59/2013-43507(3)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Российская Федерация, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 2, тел. 8 (4152) 219-200, факс 219-219
e-mail: info@kamchatka.arbitr.ru, http://kamchatka.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский | Дело № А24-3703/2013 |
24 декабря 2013 года |
Резолютивная часть определения объявлена 17 декабря 2013 года.
Полный текст определения изготовлен 24 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Камчатская строительная корпорация» (ИНН 4101136774, ОГРН 1104101001465)
к Агентству по занятости населения и миграционной политики Камчатского края
о признании незаконным решения межведомственной комиссии по миграционной политике в Камчатском крае, оформленного письмом Агентства по занятости населения и миграционной политики Камчатского края от 17.07.2013 № 55.08-01- 30/1916, об отказе в выделении квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации,
об обязании межведомственной комиссии по миграционной политике в Камчатском крае выделить квоты привлечение иностранных работников в 2014 году в количестве 150 рабочих мест согласно заявлению от 29.04.2013
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, правительство Камчатского края, межведомственная комиссия по миграционной политике в Камчатском крае
при участии: | |
от заявителя: | не явились; |
от ответчика: | Руденченко Т.В. – представитель по |
доверенности от 24.10.2013 № 55.08-01-32/2769 | |
(сроком до 31.12.2013); | |
от правительства | Ниценко Н.Б. – представитель по доверенности |
Камчатского края: | от 18.11.2013 № 55 (сроком до 31.12.2013), |
от межведомственной комиссии не явились;
по миграционной политике в
Камчатском края:
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Камчатская строительная корпорация» (далее – заявитель, общество, ООО «Камчатская строительная корпорация») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК РФ) с заявлением к Агентству по занятости населения и миграционной политики Камчатского края (далее – ответчик, Агентство) о признании незаконным решения межведомственной комиссии по миграционной политике в Камчатском крае, оформленного письмом Агентства от 17.07.2013 № 55.08-01-30/1916, об отказе в выделении квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, об обязании межведомственной комиссии по миграционной политике в Камчатском крае выделить квоты привлечение иностранных работников в 2014 году в количестве 150 рабочих мест согласно заявлению от 29.04.2013, ссылаясь на то, что оспариваемое решение препятствует осуществлению ООО «Камчатская строительная корпорация» хозяйственной деятельности предприятия, способствует снижению уплаты налогов в бюджеты всех уровней.
ООО «Камчатская строительная корпорация» о времени и месте судебного заседания извещено, явку представителя не обеспечило.
В судебном заседании представитель Агентства требования общества не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что Агентство не принимало никаких решений о выделении, а также об отказе выделении квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, поскольку выделение квот не входит в его компетенцию. Оспариваемое письмо Агентства от 17.07.2013 № 55.08-01-30/1916 не является ненормативным правовым актом, поскольку названным письмом ответчик проинформировал ООО «Камчатская строительная корпорация» о принятом межведомственной комиссией по миграционной политике в Камчатском крае решении.
Представитель правительства Камчатского края в судебном заседании полагал требование общества не подлежащим уведомлению по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на те обстоятельства, что межведомственная комиссия по миграционной политике в Камчатском крае (далее – межведомственная комиссия) является коллегиальным органом и в своей деятельности руководствуется положением, утвержденным постановлением губернатора Камчатского края от 29.08.2008 № 341 «Об образовании Межведомственной комиссии по миграционной политике в Камчатском крае и утверждении Положения о ней». Являясь координационным органом в области регулирования миграционных процессов, межведомственная комиссия на основании представленных и обобщенных Агентством документов рассмотрела потребность объема квот на привлечение иностранных работников и простым большинством голосов, присутствующих на заседании членов, путем открытого голосования приняла решение об отклонении заявки на привлечение иностранной рабочей силы на 2014 год в отношении ООО «Камчатская строительная корпорация» на основании подпункта «а» пункта 18 порядка определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783. Причиной отказа послужило наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации. Факт неиспользования ООО «Камчатская строительная корпорация» возможности: удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов; подготовки или переподготовки безработных граждан; привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации до оформления обращения в Агентство с заявкой на привлечение иностранной рабочей силы на 2014 год подтверждается письмами краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Елизовского района» от 18.10.2013 № 2682, краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского» от 11.10.2013 № 01-15/265.
Межведомственная комиссия о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечила.
