АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Российская Федерация, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 2, http://kamchatka.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-6273/2019
10 марта 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 04 марта 2021 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Березкиной В.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тяниковым П.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю» (ИНН 4105023764, ОГРН1024101216886) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 506 557,50 руб., предъявленное по делу № А24-6273/2019 по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю
(ИНН 4101035896, ОГРН 1044100662946) о признании общества с ограниченной ответственностью «СпецГидроСтрой ДВ» (ИНН 4101097081,
ОГРН 1044100651902) несостоятельным (банкротом),
при участии:
от федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю»:
Шевченко А.О. – представитель по доверенности от 11.01.2021 сроком до 31.12.2021,
установил:
12.08.2019 уполномоченный орган – Федеральная налоговая служба в лице УФНС России по Камчатскому краю (ИНН 4101035896, ОГРН 1044100662946, зарегистрированный по адресу: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр. Рыбаков, д. 13, корпус «А») обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «СпецГидроСтрой» (ИНН 4101097081, ОГРН 1044100651902, зарегистрированного по адресу: 683002, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Савченко, 18/1, 42,далее - должник, ООО «СпецГидроСтрой») несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 03.09.2019 заявление принято, возбуждено производство по делу, назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Определением суда от 27.09.2019 в отношении должника введена процедура наблюдения сроком на три месяца.
Определением суда от 27.09.2019 временным управляющим должником утверждена Родионова А.А. (ИНН 253610628328) – член Союза арбитражных управляющих «Возрождение».
Объявление № 77033148238 о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 12.10.2019.
Решением от 26.12.2019 (дата объявления резолютивной части решения) ООО «СпецГидроСтрой ДВ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев.
Определением суда от 26.12.2019 (дата объявления резолютивной части определения) конкурсным управляющим должником утверждена Родионова А.А.
(ИНН 253610628328) – член Союза арбитражных управляющих «Возрождение».
Объявление № 77033239288 о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 11.01.2020.
Определением от 21.12.2019 Родионова А.А. освобождена от исполнения возложенных на нее обязанностей конкурсного управляющего ООО «СпецГидроСтрой ДВ». Конкурсным управляющим должником утверждена арбитражный управляющий Кондрашова Екатерина Андреевна – член Союза арбитражных управляющих «Возрождение».
26.11.2020 в арбитражный суд поступило заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю» (далее – ФКУ «ИК-6») о включении в реестр требований кредиторов должника неустойки в размере 506 557,50 руб., начисленной в связи с ненадлежащим исполнением должником обязательств по государственному контракту от 09.11.2016 на выполнение комплекса работ по заготовке и доставке деловой древесины в сортименте № 225.
Определением от 26.01.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению.
Определением суда от 11.02.2021 судебное заседание было отложено.
В заседание арбитражного суда представители иных лиц, участвующих в деле, за исключением вышеуказанных, не явились, в связи с чем, с учетом их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, судебное заседание проведено в их отсутствие, по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
До начала судебного заседания от уполномоченного органа поступил отзыв на заявление, в котором указано, что уполномоченный орган в соответствии с абзацем седьмым пункта 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 одобряет включение в реестр требований кредиторов должника требований ФКУ «ИК-6» в размере 506 557,50 руб.
В судебном заседании представитель ФКУ «ИК-6» заявление поддержал.
Выслушав мнение представителя ФКУ «ИК-6», исследовав материалы дела и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд установил следующее.
В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Установление требований кредиторов, предъявленных в ходе конкурсного производства, осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 100, 142 Закона о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требования кредитор ссылается на наличие задолженности у должника по государственному контракту от 09.11.2016 № 225 за период с 20.12.2016 по 18.09.2017 в размере 506 557,50 руб.
09.11.2016 между ФКУ «ИК-6» (государственный заказчик) и должником (подрядчик) был заключен государственный контракт № 225 на выполнение комплекса работ по заготовке и доставке деловой древесины в сортименте,
по условиям которого подрядчик обязуется выполнить комплекс работ в пределах лесного фонда Ключевского лесничества Камчатского края кварталы 84,85,86,137,138 все выделы в пределах кварталов Козыревского участкового лесничества с кадастровым номером 41:00:0000000:4 в соответствии с Проектом освоения лесов на лесных участках общей площадью 3 014 га, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ «ИК-6» (пункт 1.1 контракта).
