
заявление конкурсного управляющего ФИО1 о прекращении процедуры конкурсного производства и переходе в процедуру внешнего управления,
при участии по протоколу судебного заседания;
У С Т А Н О В И Л:
В производстве Арбитражного суда Калужской области находится дело о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Мостовский карьер".
Решением суда от 09.04.2021 (с объявлением резолютивной части 02.04.2021) должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
Определением от 24.03.2022 произведено процессуальное правопреемство с ПАО "Россети Центр и Приволжье" филиал "Калугаэнерго" (ОГРН <***>; ИНН <***>) на ФИО2 в реестре требований кредиторов должника открытого акционерного общества "Мостовский карьер" в установленном размере и очередности.
Определением от 11.04.2022 (с объявлением резолютивной части 29.04.2022) признаны погашенными требования к должнику открытому акционерному обществу "Мостовский карьер" (ИНН <***>; ОГРН <***>) об уплате обязательных платежей, и произведена замена кредитора – Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области на ФИО3 в реестре требований кредиторов открытого акционерного общества "Мостовский карьер" в размере 36 148 339 руб. 32 коп. в установленной очередности.
Конкурсный управляющий представил в материалы дела ходатайство от 07.04.2022 № 122 о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению сроком на 18 месяцев. Мотивировал тем, что ФИО3 как лицо, погасившее требования об уплате обязательных платежей должника обратился с намерением перехода от процедуры конкурсного производства в процедуру внешнего управления. Конкурсный управляющий 04.04.2022 созвал
[A1] собрание кредиторов с вопросами повестки дня об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению и об определении кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации. Из числа которой должен быть утвержден арбитражный управляющий. Представил протокол собрания кредиторов от 04.04.2022. Конкурсный управляющий Лаврухин В.И. в ходатайстве указывает на наличие у должника имущества, необходимое для осуществления хозяйственной деятельности на общую стоимость 16 904 000,00 руб., что подтвердил отчетом от 04.10.2021 № 13/21 об оценке рыночной стоимости имущества должника. Конкурсный управляющий указал, что он имеет достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена ввиду наличия у должника имущества, а также согласие лица, погасившего требования об уплате обязательных платежей пред бюджетом на общую сумму 36 148 339,32 руб. Собрание кредиторов решило утвердить Ассоциацию «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа», из числа которой будет представлена кандидатура арбитражного управляющего для утверждения на процедуру внешнего управления.
В судебном заседании 01.04.2022 объявлялся перерыв до 08.04.2022, 08.04.2022 до 15.04.2022.
Ассоциация «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» представила кандидатуру ФИО4.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, выразили свои позиции.
Конкурсный кредитор ФИО2 представил возражение к переходу к процедуре внешнего управления. Считает, что из анализа временного управляющего о финансовом положении должника следует, что возможность ведения текущей деятельности должником невозможно, у должника отсутствует реальная возможность восстановить свою платежеспособность. У должника отсутствует лицензия для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, отсутствует техника, конкурсным управляющим были проданы два экскаватора. В дополнении к возражению указал, что на 31.12.2019 балансовая стоимость имущества должника составляла 26 655 000 руб., по оценке рыночной стоимости имущества должника уже составила 16 904 000 руб., что, по мнению кредитора, указывает о снижении стоимости активов должника, улучшение материального состояния не усматривается.
Конкурсный кредитор ФИО3 в письменных пояснениях на ходатайство о прекращении процедуры конкурсного производства и переходу к внешнему управлению указывает на наличие у должника основных средств, имущества для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, кроме этого, в производстве суда имеются обособленные споры по заявлению конкурсного управляющего об оспаривании сделок должника. Представил соглашение о намерениях заключить договор поставки от 14.04.2022 по песку природному в количестве 700000 кубов со сроком до конца 2022 года. Договор подряда на выполнение гидромеханизированных работ № 04/2022-П по намыву штабелей песка гидромеханизированным способом на объекте «Мостовский карьер».
Конкурсный управляющий ФИО1 представил дополнение, в котором указал, что первая очередь реестра требований кредиторов отсутствует, вторая очередь составляет 391 430,94 руб., как требование ФИО3, требование
[A2] уполномоченного органа признано погашенным. По текущим платежам 1-4 очередность на 15.04.2022 полностью погашена, по платежам 5 очереди – определена по справке налогового органа от 15.04.2022 № 6379493.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей в судебное заседание не направили, явка обязательной не признавалась, в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав пояснения их представителей, судом установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление вводится на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в установленном законом порядке не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено самим Законом о банкротстве (статья 93 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 2 статьи 146 Закона о банкротстве, на основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Материалами дела подтверждается проведение собрания кредиторов 04.04.2022, конкурсный управляющий представил протокол собрания кредиторов ОАО «Мостовский карьер», журнал регистрации участников собрания кредиторов, бюллетени по вопросам голосования, полномочия представителей, принявших участие в собрании кредиторов, реестр требований кредиторов.
