20/2013-21124(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Петропавловск-Камчатский | Дело № А24-879/2013 |
24 июня 2013 года |
Резолютивная часть определения объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст определения изготовлен 24 июня 2013 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Решетько В.И., судей Довгалюка Д.Н. и Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белым К.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействующими приказов от 25.02.2013 №№ 156, 168, 174
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.01.2013
№ КЭ-18-18-13/25Д (сроком до 30.06.2013);
от Министерства: ФИО2 – представитель по доверенности от 27.02.2013
№ 9 до 31.12.2013.
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее – заявитель, общество, ОАО «Камчатскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлениями в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействующими приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края
(юридический адрес: г. Петропавловск-Камчатский, пл. Ленина, 1, ОГРН 1074101008057) (далее – Министерство) от 25.02.2013 №№ 156, 168, 174.
В заявлениях и последующих уточнениях от 03.04.2013 общество указало, что оспариваемые нормативные правовые акты Министерства не соответствуют постановлениям Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и нарушают права и законные интересы заявителя (л.д. 3-5, 25-26, 33-35, 59-60, 63-65, 89-90).
Определением арбитражного суда от 14.05.2013 дела №№ А24-879/2013, А24-880/2013 и А24-898/2013 по рассмотрению вышеуказанных заявлений объединены в одно производство с присвоением делу единого номера А24- 879/2013 (л.д. 108-109).
Министерство представило в суд письменный отзыв, в котором требования ОАО «Камчатскэнерго» отклонило, полагая оспариваемые нормативные правовые акты законными и обоснованными (л.д. 91-92).
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении с учетом последующих уточнений.
Представитель Министерства просил в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предметом оспаривания по настоящему делу являются нормативные правовые акты – приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 25.02.2013 №№ 156, 168, 174, вносящие изменения в приказы этого же Министерства от 05.12.2012 № 679, 686, 638, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг (горячего водоснабжения в жилых помещениях) населением при отсутствии приборов учета в Мильковском сельском поселении Мильковского муниципального района, Усть-Большерецком муниципальном районе (за исключением Озерновского городского поселения, Запорожского сельского поселения) и Пионерском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края соответственно.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Аналогичное положение закреплено в части 4 статьи 191 АПК РФ, предусматривающей, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с ведением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, а также дела, названные в статье 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Из содержания нормативных правовых актов, оспариваемых заявителем по настоящему делу, следует, что они приняты по исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в котором арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать споры, вытекающие из жилищных правоотношений.
Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 14 Информационного письма от 13.08.2004 № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 9669/07 следует, что заявления о признании недействующими нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (кроме заявлений о признании недействующими актов, указанных в Федеральном законе «О защите конкуренции», противоречащих антимонопольному законодательству) не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Из установленных судом обстоятельств следует, что оспариваемые в рамках настоящего дела нормативные правовые акты приняты Министерством жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, которое в силу пункта 1.1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 426-П, является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Камчатского края.
Более того, данные нормативные правовые акты регулируют правоотношения, не предусматривающие возможности их оспаривания федеральным законом в арбитражном суде.
Пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 разъяснено, что если в судебном заседании будет установлено, что в применяемом федеральном законе арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать заявление об оспаривании нормативного правового акта, производство по такому делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление ОАО «Камчатскэнерго» не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
То обстоятельство, что на момент подачи обществом заявлений в арбитражный суд действовала редакция пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 317-ФЗ), предусматривающего возможность оспаривания в арбитражном суде нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, без указания на возможность такого оспаривания в соответствующем федеральном законе, не может служить основанием для рассмотрения заявлений ОАО «Камчатскэнерго» по существу ввиду следующего.
Во-первых, арбитражное процессуальное законодательство не содержит в себе положений, позволяющих возможность арбитражному суду рассмотреть по существу дело, принятое с соблюдением правил подведомственности, если впоследствии оно станет подведомственным суду общей юрисдикции. Такое положение распространяется исключительно на вопросы подсудности (часть 1 статьи 39 АПК РФ).
Во-вторых, действующим процессуальным законом предусмотрен лишь один случай сохранения дела в подведомственности арбитражного суда – только в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (часть 4 статьи 27 АПК РФ). Иные случаи сохранения такой подведомственности АПК РФ в себе не содержит.
В-третьих, в силу императивного указания, содержащегося в части 4 статьи 3 АПК РФ, судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126- ФЗ, предусматривающий возможность рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов лишь только в том случае, если рассмотрение таких дел отнесено к компетенции арбитражного суда в соответствии с федеральным законом.
Государственная пошлина, уплаченная обществом в общей сумме 6 000 руб. по платежным поручениям от 11.03.2013 №№ 37178, 37179, 37186 при подаче заявлений в арбитражный суд, подлежит возврату заявителю в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
производство по делу № А24-879/2013 прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину в общей сумме 6 000 руб., уплаченную по платежным поручениям от 11.03.2013 №№ 37178, 37179, 37186. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья | В.И. Решетько |
Судьи | Д.Н. Довгалюк |
И.Ю. Жалудь |
2 А24-879/2013
3 А24-879/2013
4 А24-879/2013
5 А24-879/2013