Выслушав объяснения представителей Агентства и правительства Камчатского края, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.04.2013 ООО «Камчатская строительная корпорация» обратилось в Агентство с заявлением- обоснованием о рассмотрении вопроса выделения обществу квоты на привлечение иностранных работников в 2014 году в количестве 150 рабочих мест (л.д. 12–13).
Письмом от 17.07.2013 № 55.08-01-30/1916 Агентство сообщило заявителю о том, что 08.07.2013 состоялось заседание межведомственной комиссии, на которой была рассмотрена заявка ООО «Камчатская строительная корпорация» на привлечение иностранной рабочей силы на 2014 год, где было принято решение межведомственной комиссией об отклонении заявки (л. д. 10).
Заявитель, полагая решение межведомственной комиссии по миграционной политике в Камчатском крае, оформленное письмом Агентства от 17.07.2013 № 55.08-01-30/1916, не соответствующим требованиям федерального законодательства, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Экономические, организационные и правовые основы государственной политики содействия занятости населения определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1), согласно которому государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, а также на международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых договоров (статья 5 Закона № 1032-1).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами
местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Федерального закона № 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункты 1–3 статьи 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ).
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 (далее – Правила).
Согласно пункту 5 Правил в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в субъектах Российской Федерации решением
высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) определяются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Камчатском крае постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 415-П возложены на Агентство (л.д. 27–32).
В соответствии с предусмотренным Правилами порядком определения в субъектах Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и подготовки предложений по объемам квот Агентство в установленные данными правилами сроки обобщает заявки работодателей и направляет их на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников (пункт 15 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил Агентство направляет на рассмотрение межведомственных комиссий: сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников; заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы; информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений; информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично, в том числе по основанию наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (подпункт «а» пункта 18 Правил).
Как следует из материалов дела, письмом от 17.07.2013 Агентство сообщило обществу о том, что 08.07.2013 состоялось заседание межведомственной комиссии, на которой рассмотрена заявка ООО «Камчатская строительная корпорация» на привлечение иностранной рабочей силы на 2014 год, где было принято решение об отклонении заявки.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом, решением подлежащими обжалованию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, понимаются документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно пункту 17 Правил решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально- квалификационной структуры привлечения иностранных работников принимает межведомственная комиссия, решение комиссии в силу пункту 20 Правил может быть обжаловано работодателями. В свою очередь уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.
Следовательно, оспариваемое обществом письмо Агентства от 17.07.2013 № 55.08-01-30/1916 не является решением или ненормативным правовым актом, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридических последствий, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности общества, носит уведомительный характер.
Названный вывод соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 12.07.2011 № Ф03-2419/2011 по делу № А51-16386/2010.
Обращение в арбитражный суд по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется в форме заявления (часть 4 статьи 4 АПК РФ).
Согласно абзацу 3 статьи 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, являются заявители и заинтересованные лица – органы, осуществляющие публичные полномочия.
Из заявления ООО «Камчатская строительная корпорация» в арбитражный суд следует, что в качестве ответчика (заинтересованного лица – органа, осуществляющего публичные полномочия) указано только Агентство. Иные лица в качестве заинтересованных лиц обществом в заявлении не указаны.
Учитывая названные обстоятельства, арбитражный суд определением от 19.11.2013 отложил судебное разбирательство и предложил ООО «Камчатская строительная корпорация» уточнить процессуальное положение иных участвующих в деле лиц, в том числе привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – правительства Камчатского края и межведомственной комиссии.
ООО «Камчатская строительная корпорация» иных лиц в качестве ответчика (заинтересованного лица – органа, осуществляющего публичные полномочия) не указало.
В пункте 1 части 1 статьи 150 АПК РФ установлено правило, согласно которому арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем письмо Агентства от 17.07.2013 № 55.08-01- 30/1916 не может выступать предметом судебного обжалования, что в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ является основанием для прекращения производства по делу.
Государственная пошлина в размере 2000 руб., перечисленная платежным поручением от 16.09.2013 № 312 при обращении с заявлением, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 100, 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
производство по делу № А24-3703/2013 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Камчатская строительная корпорация» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., перечисленную платежным поручением от 16.09.2013 № 312.
Определение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения.
Судья | И.Ю. Жалудь |
2 А24-3703/2013
3 А24-3703/2013
4 А24-3703/2013
5 А24-3703/2013
6 А24-3703/2013
7 А24-3703/2013