Собрание кредиторов приняло решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о переходе к внешнему управлению большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований и не погашены на день проведения общего собрания кредиторов.
Результаты указанного собрания в установленном законом порядке недействительными признаны не были.
Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления к должнику ранее не применялись.
В силу пункта 1 статьи 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Прерогатива собрания кредиторов принимать решение о введении соответствующей процедуры банкротства отражена и в иных нормах Федерального
[A3] закона о банкротстве, в частности, в статье 12 Закона данное право отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов.
Между тем, решение собрания кредиторов о переходе к процедуре внешнего управления не является безусловным основанием для его введения, поскольку решение вопроса о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению относится к компетенции арбитражного суда.
По смыслу статьи 146 Закона о банкротстве переход к процедуре внешнего управления возможен при наличии обязательных условий: возможность восстановления платежеспособности должника, подтвержденная данными финансового анализа; наличие у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Материалами дела подтверждается наличие имущества у должника: 4 здания (нежилые здания) на территории Мостовского карьера по оценке оценщика 7 891 480,00 руб.; земельный участок категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Разрешенное использование: Для размещения промышленных объектов адрес: Калужская обл., р-н Дзержинский, с.Учхоз 40 201+-140 кв.м. кад. № 40:04:092801:7 по оценке оценщика 2 361 000,00 руб.; земельный участок Категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Разрешенное использование: Для размещения промышленных объектов адрес: Калужская обл., р-н Дзержинский, с.Учхоз 50 233+392 кв. м. кад. № 40:04:151202:1 по оценке оценщика 2 826 000,00 руб.; Заборное ограждение с въездными воротами (237м) по оценке оценщика 141 000 руб.; транспортные средства: ПАЗ 3205R (г/н <***>), ГАЗ 3307 (г/н <***>), ЗИЛ 431410 (г/н <***>) по оценке оценщика 254 000,00 руб.; Линии электропередачи 6кВт от подстанции Линии электропередачи к пром. Площадке по оценке оценщика 343 000 руб.; Линии электропередачи к пром. Площадке по оценке оценщика 343 000 руб.; Линии электропередачи (освещение) по оценке оценщика 343 000 руб.; Электрооборудование административно-бытового корпуса по оценке оценщика 192 520,00 руб.; Артскважина по оценке оценщика 52 000,00 руб.; Распределительный пункт (Закрытая трансформаторная подстанция 376А мощностью 1000 кВА с трансформатором) по оценке оценщика 2 155 000,00 руб.
Оценка рыночной стоимости имущества должника опубликована конкурсным управляющим в ЕФРСБ сообщение № 8013915 от 14.01.2022. Оценка оспорена не была, иная не представлена.
Согласно статье 109 Закона о банкротстве планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа
[A4] предприятия должника; замещение активов должника; иные меры по восстановлению платежеспособности должника
Таким образом, перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, установленный статьей 109 Закона о банкротстве, не является закрытым.
Это означает, что с учетом конкретных фактических обстоятельства дела о банкротстве должника в план внешнего управления должника могут быть включены меры по восстановлению платежеспособности должника, хотя и прямо не предусмотренные статьей 109 Закона о банкротстве, однако не противоречащие и, напротив, соответствующие цели внешнего управления - восстановлению платежеспособности должника, то есть способности должника удовлетворить требования кредиторов в сроки, установленные обязательствами, принятыми на себя должником.
Судом принимаются во внимание фактические обстоятельства дела, а именно, погашение ФИО3 обязательств должника перед бюджетом, его намерение на восстановление производственной деятельности должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Из финансового анализа состояния должника по итогам процедуры наблюдения за период за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы временным управляющим сделаны выводы о неплатежеспособности должника, вместе с тем управляющий указывает на показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам, указывая, что анализ коэффициента позволяет сделать вывод о низкой деловой активности должника. Деятельность должника убыточна с 01.01.2018. Основное направление деятельности должника – разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина. С 2016 года финансово-экономическая деятельность не осуществляется. Временный управляющий указывает, что основная кредиторская задолженность должника – это задолженность по обязательным платежам и санкциям.
В соответствии со статьями 93, 94 Закон о банкротстве, внешнее управление вводится арбитражным судом на срок не более восемнадцати месяцев.
Согласно пункту 1 статьи 106 Закона о банкротстве, не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных статьей 3 указанного Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 107 Закон о банкротстве, план внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее, чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания
[A5] в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения указанного собрания.