Работы считаются выполненными в полном объеме после сдачи отработанной лесосеки органам лесного хозяйства и с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ в полном объеме
(пункт 1.2 контракта).
Цена контракта составляет 3 000 000 руб. (пункт 3.1 контракта).
Согласно пункту 4.1 контракта подрядчик обязуется приступить к выполнению работ в течение десяти дней с момента подписания контракта и закончить в срок не позднее 01.07.2017, согласно графику работ:
1 этап: комплекс работ по заготовке 2000 м3 древесины в пределах земель лесного фонда Ключевского лесничества Камчатского края кварталы 84,85,86,137,138 все выделы в пределах кварталов Козыревского участкового лесничества с кадастровым номером 41:00:0000000:4. Срок до 20.12.2016.
2 этап: доставка деловой древесины хвойных пород диаметром от 14 до 40 см длинной не менее 4 метров в объеме 330 м3 на склад заказчика, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Елизово, ул. Карьерная, д.3.
Срок до 25.12.2016.
3 этап: сдача отработанных кварталов (выделов) органам лесного хозяйства и предоставления государственному заказчику документа, подтверждающего сдачу отработанных кварталов (выделов) органам лесного хозяйства. Срок до 01.07.2017.
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2017, а в части осуществления оплаты и гарантийных обязательств –
до их полного исполнения (пункт 13.1 контракта).
16.12.2016 сторонами подписано дополнительное соглашение № 308
к государственному контракту № 225 от 09.11.2016, согласно которому сторонами внесены изменения в раздел № 1 «Предмет Контракта» государственного контракта № 225 от 09.11.2016 «На выполнение комплекса работ по заготовке и доставке деловой древесины в сортименте»
(пункт 1 дополнительного соглашения).
Согласно акту сдачи-приёмки выполненных работ № 1 от 01.03.2017 выполнен 1 этап государственного контракта № 225 от 09.11.2016.
Общая стоимость контракта составила 1 200 000 руб.
Согласно акту сдачи-приёмки выполненных работ № 2 от 01.03.2017 выполнен 2 этап государственного контракта № 225 от 09.11.2016.
Общая стоимость контракта составила 900 000 руб.
Согласно счету № 27 от 22.09.2017 выполнен 3 этап государственного контракта № 225 от 09.11.2016. Общая стоимость контракта составила
3 000 000 руб.
Согласно представленным счетам и платежным поручениям от 18.07.2017 № 236578 на сумму 500 000 руб., от 14.07.2017 № 222305 на сумму 500 000 руб., от 21.07.2017 № 254703 на сумму 600 000 руб., от 03.10.2017 № 548001 на сумму 450 000 руб., от 27.09.2017 № 519053 на сумму 450 000 руб. обязательства по государственному контракту № 225 от 09.11.2016 ФКУ «ИК-6» выполнены в полном объеме.
Подрядчиком пропущены сроки выполнения работ по государственному контракту № 225 от 09.11.2016, а именно:
- по 1 этапу с 20.12.2016 (срок окончания согласно пункту 4.1 контракта) по 01.03.2017;
- по 2 этапу с 25.12.2016 (срок окончания согласно пункту 4.1 контракта) по 01.03.2017;
- по 3 этапу с 01.07.2017 (срок окончания согласно пункту 4.1 контракта) по 18.09.2017.
Согласно пункту 7.3 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом заказчик направляет подрядчику (поставщику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объеме обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (поставщиком, исполнителем).
ФКУ «ИК-6» выставил должнику требование об уплате неустойки за вышеуказанные периоды в сумме 506 557, 50 руб., из них:
- по 1 этапу с 20.12.2016 по 01.03.2017 в размере 185 310 руб.
- по 2 этапу с 25.12.2016 по 01.03.2017 в размере 200 970 руб.
- по 3 этапу с 01.07.2017 по 18.09.2017 в размере 120 277,50 руб.
В связи с несоблюдением контрактных обязательств ФКУ «ИК-6» направляло в адрес должника претензионные требования от 29.08.2018
№ 42/30/2-826, от 27.09.2018 № 42/30/2-1372, от 02.04.2020 № 42/30/2-1959,
от 27.07.2020 № 42/30/2-4235.
