ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А24-3500/2021 от 28.07.2021 АС Камчатского края

273/2021-31616(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Российская Федерация, Камчатский край,

 г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 2, http://kamchatka.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении искового заявления

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3500/2021  28 июля 2021 года 

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, 

рассмотрев вопрос о принятии к производству

заявления общества с ограниченной ответственностью 

«Морозко» (ИНН <***>, ОГРН

1024101028500)

о признании незаконным и отмене постановления начальника отделения – старшего  судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по ИОИП  Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и  Чукотскому автономному округу ФИО1 от 21.06.2021 об  отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по  исполнительному производству от 21.06.2021 № 41017/21/44084 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Морозко» (далее – заявитель,  Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края порядке главы 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника  отделения – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных  приставов по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по 


Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Никуленко Дениса 

Анатольевича от 21.06.2021 об отмене постановления об окончании и 

возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству от 

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам  подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными  или иными публичными полномочиями, должностных лиц. 

Частью 1 статьи 329 АПК РФ установлено, что постановления главного  судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта  (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего  судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их  действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по  правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса. 

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и  иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают  на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных  правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия)  незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в  соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. 


В соответствии с частью 1 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007   № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном  производстве) постановления должностного лица службы судебных приставов, его  действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть  оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке,  установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с  учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. 

Часть 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве  предусматривает, что заявление об оспаривании постановления должностного лица  службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный  суд в случаях: 

Частью 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве определено,  что в случаях, не указанных в части 2 этой статьи, заявление подается в суд общей  юрисдикции. 

Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при  рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного  производства» (далее – Постановление № 50) компетенция судов общей  юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, 


действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в  соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3  статьи 128 Закона об исполнительном производстве. 

В пункте 4 Постановления № 50 указано, что если в рамках сводного  исполнительного производства наряду с исполнительными документами  арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами  общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов,  проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции,  то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного  пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного  производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции. 

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4  (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  20.12.2016, указано, что основными критериями разграничения предметной  компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по требованию о  признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя  является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то,  каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный  документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно  оспорить несудебный исполнительный документ - части 2 и 3 статьи 128 Закона об  исполнительном производстве. 

Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 01.06.2010 № 3342/10 указано, что производство, связанное  с исполнением судебных актов суда общей юрисдикции, является завершающей  стадией гражданского процесса и регулируется разделом VII Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации; при этом арбитражные суды не  вправе вмешиваться в деятельность судов общей юрисдикции и нарушать правила  подведомственности. 

В рассматриваемом случае из заявления и приложенных к нему документов  следует, что обществу на основании решения Фрунзенского районного суда г.  Владивостока по делу № 5-7/18 от 28.08.2018 предоставлена рассрочка исполнения  административного наказания. 


Из резолютивной части оспариваемого постановления следует, что  исполнительное производство № 17574/18/41017-ИП от 27.04.2020 возобновлено,  исполнительное производство зарегистрировано с номером 32766/21/41017-ИП. 

Исходя из сведений, размещенных в общем доступе (https://r41.fssp.gov.ru),  следует, что в банке данных исполнительных производств имеет исполнительное  производство № 32766/21/41017-ИП от 27.06.2018 17813/20/41017-СД; в разделе  «реквизиты исполнительного документы (вид, дата принятия органом, номер,  наименования органа, выдавшего исполнительный лист» указан акт по делу об  административных правонарушениях от 26.01.2018 № 5-7/18 Фрунзенского  районного суда г.Владивостока). 

При таких обстоятельствах, суд признал, что в данном случае заявление  общества, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. 

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не  может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к  подсудности которых оно отнесено законом. 

В соответствии с правовой позицией, выраженной  в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2006 №  3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению  которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение  дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным  составом суда, – согласно статье 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации  никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от  11.07.2006 № 262-О указано, что рассмотрение дел должно осуществляться судом,  который в соответствии с установленными законом правилами  подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по  рассмотрению конкретного дела. 

Следовательно, несоблюдение правил компетенции означает нарушение  права на рассмотрение дела законным составом суда. 


Доказательства обращения общество с настоящим заявлением в суд общей  юрисдикции и отказа суда общей юрисдикции в реализации заявителю права на  судебную защиту заявителем не представлены. 

В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской  Федерации от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от  28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ  при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего  рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление,  административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю  соответственно на основании, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает  исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления  установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду  общей юрисдикции. 

На основании вышеизложенного, суд возвращает заявление в соответствии с  положениями пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. 

Государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная обществом  при обращении с заявлением, подлежит возврату заявителю из федерального  бюджета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового  кодекса Российской Федерации. 

 Руководствуясь статьями 129, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального  кодекса РФ, арбитражный суд 

определил:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Морозко»  возвратить. 


Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Морозко» из  федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей,  уплаченную по чеку-ордеру от 19.07.2021 (операция 4641). 

Определение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный  суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного  месяца со дня вынесения определения. 

Приложение: заявление и приложенные к нему документы на 13 л. 

Судья М.В. Карпачев

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 27.01.2021 22:25:56

Кому выдана Карпачев Михаил Валерьевич