В случае, если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, и собранием кредиторов не заявлено ходатайство, предусмотренное настоящей статьей, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 5 статьи 107 Закон о банкротстве).
Детальный анализ возможности восстановления платежеспособности должника в процедуре внешнего управления по смыслу положений статьи 107 Закон о банкротстве осуществляется по результатам составленного внешним управляющим плана внешнего управления. При этом, в случае установления невозможности восстановления платежеспособности, как по результатам рассмотрения плана внешнего управления, так и по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего, статьей 107, пунктом 7 статьи 119 Закона о банкротстве предусмотрена возможность перехода к процедуре конкурсного производства.
При изложенных обстоятельствах, когда анализ возможности восстановления платежеспособности должника в процедуре внешнего управления относится к компетенции внешнего управляющего, отсутствие безусловных доказательств о невозможности получения обществом соответствующей лицензии для восстановления производственной деятельности, наличие имущества у должника на общую сумму 16 904 000,00 руб., позволяет сделать вывод о возможности признания обоснованным ходатайства конкурсного управляющего ФИО1 о прекращении процедуры конкурсного производства и переходу к внешнему управлению в отношении должника.
По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве, а также исходя из системного толкования положений Закона о банкротстве и самого института несостоятельности в целом одной из основных целей данного Закона является осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника (восстановление его платежеспособности), в связи с чем, приоритет отдается реабилитационным процедурам.
При этом следует отметить, что восстановление платежеспособности должника служит интересам как должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и др.), так и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.
В случае несовершения действий, необходимых в ходе внешнего управления, в частности действий по разработке и утверждению плана внешнего управления, непредставления в суд утвержденного собранием кредиторов плана внешнего управления в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления, лица, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (пункт 5 статьи 107 Закона о банкротстве).
[A6] В данном случае целью введения процедуры внешнего управления является возможность финансового оздоровления общества и полное погашение требований кредиторов, что соответствует целям и задачам процедуры банкротства.
При изложенных обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить ходатайство конкурсного управляющего и прекратить конкурсное производство в отношении должника с переходом к процедуре внешнего управления сроком на 18 месяцев.
На основании статьи 96 Закона о банкротстве, внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 названного Федерального закона.
Приоритет в разрешении указанных вопросов законодатель предоставил кредиторам, волеизъявление которых должно иметь решающее значение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего соответствующего таким требованиям.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего, предусмотрены статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве.
Пунктом 2 статьи 20.2 Закона о банкротстве установлено, что не могут быть утверждены арбитражным судом в качестве внешних управляющих в деле о банкротстве арбитражные управляющие, которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам.
Собранием кредиторов принято решение об избрании в качестве кандидатура арбитражного управляющего члена Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» ФИО4.
Ассоциация «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» 07.04.2022 № 18896/02-02 представила кандидатуру арбитражного управляющего ФИО4. Сведения о соответствии представленной кандидатуре требованиям Закона о банкротстве, согласие арбитражного управляющего.
При изложенных обстоятельствах предложенная кандидатура арбитражного управляющего ФИО4 подлежит утверждению в качестве внешнего управляющего должника.
На основании изложенного и руководствуясь на основании статей 20.6, 45, 93, 94, 96, 146 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
[A7] О П Р Е Д Е Л И Л :
Прекратить процедуру конкурсного производства в отношении открытого акционерного общества "Мостовский карьер" (248007, г.Калуга, с.Сосновый бор, Сосновый бор п., ОГРН <***>, ИНН <***>) и перейти к процедуре внешнего управления сроком на 18 месяцев до 15 октября 2023 года.
Внешним управляющим открытого акционерного общества "Мостовский карьер" (248007, г.Калуга, с.Сосновый бор, Сосновый бор п., ОГРН <***>, ИНН <***>) утвердить члена Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» ФИО4 (ИНН <***>, номер в реестре арбитражных управляющих СРО - 660, почтовый адрес: 123001, <...>, а/я 9).
Установить фиксированное вознаграждение внешнего управляющего в размере 45 000 (срок пять тысяч) рублей в месяц.
Внешнему управляющему принять меры для опубликования в пятидневный срок сведений о введении в отношении должника внешнего управления в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Внешнему управляющему не позднее, чем через месяц с даты своего утверждения разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения; утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представить в арбитражный суд не позднее, чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.
Назначить судебное заседание по рассмотрению отчета внешнего управляющего на 3 октября 2023 года на 10 час. 00 мин. в помещении Арбитражного суда Калужской области по адресу: <...>, зал № 13.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение четырнадцати дней с даты его вынесения в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья М.А. Носова