Данные требования получены должником и по настоящее время не исполнены. Указанное обстоятельство послужило основанием обращения
ФКУ «ИК-6» в арбитражный суд с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов в размере 506 557,50 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Статьей 41 БК РФ предусмотрено, что средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ.
Из пункта 2 Постановления № 257, а также пунктов 1, 12, 19 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Постановлением № 257, следует, что уполномоченный орган является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве, и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Также в соответствии с пунктом 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедур банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, денежные требования, вытекающие из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов, предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.
Как указано в пункте 5 Обзора в случае, если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 ГК РФ, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 АПК РФ.
16.02.2021 в арбитражный суд (через систему «Мой арбитр»)
от уполномоченного органа поступил отзыв на заявление, в котором указано, что уполномоченный орган одобряет включение в реестр требований кредиторов должника требований ФКУ «ИК-6» в размере 506 557,50 руб.
В связи с указанным обстоятельством заявление ФКУ «ИК-6» подано правомерно и подлежит рассмотрению.
В соответствии со статьей 110 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе утвердить перечень товаров, работ, услуг, которые включаются в государственный оборонный заказ и при осуществлении закупок которых поставщики (подрядчики, исполнители) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не вправе отказаться от заключения контракта. При этом цена такого контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги должна быть определена в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 764 ГК РФ по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
К отношениям по осуществлению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяется статьи 763–768 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что должник исполнил свои обязательства перед ФКУ «ИК-6» по 3 этапам государственного контракта № 225 от 09.11.2016 с нарушением установленных сроков, указанных в пункте 4.1 контракта.
Поскольку должник обязательства по заготовке и доставке деловой древесины в сортименте исполнил не своевременно, ФКУ «ИК-6» заявлено требование о взыскании неустойки в размере 506 557,50 руб., начисленной за периоды:
- по 1 этапу с 20.12.2016 по 01.03.2017 в размере 185 310 руб.
- по 2 этапу с 25.12.2016 по 01.03.2017 в размере 200 970 руб.
- по 3 этапу с 01.07.2017 по 18.09.2017 в размере 120 277,50 руб.
Рассмотрев названное требование, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу положений части 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с требованиями статьи 331 ГК РФ, статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ условие о неустойке согласовано сторонами в пункте 7.3 контракта согласовано, что в случае просрочки исполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом заказчик направляет подрядчику (поставщику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объеме обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (поставщиком, исполнителем).
Поскольку нарушение должником обязательства по заготовке и доставке деловой древесины в сортименте судом установлено, а соглашение о неустойке (пени) сторонами достигнуто, требование ФКУ «ИК-6» о взыскании пеней заявлено правомерно.
Проверив арифметический расчет неустойки, суд считает его верным.
Возражений по заявленным требованиям не представлено, расчет неустойки не опровергнут.
На основании изложенного суд признал требования кредитора в размере 506 557,50 руб. неустойки обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Указанный срок для денежных требований является пресекательным и не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. По истечении данного срока реестр закрывается, что исключает возможность включения в него каких-либо требований.
Согласно абзацу второму пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» последствия пропуска срока для предъявления требований о включении в реестр требований кредиторов специально урегулированы в пунктах 4 и 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве).
Как уже указано выше, сведения о признании должника банкротом и открытии процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 11.01.2020 № 77033239288.
По правилам пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов закрыт 11.03.2020.
Поскольку кредитор обратился в арбитражный суд 26.11.2020, то есть по истечении установленного срока предъявления таких требований, требование кредитора удовлетворяется за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Руководствуясь статьями 16, 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и статьями 184, 185, 188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
признать требования федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю» (ИНН 4105023764, ОГРН1024101216886) в размере
506 557,50 руб. неустойки обоснованными и подлежащими удовлетворению в порядке пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве за счет имущества должника – общества с ограниченной ответственностью «СпецГидроСтрой ДВ» (ИНН 4101097081,ОГРН 1044100651902), оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения.
Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Камчатского края – http://kamchatka.arbitr.ru.
Судья Березкина В.П.